Контрольно – оценочные средства (КОС) учебной дисциплины «Биология» по профессии НПО «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы) (код 150709.02 и 15.01.05)
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯЗЕМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Комплект
контрольно – оценочных средств
учебной дисциплины
Биология
(наименование учебной дисциплины)
Основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по направлению подготовки (специальности)
«Сварщик» 150709.02 (15.01.05)
(электросварочные и газосварочные работы)
(код и наименование профессии)
Вязьма, 2014 г.
Паспорт комплекта контрольно – оценочных средств
Общие положения
Контрольно – оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Биология»
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированный зачет.
КОС разработаны на основании положений:
Основной профессиональной образовательной программы по профессии НПО «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы) (код 150709.02 и 15.01.05)
Программы учебной дисциплины «Биология»
1.1. Область применения
Комплект контрольно – оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Биология» для обучающихся по программе начального профессионального образования по профессии «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ:
Знания
Умения
З.1 основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
У.1
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
У. 2
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
З.2 строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
У. 3
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
З.3 сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
У. 4
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
З.4 вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
У. 5
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
У. 6
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
З.5 биологическую терминологию и символику;
У.7 находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
З.6 соблюдение мер профилактики при отравлениях, вирусных и других заболеваниях, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
У.8 соблюдать меры профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
З.7 оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
У.9 оказать первую помощь при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина
Форма контроля
Промежуточная аттестация
Текущий контроль
Биология
Дифференцированный зачет
устный опрос
практическая работа
тестирование
составление кроссвордов
лабораторная работа в онлайн режиме на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
самостоятельная работа
подготовка докладов, сообщений,
СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
ВОПРОСЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
Билет № 1
1. Белки, их строение и функции в организме.
2. Наследственная изменчивость как движущая сила эволюции.
3. Составьте одну из пищевых цепей питания в аквариуме. Объясните, почему в аквариуме
короткие пищевые цепи. Почему аквариум нуждается в постоянном уходе?
Билет № 2
1. Фотосинтез, его значение. Космическая роль зеленых растений.
2. Вид, его критерии. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения.
3. Решите задачу. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 1/4 потомков крылья были укороченные, а 3/4 потомков имели нормальные крылья. Определите генотипы родителей и потомства с укороченными крыльями.
Билет № 3
1. Вирусы, их строение. Вирусы – возбудители опасных заболеваний.
2. Экологические факторы, их характеристика и влияние на организмы.
3. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты покровной и фотосинтезирующей тканей листа. Выявите различия в их строении, назовите функции этих тканей в растительном организме.
Билет № 4
1. Химический состав клетки. Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки.
2. Учение Ч. Дарвина об эволюции органического мира.
3. Решите задачу. У ночной красавицы красная окраска цветка доминирует над белой. Гибриды же имеют розовую окраску. Скрестили двух гибридных особей. Какое количество (в процентах) особей с розовой окраской цветков получится в потомстве?
Билет № 5
1. Нуклеиновые кислоты, их виды и функции в организме.
2. Понятие об экосистемах. Цепи питания.
3. Сравните три экземпляра одного вида растения, найдите черты сходства и различия в их внешнем строении. Объясните причины различия в их строении.
Билет № 6
1. Углеводы и липиды, их функции в организме.
2. Генетика как наука, методы генетики. Г. Мендель – основоположник генетики.
3. Рассмотрите гербарии двух видов растений семейства Пасленовые. Опишите особенности внешнего строения каждого вида растения. По каким признакам эти растения относят к одному семейству?
Билет № 7
1. Основные компоненты клетки, их функции.
2. Многообразие видов в природе. Сохранение видового разнообразия как основа устойчивого развития биосферы.
3. Поместите в одну пробирку небольшой кусочек сырого картофеля, а в другую – кусочек вареного картофеля. Капните в обе пробирки несколько капель пероксида водорода. Пронаблюдайте за происходящими явлениями и объясните результаты.
Билет № 8
1. Строение и функции хромосом. Хромосомный набор половых и соматических клеток у разных организмов.
2. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере (на примере круговорота углерода или других элементов).
3. Решите задачу. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. От скрещивания черной самки с коричневым самцом было получено 4 черных и 3 коричневых щенка. Определите генотипы родителей и потомства.
Билет № 9
1. Понятия о гене. Генетический код, его свойства.
2. История развития эволюционных идей. Оценка работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина.
3. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительной и животной клетки. В чем состоит сходство и различие этих клеток?
Билет № 10
1. Обмен веществ и превращение энергии как свойство организмов. Роль ферментов и АТФ в обмене.
2. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, его оценка.
3. Рассмотрите гербарии двух видов растений семейства Розоцветные. Опишите особенности внешнего строения каждого вида растения. По каким признакам эти растения относят к одному семейству?
Билет № 11
1. Развитие знаний о клетке. Основные положения клеточной теории.
2. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
3. Определите взаимоотношения, в которые вступают друг с другом перечисленные организмы: водоросли и грибы в лишайнике, лисица и заяц, лисица и волк, печеночный сосальщик и корова. К какой группе экологических факторов относят эти взаимоотношения?
Билет № 12
1. Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем.
2. Биотические связи: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
3. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Зарисуйте клетку и подпишите видимые части и органоиды клетки.
