Конспект урока по Изобразительному искусству Рисуем бабочек по памяти (1 класс)
Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе на тему: Рисуем бабочек по памяти.
Цель: 1. Расширить представление учащихся о бабочках, научить технике изображения бабочки, содействовать формированию графических умений и навыков в изображении предмета сложной формы от общего к прорисовке деталей
2. Развивать творческую фантазию, воображение. Повышать художественный вкус, чувство красивого и прекрасного, научить подбирать необходимые оттенки при разукрашивании бабочек по собственному замыслу.
3. Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на красоту бабочек, прививать бережное отношение к ним, воспитывать любовь к изобразительному искусству.
Оборудование: иллюстрации, фотографии, слайды, рисунки.
Ход урока
1.Организация класса.
2.Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
Загадка. Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка).
-Сегодня мы продолжим путешествие в волшебный мир изобразительного искусства. Тема урока: Рисуем бабочек по памяти. На уроке мы узнаем много интересного о бабочках, научимся технике изображения бабочки. Сегодня мы будем художниками, творцами, фантазерами. Удивите нас всех своими умениями работать с карандашом и красками.
3. Рассказ учителя о бабочках.
Мир бабочек- удивительный мир. Красота и изящество никого не оставляет равнодушным. Древние римляне верили, что эти изумительные создания природы произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Причудливость и яркость окраски крыльев бабочки поистине сказочная. Лепидоптерологи-ученые, изучающие бабочек, дали им красивые имена, это часто имена греческих богов и героев: Аполлон, Киприда, Гектор, Икар. Так люди выразили свое восхищение их яркой красотой. Бабочки имеют второе название-чешуекрылые, из-за микроскопических чешуек, которые обычно рядами обильно покрывают четыре крыла и все тело. Чешуйки могут быть цветными, в них есть окрашенное вещество- пигмент, и оптическими, т.е. бесцветными, тогда крылья отливают металлическим блеском-зеленым, огненным, ярко-синим. Чешуйки- это и есть самое главное в их наряде – та самая «пыльца», которая так легко стирается от неосторожных прикосновений безжалостных пальцев некоторых «любителей» бабочек. Если бабочка теряет большую часть чешуек, то она не сможет летать и погибнет.
Очень интересны радужные «сложные» глаза бабочек и ротовой орган в виде свернутого спиралью длинного хоботка. Садясь на цветок, она расправляет хоботок, погружает его в глубь цветка и высасывает нектар.
Развитие бабочки, как в настоящей сказке, испытывает полное превращение. Из яиц, отложенных бабочкой, появляются крохотные гусеницы, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят листья растений. Потом выросшие гусеницы «окукливаются», прядут овальные крепкие коконы- превращаются в неподвижные куколки. Затем происходит чудо-превращение куколки в бабочку. Глубокие изменения происходят в куколке, все ткани ее заново перестраиваются, и из «чрева», которым недавно было это существо, вырастает вдруг прекрасное крылатое насекомое. Древние греки, проследив за непрерывным циклом развития бабочки, сделали ее символом бессмертия. Бабочка-яйцо-гусеница-куколка-бабочка. (Показ схемы-рисунка)
Существует около 240 тысячи видов бабочек, они заселяют почти все ландшафты, где есть какая-нибудь растительность. Более 100 видов занесены в Красную Книгу (43 вида обитают в Казахстане). Немало им повредили веселые ребятишки с марлевыми сачками в руках. Лучше любоваться в лесу, на поляне, как летают, порхают, танцуют яркие, чудесные красавицы, чем смотреть на коллекцию с мертвыми насекомыми. Против человека бабочка бессильна. Поэтому надо любоваться и наблюдать, не истреблять, а охранять бабочек. Это-важное дело человека на Земле. Надо сохранить для потомков этих красивейших обитателей нашей планеты.
3.Выступление экологов, садоводов. Показ рисунков, слайдов.
1)Махаон-самая большая и красивая бабочка. Ее иногда кавалером называют. Из жарких стан к нам переселилась. Мало стало махаонов-берегите их! Законы, охраняющие природу, запрещают ловить этих бабочек.
2)Адмирал-бабочка черно-бурая, а на крыльях красные полосы, как лампасы на черном адмиральском мундире. Полет их быстрый и стремительный. Адмирал-путешественник, но странник-одиночка.
3)Аполлон-одна из самых красивых и крупных бабочек. Живет в основном в горах на юге. Крылья бабочки имеют черно-серое опыление. Аполлон занесен В Красную Книгу. Их надо беречь. Не ловите его, если встретите.
4)Капустница-крупная белая бабочка. Не любят садоводы эту бабочку. Вредитель: ее зеленые гусеницы объедают капустные листья и другие огородные растения. Особенный вред от них, если с юга, когда там сухое лето, прилетает много капустниц.
