Сценарий Литературно-музыкальной гостиной, посвященной М.Ю.Лермонтову
Литературно-музыкальная гостиная
«Чудная натура». М. Ю. Лермонтов
Хозяйка гостиной:
Добрый вечер, уважаемые гости, дорогие ребята! Вы приглашены на открытие литературной гостиной нашей школы.
Литературная гостиная, литературный салон, литературные среды, четверги, пятницы Они были модными в ХУІІІ – ХІХ веках.
Любовь к литературе, живописи, музыке требовала встреч, разговоров, споров.
В литературных гостиных писатели и поэты читали свои произведения, композиторы представляли музыкальные произведения, художники – картины
В салоне З. Волконской А.С. Пушкин познакомил публику с трагедией «Борис Годунов»
В литературной гостиной Софьи Карамзиной М.Ю. Лермонтов читал свои стихотворения
Много в свое время писали о литературных гостиных ХХ века, где читающая публика знакомилась с Чеховым, Блоком, Есениным
Эти встречи требовали большей аудитории. Поэтому из гостиных они переходили в салоны и кафе.
Хотим и мы открыть литературную гостиную в нашей школе. Сегодня у нас первая встреча – Лермонтовская.
Лермонтов! Наш Лермонтов!..
К живому –
да, к живому!-
не к портрету
наш взор
сегодня
обращен к тебе
«Дьявольский талант! Глубокий и могучий дух! Чудная натура», - сказал о Лермонтове В.Г.Белинский. А как нам оценить его? Где взять слова, чтобы поведать о нем – и гордом, и великом?
Негасимая звезда его поэзии разгорается все ярче и ярче. Откройте томик его стихотворений – на вас пахнет таким русским, родным, что вы сразу почувствуете невольный трепет сердца, что зовется святой любовью к Родине.
Гость 1:
Когда рождается поэт, гласит восточная мудрость, на небе зажигается звезда. Когда же зажглась звезда Лермонтова?
В тот час, когда грянул выстрел на Черной речке, в тот скорбный для России час и родился поэт Лермонтов.
В холодный январский день он был там, у пушкинского дома. Люди стояли плотной стеной, говорили вполголоса, многие молчали и плакали Лермонтов отошел к набережной, задумался Вдруг кто-то положил на его плечо руку. Мишель поднял голову – Василий Семенов перед ним, друг Пушкина, лицеист второго выпуска. Полушепотом, чтобы не слышал племянник Петя, он сказал, что дуэль – это убийство, Дубельт и Бенкендорф «для предотвращения дуэли» направили жандармов совсем в другую сторону. «Это же настоящий заговор против Пушкина!» - шептал Василий.
Поэт побледнел: «Заговор! Убийство! Домой! Скорей домой!»
Минуло 76 лет. Петя Семенов, мальчуган, с восторгом глядевший на гусарского офицера, станет известным академиком Семеновым-Тянь- Шанским и с гордостью скажет на закладке памятника Лермонтову в Петербурге, что встретился с поэтом у дома умирающего Пушкина.
А в тот январский вечер Лермонтов, обмакнув перо в чернила, написал первые строки стихотворения, которое вошло во все хрестоматии мира:
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой
Перо быстро бегало по бумаге
«Направили жандармов в другую сторону» - вспоминалось Мишелю. Рука сама нарисовала в углу мужской профиль Да это же Дубельт! Лермонтов дорисовал густые усы и бакенбарды. Сходство стало еще более явным. И на ум пришла нужная строка:
Его убийца хладнокровно
Навел удар спасенья нет.
Не поднимая головы, на едином дыхании поэт строчил строку за строкой. Слово за словом. Вот и последнее:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать
Лермонтов перечитал стихотворение, взял чистые листы, на первом крупно вывел «Смерть поэта» и стал переписывать набело.
Подписался под стихами и поставил дату – 28 января 1837года.
Гость 2:
Верные друзья поэта – Монго и Раевский – все еще сидели в соседней комнате. Мишель, выйдя к ним с возбужденно блестящими глазами, быстро положил листы на столик. Друзья стали читать
- Мишель, ты пишешь: «И умер он с напрасной жаждой мщенья», я ведь говорят, что он простил своим врагам.
- Не верю, не мог он простить, и Россия им не простит. Никогда!
Раевский попросил переписать: стихи должна узнать публика Сегодня! Сейчас!