Билет № 13
1. Методы изучения генетики человека. Наследственные болезни, их причина и профилактика.
2. Искусственные сообщества – агроэкосистемы, роль человека в них.
3. Из имеющихся организмов составьте пищевую цепь: беркут, кузнечик, землеройка, травянистые растения. Определите, к какой функциональной группе относится беркут в составленной пищевой цепи. Ответ поясните.
Билет № 14
1. Причины устойчивости экосистем, их смена. Антропогенные изменения экосистем.
2. Размножение, его роль в природе. Половое и бесполое размножение организмов.
3. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука и рассмотрите его под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки. Нанесите на микропрепарат каплю раствора поваренной соли и вновь рассмотрите под микроскопом. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы. Объясните происходящие явления.
Билет № 15
1. Функциональные группы организмов в экосистеме, их роль.
2. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз.
3. Решите задачу. У мышей длинные уши – доминантный признак, а короткие – рецессивный. Скрестили самца с длинными ушами с самкой с короткими ушами. В первом поколении все потомство получилось с длинными ушами. Определите генотипы родителей и потомства.
Билет № 16
1. Оплодотворение, его значение. Особенности оплодотворения у животных.
2. Уровни организации живой природы.
3. Распределите по ярусам перечисленные растения дубравы: клен, дуб, лещина, ландыш, липа, папоротник орляк, калина, яблоня, майник двулистный. Какое значение имеет ярусное расположение растений в экосистеме?
Билет № 17
1. Основные ароморфозы в эволюции растений.
2. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
3. Решите задачу. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Растение гороха с нормальным ростом скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: половина растений имела нормальный рост, а половина – карликовый. Определите генотипы родителей и потомков.
Билет № 18
1. Основные ароморфозы в эволюции позвоночных животных.
2. Роль живых организмов в биосфере. Влияние человека на биосферу.
3. Рассмотрите несколько типов плодов различных растений (клена, одуванчика, лопуха, рябины, гороха и др.). Назовите типы плодов и признаки приспособленности к распространению семян у каждого растения.
Билет № 19
1. Основные признаки живого.
2. Селекция, ее практическое значение. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
3. Решите задачу. На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок c коричневым мехом был получен приплод. Из них 3/4 имели коричневый мех, а 1/4 – голубовато-серый. Определите, какой из признаков является доминантным. Каковы генотипы и фенотипы родителей и потомства?
Билет № 20
1. Доказательства происхождения человека от животных.
2. Наследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека.
3. Пищевые цепи редко состоят более чем из 4–5 звеньев. Чем это можно объяснить? Что лимитирует длину пищевой цепи? Ответ поясните.
Билет № 21
1. Индивидуальное развитие организма. Стадии развития зародыша. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
2. Борьба за существование – предпосылка естественного отбора. Формы борьбы за существование.
3. Решите задачу. При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Какие признаки являются доминантными? Определите генотипы родителей и потомства.
Билет № 22
1. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.
2. Прокариотические организмы, их характеристика.
3. Рассмотрите коллекцию насекомых разных отрядов (божья коровка, оса, кузнечик, бабочка-белянка и др). Назовите типы защитных приспособлений у каждого организма. Объясните, в результате какого направления эволюции сформировались данные приспособления.
Билет № 23
1. Энергетический обмен в клетке, роль митохондрий в нем.
2. Ненаследственная (модификационная) изменчивость, ее характеристика.
3. Основными структурными компонентами любой экосистемы являются растения, животные, грибы и бактерии. К каким функциональным группам относятся эти организмы? Покажите стрелками их взаимосвязи в экосистеме.
Билет № 24
1. Образование половых клеток у животных. Мейоз.
2. Приспособленность организмов как результат эволюции.
3. Рассмотрите гербарии мха, папоротника и цветкового растения. Перечислите имеющиеся у них органы. Выявите черты усложнения в строении этих растений и объясните их значение.
Билет № 25
1. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем.
2. Основные направления развития биотехнологии (генная, клеточная инженерия, клонирование и др.).
3. Сравните клубень картофеля и луковицу репчатого лука. Объясните, почему их относят к видоизмененным подземным побегам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА.
1. Отметьте знаком «+» правильные, а знаком «–» неправильные утверждения.
1) Расти могут только растения.
2) Растения способны активно перемещаться с одного места на другое.
3) Выделение происходит у всех живых организмов.
4) Растения и грибы относятся к одному царству.
5) Глюкоза, гликоген, сахароза, клетчатка, крахмал – разновидности углеводов.
6) Вода – хороший растворитель.
7) Белки - выполняют только опорную функцию.
8) Жиры служат запасным источником энергии.
9) Сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорят о единстве органического мира.
2. Выберите правильные ответы.
1) В состав живых организмов входят органические вещества:
а) вода, минеральные соли; б) белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
в) вода, минеральные соли, белки, жиры.
2) Углеводы выполняют:
а) только опорную функцию; б) только энергетическую функцию;
в) опорную, энергетическую, запасающую, защитную функции; г) только структурную.
3) К продуктам питания особенно богатыми белками, относятся:
а) хлеб, картофель, яблоки, свекла; б) сало, подсолнечное масло, сметана;
в) мясо, рыба, яйца; г) мясо, рыба, яблоки, капуста.
