Урок по творчеству И.В.Талькова

Михальцова Татьяна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №11» ,
г. Миасс, Челябинская область


Конспект урока литературы в 10 классе
«Россия – боль моей души»
( урок по творчеству И.В.Талькова)
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с социальными песнями и стихами И.В.Талькова;
- определить жизненную позицию автора по отношению к окружающей его действительности;
- развивать навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения;
- формировать в учащихся умение отстаивать свою гражданскую позицию;
- воспитывать любовь к Родине.
Оборудование урока:
- эпиграф к уроку, гитара, слайды, видео, выставка книг, свечи, глобус, портреты И.В.Талькова
Эпиграф к уроку:
Совесть – лучшая в мире награда.
Вечно жить ей – глуши не глуши.
Удивляться не низости надо,
А безмерным высотам души.
Е Винокуров
Ход урока:
Звучит Соната №5 Бетховена
Ученик 1 читает стихи Игоря Ляпина из цикла «Поэты Родины моей» на фоне музыки.
Поэты Родины моей
Какие судьбы роковые,
Какие души золотые,
Какая искренность очей.
Подобно бойким удальцам,
Они в созвучья не играли,
Другие думы не давали
Спокойно биться их сердцам.
То грянул гром, то взвился смерч,
Но жили гордо, хоть и горько,
Не берегли себя нисколько
И не взывали их беречь.
Теперь-то видится ясней
Их роковая обречённость,
Их страшная незащищённость
От негодяев всех мастей.
Вступительное слово учителя литературы.
Поэт в России - всегда пророк. И неважно, какой режим в стране: монархический, коммунистический или, как сейчас, демократический. Но повторяется одна жестокая закономерность.
(Слайд) Прощаясь с Николаем Рубцовым, Виктор Астафьев сказал:
« Человеческая жизнь у всех начинается одинаково, а кончается по-разному. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов. Все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле». Пушкин, Лермонтов, Есенин, Рубцов, Тальков. Поэты национального духа разных столетий и эпох.
В самом конце 80-х и начале 90-х появился выдающийся русский поэт, певец и мыслитель Игорь Владимирович Тальков, который привлёк своим творчеством всех, особенно молодёжь. Билеты на его концерты было трудно купить. Центральное телевидение ограничивало его показ.
Тема нашего урока: «Россия – боль моей души».
Цель урока: проанализировать социальные песни и стихи Талькова, музыку к ним, определить его жизненную позицию, которую он выразил в своих произведениях.
Учитель: Всмотримся в фотографию.
(Слайд. Фотография И.В.Талькова)
- Сколько лет человеку, на ней изображённому? (33-34)
- Что вы можете сказать об Игоре Талькове по этой фотографии?
(Усталое, с глубокими морщинами лицо. Добрые, проницательные и печальные глаза. В нём чувствуется некая неосознанная обречённость и усталость.)
Игорь говорил своим друзьям (хоть и в шутку): «Мне 278 лет, и поэтому все должны меня слушаться. Я знаю то, что вам и не снилось».
- Что же представляла собой эта личность? Почему телевидение ограничивало его показ?
Ученик 2: Игорь Тальков прожил всего 34 года (1956-1991) (слайд)
Убит был в Петербурге в концертном зале «Юбилейный».
(Слайды. Родители Игоря)Родители Игоря (Отец – Владимир Максимович Тальков, мать – Ольга Юльевна Талькова (Швагерус) были репрессированы и познакомились в заключении, где в 1953 году родился брат Игоря Владимир. После реабилитации семья была отправлена для дальнейшего проживания в город Щёкино с запретом на другое место жительства. 4ноября 1956 года в деревне Грецовка Щёкинского района Тульской области родился Игорь Владимирович Тальков. С детства любил музыку и театр. Играл на фортепиано, гитаре, скрипке, барабанах. Песни начал писать с 1973 года. Учился в Тульском пединституте 1 год, в институте культуры в Ленинграде 1 год, но система образования не могла его устроить.
В начале творческого пути сотрудничал с группами «Апрель», « Калейдоскоп», «Электроклуб». В это время им было создано много песен, но он не имел возможности исполнять их. Впервые стал известен широкой публике после выступления на фестивале «Песня года» с композицией «Чистые пруды».