- Завтра писарям в департаменте дам работу, - сказал он, - пусть заговорят больше. Дадим друзьям, знакомым и незнакомым.
- И я тоже, - сказал Монго.
Никому из них не могло прийти в голову, что скорбная весть была преждевременной, что Пушкин был жив. 29 января, в два часа пополудни, перестало биться сердце Александра Сергеевича
А Петербург гудел. Многие упрекали Пушкина. Сплетничали о его жене, о Дантесе, о царе Николае
Возмущенный, взбешенный молодой поэт спорил с друзьями, с двоюродными братьями. Он-то хорошо понимал, кто истинный убийца. После очередного спора Мишель встал и торжественно, чеканя каждое слово, прочитал:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!..
Услужливая рука, - ох, уж эти услужливые руки! – не замедлив доставило список стихов Его Величеству Николаю I с припиской «Воззвание к революции».
И завертелась шарманка III отделения. Лермонтов был взят под арест.
А братья Романовы – царь Николай и Михаил – решали судьбу двух дуэлянтов
Решено: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение стихотворения на смерть Пушкина перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк» А Дантеса, «лишив чинов и приобретённого им российского дворянского достоинства, записать в рядовые и выслать за границу».
19 марта 1837 года двое бывших гвардейцев из разных полков по распоряжению царя покидали северную столицу. Один ехал на запад, другой – на юг. Один - на родину, другой – в изгнание. Один – к безбедной жизни, другой – к возможной смерти. Один носил фамилию Дантес, другой – Лермонтов
Можно было бы на этом и закончить историю ссылки Михаила Юрьевича, но мы дополним ее одним эпизодом, который поможет разобраться в общественной обстановке тех лет.
Гость3:
Юнкер Гвоздев, узнав, что Лермонтова арестовали, написал ответное послание на его стихи:
Не ты ль сказал: «Есть грозный суд!»
И этот суд есть суд потомства.
Сей суд прочтет их приговор –
И на листе, как вероломство,
Он впишет имя их – позор
Были, были в России горячие головы и преданные, искренние сердца!
Гость 4:
Судьба неблагосклонно отнеслась к Михаилу Юрьевичу с детства Непримиримый треугольник – мать, отец, бабушка
- Мишенька, - тихо позвала внука бабушка. – Я должна тебе сообщить невеселые новости
Он ждал. Только сердце стукнуло сильно и покатилось куда-то
- Мне не хотелось будить тебя, но твой отец
- Умер? – холодея от страха, произнес Михаил.
- Нет, он жив, успокойся, но он очень болен.
- Что же Вы не сказали мне ночью, бабушка! Боже мой, я могу опоздать!
Кони неслись, а ему казалось, что стоят на одном месте Как ему хотелось выскочить из экипажа и бежать, бежать по этой бесконечной дороге Бежать, пока не покажется на лужайке знакомый дом с широким крыльцом и длинным коридором.
Михаил открыл на бегу знакомую дверь, остановился на пороге, пораженный тишиной комнаты
И эта тишина холодно ударила ему в сердце. Он понял, что опоздал Отец! Ушел отец! Ушел навсегда!
Сын смотрел на почти неизменившееся, все еще красивое лицо, и в памяти одна за другой, вставали все их короткие и редкие встречи. Как их не хватало!
Отец в Москве. Каждый день он встречал его у пансиона. Как много они бродили по столице! Как подолгу любовались золотыми маковками церквей!
Вспомнил Мишель, как в минуту волнения он взял в свою горячую ладошку пальцы отца, а тот нежно прижал его к себе
Отец, отец!
Вот он смотрит акварели сына. Восхищается прекрасной работой. А карандашный рисунок «Ребенок тянется к матери»! Какой восторг он вызвал!
Сын вспомнил день, когда решился показать другому человеку свои стихи «Молитва». Юрий Петрович медленно читал:
Не обвиняй меня, всесильный
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильной
Ее страстями я люблю
Он вспоминал пораженное, удивленное лицо папеньки, словно услышал его тихий голос: «Друг мой, как же это! Ведь тебе только 15 лет Я не знал того, что ты чувствуешь, ведь это почти страшно»
Слезы текли по щекам Михаила. Да, их было немного, таких счастливых дней, когда они были вместе «Жил со мной в разлуке и умер без меня», - думал Мишель. И перед глазами возник еще один день, оставшийся ясным в его детском сознании: день смерти матери, когда эти, лежащие теперь неподвижно перед ним руки подняли его с пола, прижали крепко к груди и голосом, которого он теперь уже никогда не услышит, отец произнес: «Простись с матерью, Мишель»
Рыданья вырвались из груди, сын обнял холодное тело отца, прижался к его щеке и, чувствуя, что не может быть его судьей, простил ему все, что знал и чего не знал и чего бабушка так и не простила
Ночью Михаил сидел в кабинете отца. Здесь сохранился знакомый, с детства любимый запах отцовских духов и ароматного табака. Он распечатал переданный его теткой пакет, прочел первые строки – и заплакал, уронив голову на стол, на завещание Юрия Петровича, полное любви и благодарности к нему, к сыну
«Ужасная судьба! Ужасная судьба. Я был причиной всех его мук, я!..»