4. Определите генотипы родителей, если все потомство имеет желтые и гладкие семена:
а) ААВВ х аавв; б) АаВв х ааВВ ; в) ААвв х Аавв; г)АаВВ х ааВв;
5. Энергия запасается в 36 молекулах АТФ в процессе:
а) гликолиза; б) подготовительного этапа энергетического обмена;
в) брожения; г) окисления одной молекулы пировиноградной кислоты.
6. Кроссинговер – обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами характерен для процесса:
а) профазы первого деления мейоза; б) профазы второго деления мейоза;
в) митоза; г) оплодотворения.
7. Организм, которым свойственно неклеточное строение, относят к группе:
а) бактерий; б) вирусов; в) водорослей; г) простейших.
8. Расширение ареала зайца – русака является примером:
а) биологического прогресса; б) ароморфоза; в) дегенерации; г) биологического регресса.
9. Потеря энергии в цепи питания от растений к растительноядным животным и к последующим звеньям называется:
а) правилом экологической пирамиды; б) круговоротом веществ;
в) колебанием численности; г) саморегуляцией численности популяции.
10. У гибридов ночной красавицы с розовыми цветками в F2 появляются растения с красными, розовыми и белыми цветками в соотношении:
а) 9: 3:3:1; б) 3:1; в) 1:2:1; г) 1:1.
3. Закончите предложения.
1) Процесс поглощения клеточной мембраной твердых частиц вещества называется...
2) Органоиды, участвующие во внутриклеточном пищеварении, называются...
3) Хромосомы содержатся в...
4) Органоиды, участвующие в клеточном дыхании, вырабатывающие энергию, называются...
5) Многочисленные канальцы, пронизывающие всю клетку, по которым осуществляется транспорт веществ, называются...
4. Какие органоиды присущи как растительной, так и животной клетке?
5. Какой процесс деления показан на рисунке (митоз или мейоз)? Почему вы так решили? Охарактеризуйте каждую стадию.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ОЦЕНКА
КРИТЕРИИ
5 «отлично»
25 и более правильных ответов
4 «хорошо»
22-24-правильных ответов
3 «удовлетворительно»
19-21 правильных ответов
2 «неудовлетворительно»
Менее 19 правильных ответов
Контроль по теме «Организм. Размножение и индивидуальное развитие»
ВАРИАНТ I
Задание 1: прочитайте утверждения, выпишите правьльные ответы в виде номеров (через запятую).
Ароморфоз это возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, ведущее к увеличению численности и более широкому распространению вида.
Покровительственная окраска развита у видов, которые живут скрытно, недоступно для врагов.
Искусственный отбор выступает как главный фактор преобразования живых организмов.
Австралопитеки были переходным звеном от животных к первым людям.
Популяция это совокупность признаков, отличающих данный вид от другого
В конце девона потомки рыб выходят на сушу, образуя первый наземный класс.
Слово "селекция" означает отбор.
В основе селекционного процесса лежит естественный отбор.
Общая дегенерация это снижение уровня приспособленности к условиям обитания, уменьшение численности вида и площади видового ареала.
Причины экологической изоляции многочисленны: это образование новых гор или рек, перешейков или проливов, истребление популяций в определнных районах и т.д.
Критерий вида это совокупность признаков отличающих данный вид от другого.
Задание 2: прочитайте предложение и выпишите правьльное его продолжение (в виде номер - буква).
Видообразование это результат:А микроэволюции
Б макроэволюции
В естественного отбора
Г только пространственной изоляции
Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:
А доклеточных форм жизни вирусов
Б клеточных форм жизни
В биополимеров
Г фазовообособленных систем
При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются:
А не меняются определяющие эти признаки гены
Б не изменяются условия среды
В отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки
Г сохраняются «живые ископаемые»
Приспособленность организмов носит относительный характер, так как:
А любая адаптация целесообразна только в определенных условиях
Б ароморфозы далеко не сразу обеспечивают живым организмам победу в борьбе за существование
В борьба за существование может привести к изменению вида
Г при резких изменениях условий группа вымирает
Примером ароморфоза может служить:
А покровительственная окраска
Б половой процесс
В уплощение тела придонных рыб
Г приспособление цветков к опылению
ВАРИАНТ II
Задание 1: прочитайте утверждения, выпишите правьльные ответы в виде номеров (через запятую).
Все приспособления организмов носят относительный характер.
Полиплодия это мутация, связанная с кратным изменением хромосом.
Мутация это очень частые события в жизни живых организмов.
Приспособление организмов к окружающей среде не носит относительный характер.
На грани архейской и протерозойской эр произошел первый великий период горообразования.
Ареал территория обитания вида.
Видообразование это сложнейший эволюционный процесс возникновения нового вида.
Противоречие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов главная причина борьбы за существование.
Гетеротрофные организмы способны синтезировать органические вещества из неорганических соединений.
Высшие млекопитающие возникли в кембрии.
Маскировка это подражание защищенного организма одного вида более защищенному организму другого вида.
Задание 2: прочитайте предложение и выпишите правьльное его продолжение (в виде номер - буква).
