Проект поисково-исследовательской работы «Ростов – город воинской Славы»



Проект поисково-исследовательской работы
«Ростов – город воинской Славы»
учащихся МБОУ гимназии №118» Школа мудрости» Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону
учитель: Паханова Елена Ивановна
ПРОБЛЕМА: низкий уровень патриотизма у школьников, недостаточное внимание к воспитанию патриотизма в семье. Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях.
Системный подход: в законе “Об образовании” (статья 7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений базовыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими возможности продолжения образования. Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона. Он отвечает потребностям и интересам региона и позволяет организовать поддержку образовательных областей, развитие направлений, ведение курсов, приоритетных для региона. Одним из новшеств стандартов второго поколения следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. В связи с тем, что наша гимназия – это гимназия полного дня, мы называем ее «школой семейного типа», в ней априори созданы все условия для реализации идей стандартов второго поколения, возможностей роста социальной, коммуникативной, информационной и других компетентностей личности обучающихся. Более того, до внедрения новых образовательных стандартов наша гимназия и я, как классный руководитель, имеем достаточный опыт, наработки в воспитательной работе, позволяющие уже сегодня говорить об успешной апробации стандартов второго поколения. Стратегической целью воспитательной работы является системное многоканальное содействие формированию ценностной сферы обучающихся посредством создания условий для последовательного освоения  базовых социокультурных и социально - личностных компетентностей для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации учащихся в условиях комплексного программно-целевого проектирования. Что не только решает стратегические задачи гимназии, но и расширяет пространство личностного роста. Урочная и внеклассная работы осуществляются в тесной интеграции. Возникает предпосылка создания гомогенной образовательной среды. Нравственные нормы, демократические ценности, гуманистический, субъектный подходы определяют  качество взаимоотношений педагогов и учащихся. В основе взаимодействия равный диалог сознаний и событийный подход.
Седьмой модуль воспитательной модели, реализуемой мною в моих классах ( 1 - 4 класс), который так и называется « Патриотизм» способствует постепенному и неуклонному формированию у учащихся любви к своей Родине, чувств гордости за нее и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В процессе реализации модульной воспитательной создаются условия для формирования у детей мотивационно - ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности.
207391074295
АКТУАЛЬНОСТЬ: патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов нашей гимназии всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависят от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно- нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Сегодня идет процесс осмысления и концептуализации понятия «региональный компонент». Известный педагог К.Д. Ушинский считал, что в качестве основы для изучения Отечества необходимо развивать у детей «инстинкт местности». Национально-региональный компонент представляет не только область, город как таковой с его зданиями и сооружениями, административными и общественными институтами, но и всё многообразие возможных форм и способов взаимодействия человека с этнокультурной средой. В нашем регионе широкое распространение получило историческое краеведение, что обусловлено, в первую очередь, легендарным прошлым нашего края. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной истории, природе, малой родине, уважение к традициям предков.
ЦЕЛЬ: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников, за своих родственников – участников великой Отечественной войны; расширение представлений обучающихся об освобождении Ростова; развитие чувства исторической памяти, любви и уважения к защитникам, отстоявшим независимость и целостность родной страны и родного города; воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны; формирование представлений о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Третий и четвёртый год обучения – стержневой в культурно – родовой идентификации личности школьника. Поэтому реализация регионального компонента придаёт особое звучание организации личностного познания родного края от непосредственного восприятия к ощущению осмысления, формирует    представления о древней истории края как части общемировых процессов; воспитывает личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции; развивает творческие способности учащихся, способствует воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания.  Конкретизация цели в задачах:
1. Познавательные:
учащиеся должны знать:
примеры массового героизма в годы Великой Отечественной войны;
факты биографии своих родственников - участников войны;
улицы города Ростова – на – Дону, названные в честь героев Великой Отечественной войны;
знать архитектурные композиции в городе Ростове – на - Дону, посвященные героическому подвигу наших воинов;
о героическом поведении животных в годы Великой Отечественной войны;
литературные произведения о Великой Отечественной войне ( К. Симонов « Сын артиллериста», С.Алексеев. «Дом. Герои и героическая жизнь» и др.)  2. Развивающие:
уметь самостоятельно работать с материалом книг и СМИ, интернет-ресурсами;
использовать навыки самоорганизации своей работы;
развивать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность);
3. Воспитательные:
формирование патриотических качеств человека и гражданина;
привлечь учащихся к глубокому, всестороннему изучению событий Великой Отечественной войны;
заинтересовать поисковой работой.
Основные понятия: патриотизм; чувство долга
ЗАДАЧИ проводимой работы: познакомить с героическими и трагическими страницами истории Ростова-на-Дону; воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев; способствовать формированию у школьников готовности к защите Родины.