Лошади в Москву шли медленно. Так велел Михаил Юрьевич. Сидя в коляске, он писал, писал, зачеркивал, смахивал слезы и снова писал. Утром он положил бабушке на стол исписанные листы бумаги: - Это я в дороге написал. Прочтите!
Бабушка развернула листок:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть, -
прошептала она и закрыла глаза рукой
(Стихотворение «Ужасная судьба отца и сына» читает ученик).
(Фортепьяно, Свиридов, из музыки к кинофильму «Метель»).
(Инсценировка – фрагменты поэмы «Мцыри» - Мцыри и монах).
Композиция «Три портрета», музыкальное сопровождение – скрипка
( читает учитель, играет – преподаватель музыкальной школы).
Гость 3:
Н.Ф.И. Кто это? Товарищ? Любимая? Загадка! Загадка, которую решали многие годы литературоведы.
Первое стихотворение «Любил с начала жизни я угрюмое уединенье» относится к 1831 году.
С кем поэт делится сомнениями, которые прежде бережно таил от других?
Счастливцы, мнил я, не поймут
Того, что сам не разберу я,
И черных дум не унесут
Ни радость дружеских минут,
Ни страстный пламень поцелуя.
Мои неясные мечты
Я выразить хотел стихами,
Чтобы, прочтя сии листы,
Меня бы примирила ты
С людьми и буйными страстями.
К кому, как не к верному другу своему, который сумеет защитить и оправдать в его глазах «бесчувственной» толпы, обращается Михаил Юрьевич:
Ты будешь ли моей защитой
Перед бесчувственной толпой?
Полные радужных надежд мечты рухнули Ответа на его любовь не последовало
Целое столетие читающая публика не знала, кто скрывается под загадочными буквами «Н.Ф.И.» И разгадать было очень трудно. Только Ираклий Лаурсабович Андроников, разыскивающий «лермонтовский клад», в поисках и догадках, ценой огромных усилий и упорного труда от внучки Н.Ф.И. узнал тайну поэта.
Теперь мы знаем, что это – Наталья Федоровна Иванова, дочь драматурга Иванова. Вот та (Портрет Н.Ф. Ивановой), которой поэт писал:
Когда я унесу в чужбину
Под небо южной стороны
Мою жестокую кручину,
Мои обманчивые сны,
И люди с злобой ядовитой
Осудят жизнь мою порой,
Ты будешь ли моей защитой
Перед бесчувственной толпой?
О, будь!.. О, вспомни нашу младость,
Злословья жертву пощади,
Клянися в том, чтоб вовсе радость
Не умерла в моей груди,
Чтоб я сказал в земле изгнанья:
Есть сердце, лучших дней залог,
Где почтены мои страданья
Где мир их очернить не мог
А Наталья Федоровна? Любила ли она юного поэта? Увы, нет! Огорченный, - уязвленный изменой любимой девушки, Лермонтов с горьким упреком пишет ей:
Я не достоин, может быть
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила
(Хачатурян ,вальс к драме «Маскарад» - Нина и Арбенин.)
Гость 4:
Печальный демон, дух изгнанья
Летал над грешною землей,-
читала в камере краснодонской тюрьмы истерзанным и измученным пытками товарищам и друзьям Ульяна Громова.
«Демон» - поэма особенная в творчестве Михаила Юрьевича. В «Демоне» гармонично и естественно переплелись мотивы любви и страданья, гордого одиночества и непокорного мятежного духа. «Я царь познанья и свободы!» - эти слова были родными по духу многим передовым людям России.
Творческая история «Демонов» тесно связана с имением Варвары Александровны Лопухиной.