Результатом эволюции явились:
А искусственный и естественный отбор
Б приспособленность организмов к срeде обитания
В многообразие видов
Г наследственная изменчивость
Эволюция это:
А учение об изменении живых организмов
Б учение, объясняющее историческую смену форм живых организмов глобальными катастрофами
В необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы
Г раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов
Движущей и направляющей силой эволюции является:
А дивергенция признаков
Б разнообразие условий среды
В приспособленность к условиям среды
Г естественный отбор
Единицей эволюционного процесса является:А особь
Б популяция
В мутация
Г вид
Материалом для эволюционных процессов служит:
А генетическое разнообразие популяции
Б вид
В благоприобретенные признаки
Г бесполезные или вредные признаки
Эталон
ВАРИАНТ I
Задание 1: прочитайте утверждения, выпишите правьльные ответы в виде номеров (через запятую).
2, 3, 4, 6, 8, 9, 10
Задание 2: прочитайте предложение и выпишите правьльное его продолжение (в виде номер - буква).
1
2
3
4
5
А,В
Б
В
А - Г
Б
ВАРИАНТ II
Задание 1: прочитайте утверждения, выпишите правьльные ответы в виде номеров (через запятую).
2, 5, 6, 8, 9
Задание 2: прочитайте предложение и выпишите правьльное его продолжение (в виде номер - буква).
1
2
3
4
5
Б, В
В
Г
Б
А
Перечень лабораторно – практических работ
Практическая работа № 1
«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам »
Цели и задачи:
Ознакомиться с работой микроскопа и рассмотреть строение растительных и животных объектов.
Научиться самостоятельно изготовлять временные микропрепараты растительных тканей.
Научиться сравнивать по внешнему и внутреннему строению клетки растений и животных.
Оборудование:
Микроскоп, лук, глицерин, фильтровальная бумага, предметное стекло.
Теоретические сведения:
Повторите изученный материал (6 -8 класс ООШ).
Ход работы:
Вспомните схему строения растительной и животной клеток, изученных в 6 -8 классах ООШ.
Сравните строение клеток эукариот и прокариот.
Результаты проделанной работы занесите в таблицу.
Вспомните устройство микроскопа.
Подготовьте и рассмотрите под микроскопом микропрепарат кожицы лука или листовой пластины любого цветкового растения, находящегося в кабинете.
Сделайте вывод о проделанной работе.
Результат проведённой работы:
Зарисуйте схему животной и растительной клетки?
Отметьте в таблице особенности строения клеточных структур, характерные для клеток эукариот и прокариот.
Клеточные структуры
Клетки эукариот
растительная
Клетки эукариот
животная
Клетки прокариот
Плазмалемма
Клеточная стенка
Эндоплазматическая сеть
Аппарат Гольджи
Лизосомы
Пероксисомы
Рибосомы
Митохондрии
Пластиды
Клеточный центр
Реснички, жгутики
Пили (фимбрии)
Мезосомы
Фотосинтетические
мембраны
Ядро
Нуклеотид
Плазмиды
Хромосомы
Вакуоли
Запишите устройство микроскопа.
Сравните жизнедеятельность растительной и животной клетки.
Практическая работа № 2
«Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.»
Цели и задачи:
Научиться производить анализ табличных данных.
Научиться правильно делать выводы признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих их родства.
Оборудование:
Таблицы для решения заданий.
Таблица «Эмбриональное развитие млекопитающих и человека»
Теоретические сведения:
Как у представителей хордовых, у человека на ранних стадиях эмбрионального развития закладывается хорда, над ней формируется нервная трубка, а под ней кишечник.
Как у представителей позвоночных, у человека развивается внутренний скелет, основой которого является позвоночник. Он состоит из отдельных позвонков, соединённых хрящами и связками. Внутреннее строение представлено следующими системами: кровеносной, дыхательной, пищеварительной, нервной, эндокринной, выделительной, покровной, половой и тд..
Как представитель класса млекопитающих, человек имеет грудобрюшную преграду – диафрагму, участвующую в дыхании. Его носовая и ротовая полости разделены, а зубы находятся в ячейках челюстей. Тело имеет постоянную температуру. Сердце четырёхкамерное. Женщины вынашивают плод в матке и после рождения выкармливают ребёнка молоком, вырабатывающимся молочными железами.
Как представитель приматов, человек имеет пятипалую конечность, а на пальцах плоские ногти, большой палец противопоставлен всем остальным.
Как представитель семейства гоминид, человек имеет большое сходство в строении хромосом и более многими болезнями человекообразных обезьян.
Как представитель рода Человек, он имеет хорошо развитый мозг, речь, память и прямохождение.
Ход работы:
Изучить теоретические данные, указанные в работе.
Выполнить задания:
В чем различие скелетов человека и обезьяны?
Внимательно рассмотрите данные вам рисунки.
Результаты проделанной работы занесите в тетрадь в следующем порядке:
1. Заполните таблицу «Различия скелетов человека и обезьяны»
Отделы скелета
Специфические особенности
у человека
Специфические особенности у человекообразных обезьян
Причины различий
Череп
Шейный отдел позвоночника
Грудная клетка
Грудной отдел позвоночника
Пояс верхних конечностей
Верхние конечности
Поясничный отдел позвоночника
Пояс нижних конечностей
Нижние конечности
2. Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике, особое внимание, обратив на черты сходства между зародышами человека и обезьяны (гладкая черепная коробка, слабо развитая лицевая часть черепа, большая длина рук, дугообразная форма позвоночника).