5. Ученик 3: После этого в 1987 году, чтобы поделиться с публикой своими песнями, Игорь Тальков создаёт группу «Спасательный круг» и вскоре едет с ней на гастроли с программой, состоящей из двух частей: песни гражданского содержания и лирика. «Зрителей, приходящих на мои концерты, удивляет сочетание несочетаемого в моём творчестве: мягкие, лирические песни о любви звучат на фоне резких политических, кричащих композиций. Хочу объяснить: и те, и другие - суть компоненты моей души. Я не сочиняю специально, я пишу только тогда, когда меня что-то глубоко волнует. Я русский православный человек. Этим и объясняется сочетание несочетаемого в моём творчестве».
Он становится известным и очень популярным в народе. Его творчество вызывает самые разные эмоции – радость, печаль, негодование, но никогда - равнодушие. Ему пришлось бороться за право быть собой. За право говорить то, что думает, чувствует. Его волновала как судьба близких ему людей, семьи, друзей, так и судьба всего государства, России и русского народа.
Ученик 4:Произведения Талькова можно разделить на несколько групп: социальные, философские, любовные. Социальная лирика занимает центральное место в творчестве Талькова.
(Слайд) Сам поэт не скрывал своего назначения: «Свобода творчества – мой принцип. (Слайд) Мой метод борьбы с несправедливостью и со злом, за правду и добро – мои песни. Мой долг – донести до ума и сердца слушателя то, о чём болит и кричит душа». «Мне бы только себя излить в песне, душу свою, боль за русский народ».
Россия – боль моей души.
Социальные песни - крик моей души.
Бой за добро – суть моей жизни.
Победа над злом – цель моей жизни.
Игорь Тальков своим творчеством сказал правду о России 20 века. В 1989 году в авторской программе Владимира Молчанова «До и после полуночи» прозвучала песня «Россия». (слайд)Игорь говорил, что написал её за два часа, не исправляя ни одной строчки, будто его рукой кто-то водил. Надо было иметь огромное гражданское мужество, чтобы сказать: «Как ты смогла себя отдать на растерзание вандалам» Тем самым вандалам, преемники которого стоят у власти. Ленина назвать «палачом» и «кровавым гением». 6. 7. Учитель: Даже сегодня мало кто называет вещи своими именами. А уж тогда, когда КПСС была руководящей, направляющей силой советского общества, тем более. На многих зданиях висели плакаты «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи». Послушаем её.
При этом обратите внимание на следующие вопросы: (Слайд)
- О чём эта песня?
- Что вы чувствуете, слушая её?
- Как поёт Тальков?
- Какая музыка?
- Что вы слышали?
- Колокол на Руси какую роль играл?
- Какова роль колокольного звона в этом произведении?
- Есть ли в песне надежда на то, что Россия поднимется над миром во всей своей славе и величии?
(Слайд. Запись песни «Россия»)
Листая чистую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
Из мрачной глубины веков
Ты поднималась исполином,
Твой Петербург мирил врагов
Высокой доблестью полков
В век золотой Екатерины.
Россия
Священной музыкой времён
Над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон,
Но даже самый тихий, он
Кому-то не давал покоя.
А золотые купола
Кому-то чёрный глаз слепили:
Ты раздражала силы зла
И, видно, так их доняла,
Что ослепить тебя решили.
Россия
Разверзлись с треском небеса,
И с визгом ринулись оттуда
Срубая головы церквам
И славя красного царя,
Новоявленные иуды.
Тебя связали кумачом
И опустили на колени,
Сверкнул топор над палачом,
А приговор тебе прочёл
Кровавый царь – великийгений.
Россия
Листая чистую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
О, генеральская тетрадь,
Забитой правды возрожденье,
Как тяжело тебя читать
Обманутому поколенью.
Россия!!!
(Слайд. Запись песни «Россия»)
Ответы учеников:
- О чём эта песня? (Она о безграничной любви к Родине, о русском народе).
- Что вы чувствуете, слушая её?( Мы чувствуем нестерпимую боль за многочисленные страдания, которые выпали на её долю, чувствуем трагедию России.)