Варенька Лопухина покорила сердце поэта. Друг Лермонтова – Шан-Гирей вспоминал:
«Будучи студентом, он был страстно влюблен в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Вареньку Лопухину.
Это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная Чувство Лермонтова было к ней безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти».
Варенька Лопухина. Как чувствовала она его настроение. Только она могла спросить у него: «Вы давеча много смеялись, но Вы не веселый. Отчего?»
Ей, милой Вареньке, он в день рожденья написал:
Я не могу не произнести,
Ни написать твое названье
Для сердца тайного страданье
В его знакомых звуках есть
А Варенька прижала листок к груди и, вспыхнув, убежала. Прочитав стихотворение «Одиночество», она сказала ему при встрече: «Вы не одиноки. Вы не должны так чувствовать и говорить. Вам кажется, что никто не хочет делить с Вами грусть? Так вот: я хочу делить с Вами и Вашу грусть, и все, что с Вами случится. И это ничего, что Вы страдаете из-за Вашей царицы Пусть Вы уезжаете. Я все равно останусь с Вами, и Вы это знаете».
Варенька, Варенька Лопухина
Она оставалась в Москве, он уезжал в Петербург
А вскоре он узнает, что Варенька – невеста другого Никому нельзя верить в этом мире! Даже Вареньке! Никому! А ведь в веселый вечер, так памятный ему и ей, она сама сказала ему о любви
Пройдут годы Встретив ее в Москве, он упрекнет: «Вы больше не Варенька. Та Варенька, которую я так любил, умерла Для меня умерла»
И в ответ услышал: «Как вы можете быть таким жестоким? Вы знаете, знаете, что я не меняюсь!» Навсегда он запомнил ее взгляд, грустный, молящий
Опять, опять я видел взор твой милый,
Я говорил с тобой.
И мне былое, взятое могилой,
Напомнило голос твой.
Вареньку, спасая от вольнодумного поэта, выдали замуж. А как не хватало ему ее, верного, чуткого друга! Помимо воли руки его писала ее портреты на многих листках. А этот («Испанская монархия») написан маслом (демонстрируется портрет).
Но я Вас помню – да и точно,
Я Вас никак забыть не мог!
Во-первых, потому, что много
И долго, долго Вас любил,
Потом страданьем и тревогой
За дни блаженства заплатил;
Потом в раскаянье бесплодном
Влачил я цепь тяжелых лет
И размышлением холодным
Убил последний жизни цвет.
С тех пор ко мне явилась ты,
Моя любовь мне оборона
От порицаний клеветы.
Такой любви нельзя не верить
Портрет Вареньки вы найдете и в романе «Герой нашего времени». Это – Вера. Варвара Александровна Лопухина – Бахметова пережила поэта почти на 10 лет, томилась долго, оплакивала его, страдала. Вот такая она, Варенька, верный спутник его вдохновения до самых последних дней.
Многие поэтические создания Лермонтова связаны с этой большой, полной душевной боли любовью. Ей он посвятил и «Демона».
Я кончил – и в груди невольное сомненье!
Займет ли вновь тебя давно знакомый звук
Стихов неведомых задумчивое пенье,
Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?
(Шуберт, «Ожидание».)
Хозяйка гостиной:
Михаил Юрьевич был по – русски щедро, талантливо одарен природой: он прекрасно играл на скрипке, фортепьяно, хорошо пел. Михаил рано начал заниматься легкой атлетикой, рисованием. Во многих его альбомах немало талантливо выполненных зарисовок.
Александра Верещагина, родственница Столыпиных, писала двадцатилетнему поэту:
«Дорогой Мишель. Я больше не беспокоюсь о Вашем будущем, когда – нибудь Вы станете великим поэтомВы мне ничего не говорите о Ваших сочинениях. Я надеюсь, что Вы пишите хорошоЧто касается Вашего рисования, говорят, что Вы делаете удивительные успехи, и я охотно этому верю. Умаляю Вас, Мишель, не забрасывайте этот дар А Ваша музыка? Играете ли Вы по-прежнему увертюру «Немой из Портичи», поете ли Вы его, как раньше, во все горло, до потери дыхания?»
Это письмо красноречиво говорит о мире увлечений нашего поэта. Музыкальность стихов Лермонтова известна всем. Мы предлагаем вам послушать романсы на слова Лермонтова в исполнении преподавателей музыкальной школы и учащихся нашей школы под руководством учителя. («Белеет парус одинокий», «И скучно, и грустно», «Мне грустно потому»)
Натура одаренная, Лермонтов тонко чувствовал и понимал природу. Какие изумительные пейзажные зарисовки создал поэт!