Дайте научное обоснование этому сходству. Почему его нет у взрослых организмов?
Практическая работа № 3
«Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач »
Цели и задачи:
Закрепление темы генетика с помощью решения задач по моногибридному и дигибридному скрещиванию.
Правильно оформлять решение элементарных биологических задач по генетике.
Оборудование:
Задачи по теме генетика с текстом на карточках
Теоретические сведения:
Моногибридное скрещивание – скрещивание организмов, анализируемых по одной паре альтернативных (доминантного и рецессивного) признаков.
Дигибридное скрещивание – скрещивание организмов, анализируемых по двум парам альтернативных признаков.
Закон расщепления: при скрещивании двух гетерозиготных особей, т.е. гибридов, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, в потомстве наблюдается расщепление по доминантному и рецессивному признакам в соотношении 3:1.
Закон доминирования: при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, всё потомство в первом поколении единообразно.
Закон независимого расщепления: при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.
Ход работы:
Проделать работу по решению генетических задач, результаты работы зафиксировать в тетради:
- фенотип родителей, генотип родителей;
- произвести скрещивание заданных параметров;
- указать фенотип потомства (гомо- или гетерозиготный организм, доминантный и рецессивный признак в соотношении).
Результаты проделанной работы занесите в тетрадь в следующем порядке:
P О* O
Г ...
F (если возможно, решетка Пеннета)
Вывод: соотношение фенотипа / (3:1; 9:3:3:1 и т.д.) или свой вариант.
Практическая работа № 4
«Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм»
Цели и задачи:
Научиться описывать фенотипы растений, используя их морфобиологические характеристики.
Научиться определять факторы , оказывающие влияние на формирование фенотипов.
Оборудование:
Комнатные растения или гербарии растений одного вида и разных видов одного рода.
Таблицы: “Типы корневых систем”, “Листорасположение”, “Жилкование листьев”, “Простые и сложные листья”.
Гербарные экземпляры видов растений.
Теоретические сведения:
Фенотипом называется совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма. Генотип – совокупность всех генов одного организма. Гены наследуются практически не изменяясь из поколения в поколение. Проявление действия генов и характер возникающего признака зависят от условий среды. Может быть различной освещенность, состав почвы, влажность, температура и т.п. Один и тот же генотип может в разных условиях среды проявлять разное значение признака.
Организм наследует способность формировать определенный фенотип в конкретных условиях среды. Однако, имея одинаковый генотип организмы могут внешне отличаться друг от друга.
Корневая система – стержневая и мочковатая;
Листья – простые (на одном черешке одна листовая пластинка) или сложные (на одном общем черешке несколько листовых пластинок).
Строение и функции частей листа:
Основание листа – соединение листа со стеблем; прилистники – листовидные образования у основания листа; листовая пластинка – расширенная обычно плоская часть листа; черешок – суженая часть листа.
Жилкование листьев: сетчатое (перистое, пальчатое), параллельное, дуговое;
Видоизменение листьев: колючки (уменьшение испарения, защита от поедания), усики (поддержание стебля в вертикальном положении), водозапасающие листья (запасание воды при её недостатке).
Разнообразие стеблей: прямостоячий (растёт перпендикулярно поверхности земли), ползучий (стелется по поверхности и укореняется в узлах), вьющийся (обвивается вокруг опоры), цепляющийся (поднимается, цепляясь за опору).
Адаптация (лат. – прилаживание, приноровление) – возникновение в процессе эволюции свойств, признаков, повышающих шансы выживания и размножения организмов, сохранения большего числа потомков. В борьбе за существование в процессе естественного отбора выживают особи, наиболее приспособленные к среде обитания.
Ход работы:
Рассмотрите и опишите по плану два растения одного вида, находящихся в разных условиях (на примере комнатных растений кабинета биологии).
Рассмотрите и опишите растения разных видов одного рода.
Результаты наблюдений запишите в таблицу.
Название растения
Признаки фенотипа
План описания растения.
1. Тип корневой системы, видоизменения (при работе с гербарием)
2. Стебель (положение в пространстве, видоизменения)
3. Лист (форма, жилкование, листорасположение, видоизменения)
4. Цветок или соцветие.
5. Плод (сухой или сочный, одно или многосемянный)
Результаты проделанной работы занесите в тетрадь в следующем порядке:
Сделайте вывод на основе анализа полученных данных.
Ответьте на вопросы:
а) какие факторы оказали влияние на формирование фенотипа
б) каковы фенотипические особенности данного организма
Практическая работа № 5
«Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.»
Цели и задачи:
Научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) и определять их относительный характер.
Сформулировать вывод о существовании приспособленности организмов и ее относительном характере.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
Научиться выявлять морфологические признаки растения;
Научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов;
Обосновать значение признаков растений для изучения понятия морфологического критерия вида.
Оборудование:
Коллекции плодов и семян; комнатные растения (кактусы, опунция, пеларгония); гербарии (растений засушливых мест обитания, хвойных деревьев, др.); Аквариумные водные растения;
Таблицы: "Строение ротового аппарата насекомых", "Многообразие птиц";
Чучела: птиц, черепахи, ежа, крота; фотографии, открытки, рисунки с изображением птиц и животных.