Основные задачи :формировать и развивать ценностно-смысловые компетенции;
развивать общекультурные компетенции;
развивать учебно-познавательных компетенции;
развивать коммуникативные компетенции;
развивать компетенции личностного самосовершенствования;
систематизировать знания детей о родном городе, познакомить с историей возникновения названий улиц, дать возможность "увидеть” изменения облика улиц;
Расширять кругозор, углублять словарный запас. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному городу.
формировать чувственное, эмоционально-действеное отношение к родному городу, ветеранам Великой Отечественной войны, героическому прошлому родного края;
расширять представление детей о достопримечательностях города Ростова – Дону ( скульптурные композиции , посвященные защитникам – героям родного города);
формировать у детей чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов, проживающих на Дону, сопричастности к событиям в городе Ростове, Ростовской области;
помочь ребенку правильно ориентироваться в предметах материальной культуры, истории их происхождения и технического развития;
формировать устойчивую потребность общения с музеем, развивать основы музейной культуры;
воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свою семью, народ, город, край;
воспитывать осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку.
6. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: включала в себя изучение информации по теме «Освобождение Ростова-на-Дону от фашистов». Предварительно был просмотрен документальный фильм «Реквием по блицкригу», видеофильма о грандиозной военно-исторической реконструкции, посвященной 65-й годовщине Прорыва "Миус - Фронта" и окончательному освобождению Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков с использованием мультимедийного оборудования ; встречи с сотрудником Донского военно-исторического музея, руководителем поискового отряда военно-патриотического молодёжного клуба «Рысь» - Жуковым Александром Леонидовичем, познакомившего с постоянной экспозицией музея, посвященной Великой Отечественной войне.
6. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: учащиеся начальной школы (7 – 11 лет), их семьи, учителя, их семьи, военно – патриотический клуб « Рысь» Дворца творчества детей и молодёжи г. Ростова – на – Дону. 7. ЧТО ДАЁТ УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ: повышение чувства ответственности у гражданина России за прошлое, настоящее и будущее своей страны и обязательств перед будущими поколениями.
8. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА: В рамках патриотического воспитания проводится множество внеклассных мероприятий, посвященных памятным датам и событиям истории России. Каждый год в гимназии проходит месячник оборонно-массовой работы, посвященный Дню Защитников Отечества. Традиционными КТД стали праздник песни и строя, «Народу Победителю – слава!», «Я – гражданин России» и другие. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения здравоохранения, культуры и спорта, военные организации, учреждения социальной защиты населения.
Участие в российском проекте «Я помню! Я горжусь!» формирование поисковых отрядов, определения заданий для поисковой деятельности и разработки тематических маршрутов.
Реализация проекта проходит с использованием: интернет-ресурсов, посещением библиотек, индивидуальными встречами с очевидцами событий, изучение семейных архивов, сбор информации о своих родственниках в годы Великой Отечественной войны, накоплением и оформлением изученного материала в виде: презентаций, фото-каталогов, видеофильмов, брошюр и презентационных альбомов.
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА: сохранение исторического наследия для настоящего и будущих поколений. Формирование чувства благодарности, уважения и признания заслуг ветеранов войн и труда, Героев России перед Отечеством.
10. ПРИВЛЕЧЕНИЕ УЧАСТНИКОВ К ПРОЕКТУ: Соцопрос: на сайте, в школьной газете « Мудрый Совёнок».
11.Обсуждение: на классных часах, на родительских собраниях, уроках мужества, публичная презентация готовой работы электронной ( виртуальной ) книги « Город воинской Славы».
12. ОБОРУДОВАНИЕ.
Электронная презентация экскурсии по городу, подборка фотографий современного облика города.
Электронная книга "Город воинской Славы».
Политико – административная карта РФ, физическая карта Ростовской области, план- карта г. Ростова – на Дону.
Портреты героев -уроженцев Ростовской области, героев освободителей.
Выставка детских рисунков «Мы внуки лет послевоенных», « Мы хотим мира!»
ЦОР ИНТЕРНЕТа.
13. Оригинальность материала заключается в том, что на суд зрителей учащиеся представляют созданную собственными руками презентацию ( готовый продукт своей деятельности) – электронную ( виртуалную) книгу « Город воинской Славы» - совместный труд души и разума. В ходе её создания были реализованы технологии, как: технология саморазвивающего воспитания; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); гуманно-личностная технология; игровые технологии; технологии личностно-развивающего обучения и воспитания; технологии уровневой дифференциации; технология индивидуального обучения и воспитания (индивидуальный подход, индивидуализация обучения и воспитания, метод проектов); коллективный способ обучения и воспитания. На мой взгляд, эти технологии обеспечивают:
пространство самореализации, самодеятельности учащихся;
востребованность социальных инициатив (практик) обучающихся;
возможность самостоятельного выбора видов деятельности и социальных ролей;
продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми; эмоциональность, красочность, событиийность школьной жизни;
интенсивное общение и осмысление нравственных основ межличностных отношений;
пространство для социального творчества.