(Учитель литературы читает композицию «Кавказ».)
Гость 5:
Когда мы говорим или думаем о Лермонтове, нельзя не вспомнить Виссариона Григорьевича Белинского, высоко ценившего поэта.
«В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет Он поэт русский в душе. Несокрушимая сила и мощь духа, смирение жалоб, пламенное бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, стон отчаяния упоение любви, трепет разлуки, радость свидания, чувство матери, яд отрицания, холод сомнения, гордый демон и невинный младенец – все, все в поэзии Лермонтова – и небо, и земля, и рай, и ад», - писал Белинский.
Они встречались несколько раз. Виссарион Григорьевич заводил серьезный разговор, а Лермонтов отшучиваясь, смеялся, блистал юмором
«Пустой человек, и щеголяет своей пустотой». И вдруг: «Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая душа в нем! Недаром же меня так тянуло к нему»
Почему так резко изменил великий критик свою оценку? Да потому, что он увидел другого Лермонтова, увидел в заточении, на гауптвахте, где поэт отбывал наказание за дуэль с де Барантом. Михаил Юрьевич обрадовался приходу Белинского
- Я считаю Вас настоящим и единственным наследником Пушкина.
А когда это говорит вам человек, для которого Пушкин был полубогом, это, поверьте, немало значит
Лермонтов в задумчивости смотрел на худое, изможденное лицо этого удивительного человека, точно сжигаемого внутренним огнем
- Здесь, в Петербурге, - продолжал Белинский, - я увидел всю силу темного произвола самодержавия – и ужаснулся всей нашей жизни и вот что я хотел Вам сказать. Нет в мире выше призвания поэта, ибо поэзия – это огонь и солнце мировой жизни. Ваше стихотворение «Поэт» исполнено высоких чувств, гражданских и общечеловеческих, которые делают голос Ваш в наши дни вечевым колоколом России. А это обязывает ко многому Лира Пушкина, звучала на всю Россию. Теперь, без него, звучит ВАША. Помните о своем значении и великой ответственности перед народом и перед своей Россией.
У Лермонтова огнем опалило сердце, перехватило дыхание.
- Выслушайте меня, - почти шепотом начал он, - выслушайте! Я, как мой Печорин, давно уже живу не сердцем, а головой. Во мне два человека: один живет и действует, другой судит его. Что же поделаешь? Эта тяжелая ноша была моим злом с детства
Глаза неистового Виссариона смотрели на него с таким сочувствием, с таким теплом, что измученный страданиями и сомнениями поэт рассказал ему все, чего не сказал бы никому
- Мне иногда кажется, что я устал жить И почти прошептал:
- Мне не дадут долго жить!
Белинский рванулся к нему, схватил его за руки, крепко сжал. «Зачем так думать, зачем? – выкрикнул он с болью. – Вы близки к народу. И все, что выходит из-под Вашего пера, все – зов к великой борьбе и свободе! «От волнения он закашлялся. Свидание окончилось. Темная дверь закрылась за Виссарионом Григорьевичем, а Лермонтову все еще слышался надорванный кашель человека, который высказал его собственные мысли, таимые от всех. Больше они не встретились Белинский торопился к Панаеву, литературному богу, как его называли. Едва переступив порог, Виссарион Григорьевич воскликнул: «Я провел с ним три часа. Ах, как не понял я его раньше, не увидел души его! Какой глубокий ум! Как он смотрит на искусство! Какой у него тонкий и неоспоримый вкус изящного! Какая простота, какое чувство прекрасного! И глубокая, скрытая от всех душа! О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Представьте себе, он исписал все стены камеры стихами».
- Боже мой! Узнаю нашего гусара! – воскликнул Панаев, поднимая руки к небу.
Хозяйка гостиной:
Вот и подошла к концу наша встреча, встреча с поэтом великим.
Лермонтов! В тебе, поэт,
Признали мы пророка.
Не камни – слава твой венчает след!
Твой стих звучит, как колокол высокий
Во дни торжеств и дни народных бед.
Поэт! Как велико твое призванье.
Судьбу страны вместить в своей судьбе!
Прими же всенародное призванье –
Как самый прочный памятник тебе!
Учащиеся читают свои стихи о Лермонтове. Хозяйка гостиной благодарит всех за участие и внимание.
15