Гербарий растений разных видов – клевер белый, клевер розовый, клевер красный, клевер пашенный, лапчатка серебристая, лапчатка прямостоячая, зверобой продырявленный, зверобой, полынь горькая, полынь обыкновенная, боярышник колючий, боярышник кроваво-красный и др.
Теоретическая часть.
Среда обитания – совокупность конкретных условий (факторов неживой и живой природы) в которых обитает данная особь, популяция или вид. Место обитания, участок суши или водоема, занятый частью популяции особей одного вида и обладающий всеми необходимыми условиями для их существования (климат, рельеф, почва, пища и др.). Чем лучше приспособлены организмы к данным условиям, тем больше численность особей данного вида.
Приспособленность, как частный пример адаптации, является результатом эволюционных изменений. Характер приспособлений в своеобразной среде различен. Поскольку в природе существуют самые разнообразные условия существования, то и примеров приспособленности организмов – огромное множество: к различной температуре и влажности, к различной степени освещенности, к различным способам питания и поискам пищи, к защите, к привлечению партнера и т.д. Адаптации относительны: приспособленность к одним факторам среды не обязательно сохраняются в других условиях, т.к. условия меняются быстрее, чем формируются определенный признак.
Четкое понимание сущности вида, как основной единицы эволюции необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.
Вид – совокупность родственных организмов, обладающих сходными морфологическими, биохимическими признаками, занимающих общий ареал, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Виды отличаются друг от друга многими признаками. Основные признаки и свойства называются критериями вида. Их несколько:
а) генетический – особи одного вида свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство;
б) морфологический – основан на характеристике признаков внешнего и внутреннего строения;
в) физиологический – основан на сходстве всех процессов жизнедеятельности;
г) биохимический – сходство биологических процессов;
д) эколого-географический – виды занимают в природе определенный ареал – экологическую нишу;
е) этологический –особенности поведения.
Практическая часть.
1. Рассмотрите растения двух видов одного рода, охарактеризуйте особенности внешнего строения основных органов растения (корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена).
2. Дайте морфологическую характеристику изучаемых видов.
3. Результаты исследований занесите в таблицу:
ПРИЗНАКИ
НАЗВАНИЯ ИЗУЧАЕМЫХ ВИДОВ
СРАВНЕНИЕ ПРИЗНАКОВ
СХОДСТВО
РАЗЛИЧИЯ
1. Стебель:
– высота
– форма
– тип стебля
2. Тип корневой системы:
3. Лист:
– форма листовой пластинки
– желкование
– окраска
– простой или сложный
– листорасположение
4. Цветок:
– формула
– описание
5. Плод:
– сочный или сухой
– одно или многосемянный
– способ распространения
– название плода
6. Семена:
– форма
– величина
– окраска
– количество
Запишите в таблицу примеры приспособлений к среде обитания у известных вам растений и животных; объясните, как в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания у крота
ОРГАНИЗМ
СРЕДА ОБИТАНИЯ
ЧЕРТЫ
ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ
ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ
Рассмотрите предложенные вам объекты (1 вид растений и 1 вид животных).
Определите среду обитания данного растения и животного.
Выявите черты приспособленности изучаемых видов к среде обитания (во внешнем и внутреннем строении, размножении, поведении, питании и др.)
Какие преимущества, по сравнению с другими видами, получили данные виды растения (или животного) в связи с возникновением приспособления?
Приведите доказательства относительного характера приспособлений у данных организмов.
Результаты исследований занесите в таблицу (по аналогии с примером):
Название организма
Среда обитания
Место обитания
Черты приспособленности к среде обитания во внешней и внутренней среде, размножение, поведение.
Биологическая роль адаптаций
Относительный характер
Еж обыкновенный
Наземно воздушная
Нижний ярус леса в умерен-ном климате
Иглы для защиты от хищников, сворачивается клубком в случае опасности, насекомоядное животное, с хорошо развитым обонянием, мордочка острая, острые мелкие зубы. При рождении детенышей их иголки мягкие и утоплены в коже. На зиму впадают в спячку.
Помогает выживать, искать пищу, выкармливать детенышей, защищаться от врагов, переносить неблагоприятные условия среды. Это способствует увеличению количества особей в популяции.
В воде еж разворачивается и становится уязвим для хищников.
На основании знаний, о движущих силах эволюции объяснить механизм возникновения приспособлений, пользуясь схемой ответа:
Среди особей, не имевших (данного признака) . в результате ..появились особи с . В ходе борьбы за существование выживали В результате шел естественный отбор и особи с ., а без него . Возник новый вид, имеющий
Результаты проделанной работы занесите в тетрадь в следующем порядке:
На основе анализа своей работы ответьте на вопросы:
– Почему возможны ошибки при установлении видовой принадлежности только по одному из критериев, например морфологическому?
– Существуют ли трудности в определении вида растения, найденного в природе?
– Для всех ли видов организмов характерен морфологический критерий? Ответ обоснуйте.
Практическая работа № 6
«Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач»
Цели и задачи:
Сравнить между собой естественные и искусственные экосистемы
Обзор трофической сети в наземном биогеоценозе
Проследить биогеохимический цикл углерода и азота в природе.
Выяснить экологические проблемы современности на примере Смоленской области.
Оборудование:
Схема биогеохимического цикла углерода и азота в природе.
Схема трофической сети в наземном биогеоценозе.