- Тальков писал: «Я действительно тщетно силился понять в то время, когда писал «Россию», как такая могучая держава с высоким культурным и экономическим потенциалами, с одной из лучших в мире образцовой армией, во главе которой стояли настоящие офицеры, для которых понятия долга, чести и Отечества были превыше всего, истинная русская интеллигенция,..как такая Держава смогла себя отдать на растерзание вандалам?»
- Как поёт Тальков? (С отчаянием, с какой пронизывающей душу болью поёт Игорь Тальков).
- Какая музыка? ( Трагическая музыка, которая сама по себе значительна. Невозможно слушать песню без огромного внутреннего волнения.)
- Что вы слышали? ( Колокольный звон
- Колокол на Руси какую роль играл? (Он собирал людей, если – пожар, война, то есть - трагическое событии. Колокольный звон перед началом церковной службы – «добрая» весть.)
- Какова роль колокольного звона в этом произведении? (Боль, тревога за будущее России)
- Есть ли в песне надежда на то, что Россия поднимется над миром во всей своей славе и величии? (Да, конечно. В песне мы слышим, как звучит мощный колокольный звон, и стоны измученной России, и мощные мужские голоса и нарастающий шум в конце)
Учитель литературы.В 1990 году в «Песне года» прозвучала баллада «Бывший подъесаул». Перед исполнением этой песни на одном из концертов Игорь рассказал о том, кому она посвящена: « Бывший царский офицер Филипп Миронов, Георгиевский кавалер, герой Русско-японской войны, в 1917 году изменяет присяге, срывает с себя ордена, золотые погоны и кресты и идёт воевать за так называемую «народную власть».
И.Тальков. Бывший подъесаул
Бывший подъесаул уходил воевать,
На проклятье отца и молчание брата
Он ответил: «Так надо, но вам не понять,»-
Тихо обнял жену и ответил: : «Так надо!»
Он вскочил на коня, проскакал полверсты
Но, как вкопанный, встал у речного затона,
И река приняла ордена и кресты
И накрыла волна золотые погоны.
Ветер сильно подул, вздыбил водную гладь,
Зашумела листва, встрепенулась природа,
И услышал казак: «Ты идёшь воевать
За народную власть со своим же народом!»
Он встряхнул головой и молитву прочёл
И коню до костей шпоры врезал с досады,
Конь шарахнулся так, как от ладана чёрт,
От затона, где в ил оседали награды.
И носило его по родной стороне,
Где леса и поля превратились в плацдармы
Бывший подъесаул преуспел в той войне
И закончил её на посту командарма.
Природа мудра! И Всевышнего глаз
Видит каждый наш шаг на тернистой дороге.
Наступает момент, когда каждый из нас
У последней черты вспоминает о Боге!
Вспомнил и командарм и проклятье отца
И как Божий наказ у реки не послушал,
Когда щёлкнул затвор и девять граммов свинца
Отпустили на суд его грешную душу.
А затон всё хранит в глубине ордена,
И вросли в берега золотые погоны
На года, на века, на все времена
Непорушенной памятью Тихого Дона.
1989г
- Что означает слово «подъесаул»?
(в царской армии – это офицерский казачий чин, равный лейтенанту в пехоте).
Постарайтесь, слушая песню «Бывший подъесаул», ответить на вопросы: (Слайд)
1. О чём эта песня?
2. Что вы чувствуете, слушая эту песню?
3. Какая судьба русского казака?
Звучит песня «Бывший подъесаул» (Слайд)
Ответы учеников:
- О чём эта песня?
( В ней показана правда о гражданской войне, которую организовали большевики и которая разделила народ на воевавших друг с другом «белых» и «красных»)
- Что вы чувствуете, слушая эту песню? ( Она поражает нашу душу и сердце.)
- Какая судьба русского казака?
(Она трагична. Он, как и многие, стал воевать на стороне красных. И у последней черты вспомнил о Боге, понял и сказал себе правду: «Ты идёшь воевать за народную власть со своим же народом». Понял красный командир, что предал Бога и народ. Сказал об этом другим и был расстрелян.)
Учитель: Такова была участь многих обманутых талантливых русских людей. Вы сейчас видели кадры из кинофильма «Тихий Дон», созданный по роману М.Шолохова «Тихий дон», который будем изучать в 11 классе.
