Сообщение по теме: Диагностические методы изучения личности обучающегося и детского коллектива.


Сообщение по теме: Диагностические методы изучения личности обучающегося и детского коллектива.
1.Каждому педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого классный руководитель может воспользоваться педагогическими методами изучения личности мл. школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей.
Педагогическая диагностика это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:
-информационная, заключается в том, чтобы:
-Выявить относительный уровень развития ребенка;
-Уровень состояния педагогического взаимодействия;
-Определить основные параметры будущей характеристики ученика;
-прогнозирующая-способствует выявлению потенциальных возможностей развития у.
-определяет прогноз организации взаимодействия с у.
-оценочная
-иметь представление о результативности пед. взаимодействия;
-определить эффективность использования в пед. процессе различных воспитательных и обучающих средств;
-развивающая
-использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
-создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики;
Основные задачи диагностики в начальной школе:
1.Определить уровни развития ребенка.
2.Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую стороны.
3.Увидеть нору и отклонения(ориентируясь на эталон).
4.Проанализировать полученные факты.
5.Установить причины изменений.
6.Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Работая с диагностическими методиками , кл. руководитель должен придерживаться следующих правил:
-содержание диагностической методики предполагает ожидаемый результат;
-любые результаты должны служить не во вред уч-ся и родителям, а во благо;
-по результатам диагностики должна проводиться систематически коррекционная работа;
-необходимость диагностики должна разъясняться уч-ся и родителям.
Методы педагогической диагностики:
-беседа
-метод наблюдения
-опросник
-проективные тесты
-анкеты
-графические и рисуночные тесты
-сочинения
2.Сообщение из личного опыта.
К началу учебного года составляется программа по воспитательной работе.
У меня она включает несколько направлений:
-гражданско-правовое и патриотическое
-нравственно-эстетическое
-художественно-эстетическое
-экологическое
-здоровье сберегающее
-трудовое
-семья
Я заранее подбираю диагностики по каждому направлению.
Н-р: Направление «Семья»
Анкета «Моя семья»
Цель: выявить духовные ценности, уровень взаимопонимания в семье.
Проведя анкету, анализирую и делаю вывод для индивид. беседы с родителями.
Или по методике Л. Головней опросник «Уровни взаимоотношений в семье»
Цель: Выявить уровни взаимоотношений в семье между родителями и детьми, использовать результаты на род. собрании, чтобы помочь искоренить конфликты в семье, выявить пути их устранения.
По результатам делаю вывод.
Направление «Трудовое» перекликается с семейным.
Анкета «Моя семья»
Цель: выявить обязанности детей в семье, их помощь по дому.
Вывод. Обязанности в классе.
Направление «Здоровье сберегающее »
Анкета для родит. собр. «ТВ в жизни мл .школьника»(Роль)
Рисуночный тест(предпочтение)
Анкета «Правила поведения на дорогах»
Цель: проверить усвоение и соблюдение детьми правил и норм поведения на улице и дороге.
Вывод я делаю для себя и своей дальнейшей работы.
Большая работа ведется по диагностике режима дня.
Анкета(для кл. часа, родит. собр.)
Рисуночный тест.
Цель: Проверить как дети соблюдают режим дня, какие проблемы и трудности есть у каждого.
Выводы обязательны. И работа по ним.
Анкета «Правила личной гигиены»
Цель: Проверить знание и выполнение правил, необходимых для соблюдения чистоты и укрепления здоровья.
Художественно-эстетическое направление.
Анкета «Чтение-окно в мир познания»(для род. собр.) и для себя.
Цель: Проверить регулярность чтения, тематика, посещение библиотеки.
Вывод: повышать т.ч., интерес и т.д.
Цели: выявление способностей и интересов, эмоции, чувства, поиск решения.
«Мой портрет в интерьере» (рис. тест)(рамочка-внутри предметы по интересу)
Анкета «Мои любимые вещи»
Цвет, имя, праздник, день недели, предмет, книга ,животное……
Сочинения по темам:
Мой любимый предмет.
Мое любимое занятие.
Мой выходной день.
Мои школьные трудности.
Ассоциации.
Список слов (картинка)
Математика Школа учитель класс друг отметка ……
Краски
10 кружков(2 цвета)
Звонок,книга,учитель,портфель,класс,физ-ра,урок,дом.зад.,тетрадь…..
Вывод: темный цвет-негатив. эмоции.
Экологическое направление
В конце учеб года тест «Лесные опасности».
Диагностика коллектива.
Анкета «Правила вежливости»
Цель: знание и соблюдение норм поведения.
Тест «Какой я»
Тест «Настоящий друг»
Я для себя вывожу алгоритм.
Направление диагностики- подбор-цели –где использую- выводы-работа