5)Озимая совка- вредитель злаков, сахарной свеклы, картофеля. Совка-ночная бабочка. Она откладывает до 2000 яиц. Гусеницы иногда полностью уничтожают посевы.
6)Крапивница. Гусеницы обычно живут на крапиве. Ранней весной крапивницы уже летают. Взрослые бабочки зимуют. А только солнце пригреет, из разных щелей, из под коры вылетают крапивницы.
7)Тутовый шелкопряд. Его родиной считается Гималаи. Жил более 5000 лет назад. За это время в природе этот вид умер. Впервые тутового шелкопряда одомашнили в Китае. Китайцы строго следили за сохранением секрета получения шелка. Но все же в 6 веке шелкопряд попал в Европу. У бабочки белые крылья, тело густо покрыто волосками. Гусеница беловатая, питается листьями шелковицы (тутового дерева). От бабочки получают большое количество яиц, из них в специальных инкубаторах получают гусениц. Гусениц целый месяц выкармливают листьями шелковицы. Перед окукливанием гусеница плетет плотный кокон, выделяя тончайшую нить длиной 1 км. Куколок в готовых коконах убивают горячим паром, а шелковую нить разматывают на специальных станках. 1 кг коконов дает 90 г шелка-сырца.
4. Последовательность изображения бабочки. Работа состоит из 8 этапов. (Каждый этап на отдельном листочке). Самыми заметными частями на теле бабочки являются треугольной формы крылья, два передних и два задних. Крылья прикреплены к грудке, имеющей овальную форму. Снизу к грудке примыкают шесть слабых ножек. Спереди грудка соединена с головой, а сзади - с брюшком. Голова имеет округлую форму. На ней расположены два сложных глаза, тоненькие усики и длинный хоботок, скрученный спиралью. Брюшко круглое, часто конической формы. Вначале намечаем длину бабочки. Чтобы изобразить форму грудки, всю ее длину надо разделить пополам и провести среднюю вертикальную линию. Середину грудки фиксирует нижний горизонтальный контур передних крыльев. Наметив его прямой линией, надо провести овал грудки. Затем нарисовать головку и брюшко, ширину и длину крыльев. Схематически обозначить крылья бабочки. Ориентируясь на опорные части контура, провести прямую горизонтальную линию, соединяющую верхние углы передних крыльев; боковые наклонные линии, соединяющие крайние зубцы переднего и заднего крыльев; прямую горизонтальную, проведенную по нижним вершинам задних крыльев. Таким образом, вся бабочка вписывается в трапециевидную фигуру. Форма крыльев бабочки характеризуется цельнокроеными плечиками передних крыльев с двумя изломами (у головы и у вершины углов), зубчатыми боковыми контурами (с тремя большими выемками и зубцами по краям) и слегка изогнутыми нижними краями крыльев. Контуры задних крыльев сверху перекрываются передними крыльями, боковые части - зубчатые (с тремя выемками) и внутренние цельные края, слегка изогнутые одним вырезом.
Вверху, внизу, по бокам нужно оставить свободное место. Рисунок делается тонкими линиями карандаша. Прорисуем туловище, голову бабочки, форму верхних и нижних крыльев. Нарисуем глаза и хоботок.
.
5. Физминутка Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз-росой она умылась, два- изящно покружилась,
Три-нагнулась и присела, на четыре-улетела.
6.Самостоятельная работа учащихся.
Разукрашивание бабочки по собственному замыслу. Используйте теплые цвета: красный, желтый, оранжевый; контрастные цвета: красно-зеленый, оранжево-синий, желто-фиолетовый. Главная особенность живописи заключается в разнообразных сочетаниях цветов. Работа с акварелью состоит их двух этапов. Вначале необходимо предмет покрыть бледным цветом, а затем рисовать более насыщенными цветами. Краска должна быть прозрачной, не слишком густой. Когда рисунок подсохнет, тонким концом кисточки наносятся прожилки.
7.Анализ детских работ. Выставление оценок.
Обратить внимание на аккуратность, на цветовое решение, на правильную передачу формы бабочки, на симметричное изображение, на цветовое решение. Рисунок должен быть крупным и располагаться на середине листа.
8. Итог урока. Чтение стихотворения С Мауленова «Бабочка».
Это чудо расписное, манит яркою красой,
Щедро лето тратится бабочке на платьице.
Чудо кружится, летит. Детвора вовсю глядит
Где оно опуститься- и вдогонку пуститься.
Как пшеничный шумный рай, дети заняты игрой.
Всем им очень нравится, бабочка-красавица.
Кто сачок схватил, кто пруд, все за бабочкой бегут.
Раз пошло такое дело, чудо в сад перелетело,
И усевшись на листок, заалело как цветок.
Вопросы:
-Каких бабочек вы запомнили?
-Сколько видов бабочек занесено в Красную Книгу?
-Что мы можем сделать для сохранения исчезающих видов бабочек