Поэт пишет: «Белым был – красным стал, кровь обагрила»
9. Ученик 5: Игорь глубоко и серьёзно занимался историей России. Вот что вспоминает об этом его брат Владимир: «Как только Игорь оказывался дома, в руках у него тут же появлялась какая-то историческая книга, либо репринтное издание, либо отснятое что-то на ксероксе, значит, перепечатка с запрещённой у нас книги, изданной на Западе, либо архивный исторический материал. Обязательно хоть два часа в день да выкраивал он для этой работы, что-то подчёркивал карандашом, что-то выписывал, чтобы потом поставить акценты в своей работе и использовать либо на концерте, либо при написании песни».
Размышляя о судьбе Родины, в своих произведениях Игорь поднимает тему эмиграции. Для многих, кто видел в советской власти зло, кто не смог жить по правилам, установленным в новой России, уезжали за пределы страны. Но для Талькова жизнь имела смысл только на Родине. И только в борьбе за её благополучие он мог быть счастлив. В стихотворении «Солнце уходит на Запад» он пишет:
Она сломалась в США,
из Бонна он исчез
Я это знал, прощаясь с ними навсегда.
У эмигрантов грустная судьба,
А тот, кто останется здесь,
Увидит, как солнце встаёт
И рождается Новый век,
Кто выдержит здесь, тот поймёт,
Что он – Человек.
10. Учитель: В августе 90 года Игорь написал песню «Памяти Виктора Цоя». (Слайд. Фото В.Цоя)
- Послушаем стихотворение. (Читает ученик 6).
-Какая основная тема этого стихотворения?
(Автор размышляет о пути поэта, его предназначении.)
- Через год не стало Игоря Талькова. Могла ли иначе сложиться судьба Игоря Талькова?
(Очевидно, что не могла иначе сложиться его судьба. Он был Поэтом, честно творящим и живущим по законам совести, чести. Его страдающая душа не давала ему жить спокойно. Он, как и Высоцкий, пытался достучаться до тех, кого наша советская система отучила мыслить.)
- Каково же было отношение Игоря Талькова к Владимиру Семёновичу Высоцкому? (слайды)
11. Ученик 7: ( «Высоцкого я боготворил. Повлиял ли он на меня? Наверное. Хотя я никогда не старался его копировать, разве что в детстве, в пионерлагере, когда сорвал голос на его песнях, почему до сих пор и хриплю Я считаю, что гений рождается один в эпоху, и что-то пока не вижу на горизонте никого, кто мог бы сравниться с Высоцким».
Учитель: Песни Игоря Талькова не утратили своей злободневности. Некоторые из них воспринимаются сейчас ещё более остро, чем 10 лет назад. Послушаем песню «Глобус». (Слайд)
- О каком празднике поёт Тальков в песне?
(Это праздник годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, который 70 лет народ России радостно праздновал.)
- По слайдам, которые вы сейчас увидели, слушая песню «Глобус», можно ли сказать, почему творчество Талькова не признавалось советской властью? Почему его жизнь была такой короткой?
(Он писал правду о жизни. На самом деле мы в такой стране вынуждены были не жить, а существовать.)
Ученик 8: За полгода до убийства Игорь Тальков сказал со слезами о своём любимом Отечестве, написав стихотворение «Родина моя»:
Я пробираюсь по осколкам детских грёз
В стране родной,
Где всё как будто происходит невсерьёз
Со мной.
Надо ж было так устать,
Дотянув до возраста Христа, Господи
А вокруг, как на парад,
Вся страна шагает в ад
Широкой поступью.
Родина моя
Скорбна и нема
Родина моя,
Ты сошла с ума.
Учитель: Послушаем интервью с Игорем. (2 ученика)
- Что для Вас главное в словах песни?
(Главное – говорить искренне и называть вещи своими именами. Люди устали от вранья. Ужасно надоела недосказанность во всём, половинчатость, призывы к патриотизму)
- Слушая Ваши песни и наблюдая за Вашим поведением на сцене, у меня сложилось впечатление, что Вы по происхождению дворянин. Так ли это на самом деле?
(Нет, не считаю себя дворянином. Ведь дворянин – это не только кровь, это ещё и воспитаниеЯ, например, в свои 33года так и не воспитал себя, хотя воспитываю себя всю сознательную жизнь.)
- Одно из ваших увлечений – отечественная история. Откуда это у вас?