Для её реализации создано образовательное пространство ( условие), исходя из определённых гуманистических принципов:
ребёнок учится только через действие;
ребёнок имеет свои индивидуальные возможности в учебной и во внеклассной деятельности;
ребёнок осваивает мир в целостном восприятии;
ребёнок учится у другого ребёнка так же как и от учителя;
ребёнок успешен, когда ему хорошо и комфортно;
ребёнок успешен, когда его поддерживают и вдохновляют;
ребёнок успешен, когда учитель является свободной, креативной, гармоничной личностью.
14. Практическая ценность разработки заключается в том, что её можно использовать как в готовом виде так и по частям ( блокам) педагогами иных учебных заведений для реализации внеурочной деятельности, патриотического,гражданского, духовно – нравственного воспитания, регионального компонента, обозначенными в рамках стандартов II поколения.
15.Активное участие детей в мероприятии. Все учащиеся класса приняли участие в фотовыставке « Мой прадед – герой». С этой целью вместе с родителями они собрали семейные архивы ( фронтовые письма, фотографии, награды… своих родственников участников Великой Отечественной войны. В гимназии был создан музей « слава героям» с использованием семейных архивов учащихся. Класс принял участие в конкурсе песни « Песни ПОБЕДЫ!» , в конкурсе рисунков « Будем помнить всегда!», многие учащиеся приняли участие в районных и городских творческих конкурсах самодеятельности, конкурсе стихов «Ничто не забыто, никто не забыт!» » . Эти КТД предшествовали публичной презентации нашей электронной ( виртуальной ) книги « Город воинскойСлавы».
16.Результаты:
Обучающиеся принимали участие в олимпиадах, культурных и социальных практиках со следующими результатами:
в 2009 учебном году мои воспитанники стали победителями районной и призёрами городской краеведческих конференций по результатам работы над проектом «Судьба Ростовского – на – Дону зоопарка в годы Великой Отечественной войны»;
в 20010 году десять моих учеников были награждены сертификатами « Гордость Ворошиловского района города Ростова – на - Дону»;
в 20011 году - 1 место в ежегодном районном конкурсе инсценированной военно - патриотической песни в номинации « Россия – Родина моя»;
с 2007 – 2010 год воспитанники получили благодарственные письма от директора Ростовского областного музея краеведения за творческое участие в мастер – классах и интерактивных занятиях по истории города;
в 2010 -2011 г. учащиеся стали призёрами городского конкурса рисунков « Ростов вчера, сегодня, завтра».
Большое положительное влияние на воспитание и сплочение детей оказывают родители, которые являются активными участниками многих проектов.
9. Соответствие содержания возрасту учеников - данная разработка рассчитана для учащихся начальной школы ( 7 лет – 11 лет).
Сценарий презентации учащихся 3 класса
«Ростов – город воинской Славы»
Вступление: Прошло шестьдесят пять лет, как мир стал свидетелем подвига советского народа. Тогда наши деды и прадеды в очередной раз доказали справедливость слов Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». Мы – их потомки. Наши павшие будут с нами всегда – что бы ни говорили те, кому уроки Великой Отечественной не пошли впрок.
Мы – внуки лет послевоенных –
Хотим знать больше о войне:
О наших дедах, о героях,
О славных битвах, о невзгодах.
Чтобы безудержно, до слёз,
Любить, ценить «страну берёз».
Гордиться дедами, отцами,
Что не считали свои раны.
Всем, выжившим в жестокую войну,
Спасибо, дорогие ветераны,
За 45-го Великую Весну!
ВИДЕО «Великая война»
3160395760095Дорогие зрители! В этом году наш класс работал над созданием виртуальной книги « Город у Тихого Дона». Первый том этой книги был посвящён 250 - летию родного города. И назывался он « Уникальные места Ростова». А сегодня мы предлагаем вашему вниманию премьерный показ второго тома виртуальной книги « Город у Тихого Дона» под названием « РОСТОВ – город воинской Славы».
Во 2-ом томе 4 главы-
Глава 1. Алтарь победы.
Глава 2. Освободители.
Глава 3. Город воинской СЛАВЫ.
Глава 4. Я помню! Я горжусь!
В те годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней…
У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки бросались во время атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», « пантеры» боялись собак.
405574520955Видео «Алтарь победы!»