Таблица для сравнения между собой естественной и искусственной экосистемы
Теоретические сведения:
Биотоп – относительно однородный участок абиотической среды, занятый одним сообществом (биоценозом).
Трофические связи – одни организмы питаются другими организмами, либо их мёртвыми остатками, либо продуктами их жизнедеятельности (стрекозы ловят насекомых, жуки-могильщики питаются трупами мелких зверей и птиц и т.д.).
Биогеоценоз – однородный участок земной поверхности, занятый определённым сообществом живых организмов (биоценозом), находящимся в постоянном контакте и взаимодействии с абиотической средой.
Трофические (пищевые) цепи и сети – ряды организмов, связанных друг с другом пищевыми взаимоотношениями, через которые в экосистеме происходит передача вещества и энергии.
Различают два типа трофических цепей: 1. пастбищные (цепи выедания или потребления); 2.детритные (цепи разложения)
Расходование природных ресурсов: невозобновимые (источники минерального сырья, образующегося в земной коре за сотни млн. лет) и возобновимые (растительный и животный мир, микроорганизмы, почва и др.).
Охрана природы – комплексная система мероприятий, направленная на сохранение, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов (мониторинг, Красные книги, организации и программы, резерваты, зоопарки, нормы ПДК, воздуха, воды, почвы, изменения среды обитания и т.д.).
При решении экологических задач необходимо знать, что энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов, такой ряд организмов называется цепью питания сообщества, а каждое звено данной цепи – трофическим уровнем
Первый трофический уровень представлен автотрофами или продуцентами, например растениями, так как они производят первичную органику. Живые организмы – гетеротрофы, которые питаются автотрофами (растительноядные) называются консументами первого порядка и находятся на втором трофическом уровне, на третьем уровне располагаются консументы второго порядка – это хищники, они питаются консументами первого порядка. Цепь питания может включать консументов третьего, четвертого порядка, но следует отметить, что более пяти трофических уровней в природе почти не встречается. Заканчивается цепь, как правило, редуцентами, это сапрофиты, разлагающие органику до простых неорганических веществ (грибы, бактерии, личинки некоторых насекомых).
Живые организмы, поедая представителей предыдущего уровня, получают запасенную в его клетках и тканях энергию. Значительную часть этой энергии (до 90%) он расходует на движение, дыхание, нагревание тела и так далее и только 10% накапливает в своем теле виде белков (мышцы), жиров (жировая ткань). Таким образом, на следующий уровень передается только 10% энергии, накопленной предыдущим уровнем. Именно поэтому пищевые цепи не могут быть очень длинными.
При составлении пищевой цепи необходимо правильно расположить все звенья и показать стрелками с какого уровня была получена энергия.
Примеры решения экологических задач:
Пример 1: В лесном сообществе обитают: гусеницы, синицы, сосны, коршуны. Составьте пищевую цепь и назовите консумента второго порядка.
Ответ: сосна -> гусеница -> синица -> коршун. Консумент второго порядка синица.
Пример2: На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.
Экологические пирамиды, это один из способов изображения пищевых цепей. Так как продуцентов всегда больше, следовательно, первый уровень представляет более широкое основание, на последующих уровнях будет находиться все меньше и меньше организмов и поэтому изображение приобретает вид пирамиды. Зная это, можно легко решить задачу.
Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.
300кг – 10%,
Х – 100%.
Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию
3000кг – 10%
Х – 100%
Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)
Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию
30 000кг.- 10%
Х =100%
Х = 300 000кг
Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона
Есть одна маленькая хитрость, которая может помочь упростить весь процесс, особенно тем кто не очень дружен с математикой. Если внимательно присмотреться к решению, то можно заметить, что в числе, обозначающем каждый новый результат, добавляется один нуль. То есть оно умножается на 10. Если вам будет необходимо выполнить обратное действие (высчитать какую массу будет иметь дельфин, если в море обитает 300 000кг планктона), то необходимо каждый раз при переходе на следующий уровень убирать нуль.
Ход работы:
Изучить вспомогательный материал.
Рассмотреть все возможные иллюстрации к работе.
Изучить дополнительную литературу из средств массовой информации.
Заполнить в тетради таблицы к работе:
- Сравнение между собой естественной и искусственной экосистемы.
- Охрана природы.
Результаты проделанной работы занесите в тетрадь в следующем порядке:
Рассмотрите рисунок в учебнике пищевой цепи в наземном биогеоценозе. Какие организмы являются продуцентами (1-го, 2-го, 3-го и др. порядков) и редуцентами? Составьте 2-3 пастбищные трофические цепи из организмов, составляющий данный биогеоценоз?
2. Сравните между собой естественные и искусственные экосистемы. Данные сравнения занесите в таблицу:
Показатели для сравнения
Естественная природная система леса
Агроэкосистема пшеничного поля
Направление действия отбора
Источники энергии и их использование
Круговорот питательных элементов
Видовое разнообразие и устойчивость
Способность к саморегуляции и самоуничтожению
Развитие и сменяемость
Продуктивность
3. Перечислите экологические проблемы современности. Какие меры предпринимаются по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов? Заполните таблицу:
Уровни организации
жизни
Существующие экологические
проблемы
Меры по охране
Природы
Решите экозадачи:
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.
Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
Рассмотрите на схеме биогеохимический цикл углерода в биосфере. В результате, каких процессов углерод может исключаться из круговорота и вновь возвращаться в него?
Пополнение атмосферы Пополнение атмосферы
Выделение в атмосферу
Брожение Ассимиляция СО
Дыхание
Пополнение с пищей
Минерализация Углефикация
Сжигание Растворение в Н2 О
Рассмотрите на рисунке биогеохимический цикл азота. Чем круговорот азота в биосфере отличается от круговорота углерода?
Атмосферная фиксация Пополнение атмосферы
Биологическая фиксация
Нитрификация
Денитрификация
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
Предмет биологии. Цели и задачи дисциплины.
Уровни организации жизни.
История, формирования и основные положения клеточной теории. Элементный состав клетки.
Неорганические вещества клетки .
Органические вещества клетки. Белки
Органические вещества клетки. Ферменты, углеводы, липиды.
Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты.
Общие черты строения прокариотической клетки.
Общие черты строения эукариотической клетки.
Растительные и животные клетки. Внеклеточные формы жизни.
Наследственная информация. Реализация её в клетке. Анаболизм. Биосинтез белков в клетке.
Катаболизм. Основные этапы энергетического обмена в клетке.
Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез, хемосинтез.
Виды деления клеток. Митоз, мейоз. Бесполое и половое размножение организмов.
Эмбриональный период развития организмов. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон.
Постэмбриональный период развития организмов.
Развитие организмов и окружающая среда. Проблемы репродуктивного здоровья современного человека.
История становления генетики и селекции. Закон единообразия гибридов первого поколения. (1 закон Менделя).
Закон расщепления. (2 закон Менделя). Закон чистоты гамет.
Полигибридное скрещивание (3 закон Менделя). Решение генетических задач
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное действие генов. Закон Моргана.
Генотип пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.
Наследственная и фенотипическая изменчивость.
Определение селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений
Методы селекции. Создание пород животных и растений. Селекция микроорганизмов
Достижения и основные направления современной селекции.
Развитие взглядов на зарождение и развитие жизни на земле. Античные и средневековые представления, теории К. Линнея, Ж. Б. Ламарка.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения и сущность теории.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция.
Вид. Критерии вида. Видообразование.
Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция.
Основные вехи в развитии Земли.
Происхождение и эволюция человека. Перспективы эволюции современного человека.
Современные взгляды на устройство органического мира. Основы систематики.
Биосфера. Её структура и функции.
Круговорот элементов и веществ в природе.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.
Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.
Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.
Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.
Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.
Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).
Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.
Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.
Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.
Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Биологическое значение митоза и мейоза.
Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
Половое размножение и его биологическое значение.
Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.
Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.
Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
Закономерности фенетической и генетической изменчивости.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Драматические страницы в истории развития генетики.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Центры многообразия и происхождения домашних животных.
Значение изучения предковых форм для современной селекции.
История происхождения отдельных сортов культурных растений.
История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.
Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.
Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.
Современные представления о зарождении жизни.
Различные гипотезы происхождения.
Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
Ранние этапы развития жизни на Земле.
Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.
Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.
Современные представления о происхождении птиц и зверей.
Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.
Эволюция приматов и этапы эволюции человека.
Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
Сукцессии и их формы.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
Устойчивое развитие природы и общества.
ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел / Тема
Содержание задания
Количество часов
Форма отчётности и контроля
Р 1
6
Обсуждение выполненной лабораторной работы на сайте «Виртуальная лаборатория»; Устный опрос; доклады или сообщения; дискуссия; подготовка и защита презентаций.
Р 2
5
Обсуждение выполненной лабораторной работы на сайте «Виртуальная лаборатория»; Устный опрос; доклады или сообщения; дискуссия; подготовка и защита презентаций.
Р 3
9
Обсуждение выполненной лабораторной работы на сайте «Виртуальная лаборатория»; Устный опрос; доклады или сообщения; дискуссия; подготовка и защита презентаций.
Р 4
7
Устный опрос; доклады или сообщения; дискуссия; подготовка и защита презентаций;
Р 5
4
Обсуждение выполненной лабораторной работы на сайте «Виртуальная лаборатория»; Устный опрос; доклады или сообщения; дискуссия; подготовка и защита презентаций.
Р 6
7
Обсуждение выполненной лабораторной работы на сайте «Виртуальная лаборатория»; Устный опрос; доклады или сообщения; дискуссия; подготовка и защита презентаций.
Р 7
1
Устный опрос; доклады или сообщения; дискуссия; Обсуждение выполненной лабораторной работы на сайте «Виртуальная лаборатория»; подготовка и защита презентаций; задания для работы с источниками
Всего часов:
39
CO в атмосфере
(0,03%)
Зеленые растения (автотрофы) фотосинтез органических веществ
Отмершие растительные и животные остатки
Животные (гетеротрофы) биосинтез органических веществ
Бактерии редуценты
Карбонаты (мел, остатки)
Ископаемое топливо(уголь, нефть)
Грозы
Нитрифицирующие бактерии
Мёртвые остатки и продукты выделения (N H3 )
Денитрифицирующие бактерии
Нитриты
Органические вещества животных
Органические вещества растений
N в атмосфере
(78%)
Азотфиксирующие бактерии,
цианобактерии
Заголовок 1Заголовок 215