(Любовь к истории мне привил отец. Судьба моих родителей сложилась трагично. Отец и мать в сталинские времена были репрессированы. Но в нашей семье мало об этом говорили. Зато много читали. Отец любил нам с братом читать исторические книги.)
- Что для вас означает Россия?
(Отечество. Здесь мои корни, здесь мои предки. Я привязан к этой земле.)
- Вы сказали, что своей музыкой протестуете. На что направлен протест?
(Он направлен против зла, насилия, умышленного развала моей Родины.
- Считаете ли вы себя русским патриотом?
(Да, я считаю себя русским патриотом, потому что мне не безразлично, что происходит с Россией.
- Каким вы видите будущее?
(Светлым. Россия обязательно выздоровеет, встанет на ноги.)
15. Учитель музыки:
- Сейчас послушаем прекрасную музыку. Внимательно слушаем и ищем ответы на вопросы: (Слайд)
1. Какая музыка?
2. Что вы услышали?
3. С чем ассоциируется крик петуха?
4. А какого значение колокола на Руси?
(Слайд) Звучит музыка. Мусоргский «Рассвет»
- Какая музыка?
(«бурная», «порывистая», «стремительная» или «тихая», «спокойная», «светлая», «ясная»).
- Что вы услышали? (крик петуха, звон колоколов).
- С чем ассоциируется крик петуха?
- А какого значение колокола на Руси?
Итак, большинство почувствовали утро, рассвет, восход солнца, услышали крик петуха, звон колоколов. В светлой, почти прозрачной музыке слышна русская ширь, пробуждение от тьмы, стремление к свету.
16.Учитель: И.Тальков прожил всего 34 года. «Он был не просто поэт, музыкант, а человек, горячо любящий свою Родину. Его любовь была естественной и непрерывной, как дыхание»,- писал Л.П. Дербенёв. (слайд)
17. Ученик 9: (Слайды) Трагически оборвалась яркая, творчески и духовно наполненная жизнь. Но судьба его песен, его поэзии оказалась счастливее. Народ России не забывает и по-прежнему любит Игоря Талькова.
Создан музей Игоря Талькова в 1993 году. В нём вещи, фотографии, книги, слова памяти в музее, и как завещание звучат слова: «Живите, ничего не бойтесь. Чем мы больше боимся, тем мы дольше будем идти к нормальной человеческой жизни». Его помнят, посвящают ему стихи, песни.
18. Учитель: Послушаем стихи, которые написала ученица 10 класса Щапина Оливия.
Ученица читает стихи:
Он любил Отчизну всей душой.
Был певцом великой её силы.
На руинах Родины босой
Воспевал величие России.
Он за Родину бросался в бой,
Проклиная всех, кто его душит,
Как копьём пронзая рифмой злой
Деспотов, врачуя наши души.
И погиб, сражённый на лету,
Но оставил нам стихи и песни.
Нам России видеть красоту
Завещал и строить её вместе.
Нашей Родины великие сыны
Погибают. Их удел таков.
Быть похожими на них стремимся мы.
И один из них – поэт Тальков.
(К портрету И.Талькова ученики кладут цветы. Зажигают свечи.)
Учитель:
- Чему учит нас с вами творчество И.В.Талькова?
(Его произведения учат нас с вами быть честными, требовательными к себе и к другим, любить свою родину. Больно, когда вот так уходят от нас лучшие люди.)
Верится, что когда-нибудь слова, сказанные И.Тальковым с такой болью о России, сбудутся: (Слайд)
Ты выпрямишь свой перебитый стан,
Как прежде, ощутишь себя мессией
И расцветёшь на зависть всем врагам,
Несчастная Великая Россия!
Звучит песня «Я вернусь» (Слайд)
Литература.
Тальков И.В. Стихи и песни. – М.: Издательство Эксмо, 2004.
http//www.ruskline.ru/analitika/2010/05/31/pokayannoe_tvorchestvo_ igorya_ talkova
http//russrok.ru/histori/185-igor-talkov/html
http//festival.lseptember. ru/articles/416346/
http//www. talkov. su/pages/article_36. php
http//www. talkov. su/pages/article_18. php
http//www. talkov. su/pages/article_37. php
http//www. talkov. su/pages/article_04. php








13PAGE 15


13PAGE 14115




15