Глава 1. Алтарь победы
Ученик: Я хочу рассказать о ростовской школе служебно – разыскного собаководства, в которой мы побывали.
Дисциплина и порядок, доброта и верность - вот , что мы почувствовали в этой школе. Мы узнали, что любимый всеми фильм « Ко мне, Мухтар!» в главной роли с Юрием Никулиным снимали при участии питомцев и сотрудников ростовской школы собаководства.
Видео «Школа собаководства»
4608195146685-1543051466852131695146685
Глава 2. Освободители
Ученик: Вторая глава нашей книги посвящена кавалеристам.
Мы побывали в военно- историческом музее СКВО и узнали , что более 150 улиц нашего города названы именами воинов освободителей. Лелюшенко, Погодина, Плиева, … И одна из них улица Доватора - командира кавалеристского корпуса. Где наравне с людьми самоотверженно сражались лошади. Трудно представить нашу победу без этих благородных и красивых животных. Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль.
Как бы ни был путь опасен,
Конь везёт боеприпасы
Сквозь обстрел, огонь и дым,
По дорогам боевым.
3284220137160-154305137160
Видео «Освободители»
Глава 3. Город воинской СЛАВЫ
Ученик: Глава третья называется «Ростов – город воинской Славы».
Слава доблестным освободителям нашего родного города, низкий поклон труженикам тыла и непокорённым жителям города!
…Вознесся ввысь, раздался вширь Ростов,И жителей давно за миллион.Одет в гранит наш старый Тихий Дон,И Вечному Огню от всех поклон.
Живи, мой город, хорошей в веках,Храни огонь седого февраляВ сердцах людей, воздвигнутых домах,Не забывай о тех, кто спас тебя!
Не зря удостоен он орденов, - Любимый наш город, и нет его краше. За всех ростовчан клятву дать я готов: Февраль сорок третьего в памяти нашей!
Видео «Ростов»
Ростов - город воинской Славы. Родина гордых, смелых казаков, дошедших с победой до Берлина.
Исполнение песни «Зелёные дубравы»
Все ученики нашего класса приняли активное участие в российском проекте «Я помню! Я горжусь!» Мы представляем вашему вниманию результат нашей поисковой работы.
Вам всем, кто вынес ту войну
В тылу иль на полях сражений,-
Принёс победную весну, -
Поклон и память поколений!
Стихотворение читает Манышев Илья ( правнук героя )
Моему прадедушке
-50165541655автор - МАНЫШЕВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА ( дочь героя, учитель гимназии № 118)
367728549530Мы, правнуки тех, кто остался в живых,
В тех суровых сороковых.
Я не видел прадеда, но мне рассказали
Про бои, за которые эти медали.
В благодарность за подвиги наша страна
Выдавала героям своим ордена.
Мой прадедушка встретил войну на границе.
Сотни русских бойцов полегли на позиции.
Их с землёй поравняли фашистские танки,
Много лет находили погибших останки.
Дед среди полусотни солдат всё-же выжил,
Шёл вперёд, отступал, а Победа всё ближе!
Пол-Европы прошёл, отражая атаки.
Как героя встречали словаки, поляки.
Дед вернулся домой, даже раненым не был,
Но он делал, что мог, для мирного неба.
Значит, жизнью своей я деду обязан,
Я корнями семейными с дедушкой связан.
Что завещал мне прадедушка Коля?
Чтобы успешно учился я в школе,
В трудных делах добивался победы,
Чтобы достойным быть правнуком деда!
Исполнение песни «Прадедушка» .Презентация « Мой прадедушка»
3893820314960 Демонстрация презентации «Я помню! Я горжусь!»
Учитель : Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Места боев отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших бойцов. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, мы всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину и мы обвиняем войну. Человек может привыкнуть ко всему: он может привыкнуть к каждодневным бомбежкам, к очередям, к бумажным крестам на окнах, к холоду о голоду военной поры. Даже к смерти. Но привыкнуть к ВОЙНЕ человек не может, не в состоянии.
Я рада, что в нашей стране этот праздник Победы не забывают. Не забывают, что благодаря нечеловеческому терпению, труду, силе духа, упорству наши дедушки и бабушки отстояли честь и свободу нашей Родины. Такое нельзя забывать!
Мы не просто помним… Мы будем помнить!
5360035186055Помните!Через века, через года, — помните!О тех, кто уже не придет никогда, —помните!Памяти павших будьте достойны!Вечно достойны! Люди!Покуда сердца стучат, — помните!Какою ценой завоевано счастье, —Пожалуйста, помните!Детям своим расскажите о них,чтоб запомнили!Детям детей расскажите о них,чтобы тоже помнили!
- Я помню ! Я горжусь! Мы помним! Мы гордимся!
2179320132080412242013208064770132080