Выступление на ММО учителей русского языка и литературы по теме: Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
Работа – лучший способ наслаждаться жизнью.
И.Кант
ЕГЭ, ОГЭ сегодня - неотвратимая реальность, и, наверное, каждый из педагогов продумал систему подготовки своих учеников к итоговой аттестации. Неоценимую помощь в этом плане могут оказать учителю информационные и коммуникативные технологии.
Прежде чем непосредственно перейти к тому, как я использую ИКТ при подготовке учащихся к экзаменам в новой форме, наверное, есть необходимость немного поговорить о теоретических основах, о создании мультимедийного урока.
Давайте вспомним понятие ИКТ. Информационные и коммуникационные технологии - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образования потому, что компьютеризация и информатизация образования – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения.
Я считаю, что наша школа имеет неплохую техническую базу – каждый классный кабинет оснащен компьютером, мультимедийным проектором, планируется провести локальную сеть Интернет. То, что мы имеем в школе, позволяет совершенно по-новому строить и урок, и систему подготовки к ЕГЭ.
Готовя мультимедийный урок-презентацию, выполненную, как правило, в программе PowerPoint, надо хорошо знать особенности совершенно новой формы проведения уроков. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме традиционного учебного занятия. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. К примеру, технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова приобретает совершенно новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.
Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. У опытного учителя подобный урок может заиграть новыми гранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее.
При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:
для изучения нового материала, предъявления новой информации;
для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
для обобщения, систематизации знаний
Следует сразу определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало просто данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, учитель подбирает необходимые формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники.
Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Разработчик должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности.
Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности.
1.Узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации
2.Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.
3.Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Вспомним уроки, где учитель закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало у учителя время, терялся темп урока. Средства мультимедиа предоставляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.
4.Оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора.
5.Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.
Обучение на мультимедийном уроке предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов, и организационных форм Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д. и т.п.
Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ученика повышенного интереса к предмету.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.
Методика преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:
повысить темп урока;
увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
углубить степень отработки практических умений и навыков;
вести дифференцированную работу с каждым учеником;
выявить пробелы в его грамотности;
выработать умение составлять алгоритмы.
Но это, как говорится, преамбула. А каким образом можно использовать ИКТ в подготовке учащихся к итоговой аттестации?
Даже при скудной материальной базе по информатизации ИКТ можно призвать на помощь при подготовке к итоговой аттестации.
Моё глубокое убеждение в следующем: начинать работу по подготовке к ЕГЭ, ГИА надо не в выпускном классе, а тогда, когда ты принимаешь 5 класс, по возможности – ещё раньше, в начальной школе. Поэтому любой учитель-предметник должен в полной мере, ЕЖЕГОДНО, вне зависимости от того, в каком классе он работает, есть ли у него выпускники, владеть информацией о ЕГЭ, ГИА, своевременно знакомиться с демоверсией ЕГЭ или ГИА по своему предмету и в соответствии с возрастными особенностями своих учеников давать задания в той форме, в которой они представлены в демоверсиях. Кстати, о демонстрационных материалах. Они бывают, в основном, доступны нам до начала учебного года, уже в начале августа на сайте ФИПИ, так что планирование работы учитель в этом направлении может начать тогда же. Правда, к сожалению, это касается только ЕГЭ, демоверсии ГИА 9 класса появляются значительно позже, что затрудняет работу в этих классах.
Если учитель начнёт собирать и систематизировать ВСЕ найденные материалы в электронном виде, вскоре у него будет огромная учебно-методическая база не только для подготовки к итоговой аттестации, но и для организации учебного процесса, его контроля, мониторинга в соответствии к новым формам аттестации в любом классе, на любом этапе обучения.
С чего начать работу по подготовке к итоговой аттестации? Как и любую другую - С ПЛАНИРОВАНИЯ. Причём, если вы уже не первый год со своими питомцами сдаете ЕГЭ или ГИА, перед тем как спланировать свою работу, нужно скрупулёзно ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ результаты прошлого года, выявить положительные моменты, выявить то, что в вашей работе и в работе выпускников вызывало затруднения и в соответствии с этим наметить план работы.
Следующий и, на мой взгляд, очень важный момент в подготовке к экзаменам – информирование учащихся и их родителей о том, что и как им предстоит сдавать на ЕГЭ, ГИА после окончания соответствующего класса. И уже на этом этапе на помощь приходят ИКТ. На первом же собрании в 9, 10, 11 классах (хорошо бы и раньше) совместно с администрацией школы делаем сообщение о новых формах итоговой аттестации выпускников школы, сопровождая его ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ «Что нужно знать родителям и выпускникам о ЕГЭ». Вообще, в выпускных классах встречи с родителями должны быть частыми, и на каждом родительском собрании необходимо дополнять информацию о предстоящем ЕГЭ, а найти её можно на портале «Информационная поддержка ЕГЭ. Новости ЕГЭ»( http://www.ctege.org), на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru/).
Но это тоже предыстория, а как учителю- предметнику лучше организовать свою работу, дойти до каждого ученика, сделать так, чтоб, идя на ЕГЭ, он чувствовал себя уверенно? И опять на помощь может прийти компьютер.
Систему подготовки своих учеников к итоговой аттестации я условно назвала «Пошаговый тренинг». Что это значит? Весь теоретический и практический материал я рассматриваю поэтапно, иногда, если материал сложный и объёмный, на отдельных уроках; если материал КИМов имеет что-то общее или достаточно доступен для лёгкого запоминания, даю его блоком (см. «Технология блочно- модульного обучения при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку» Бутенко Л. П.) Чтобы облегчить свою работу, весь материал, найденный в наших методических журналах, на сайтах в интернете помещаю в отдельную папку, снабдив её содержанием, а в содержании обязательно делаю гиперссылки на материал. Они помогают легко ориентироваться в море информации, с минимальной затратой времени готовиться к урокам, составлять множество вариантов КИМ практически для каждого ученика.
К заданиям ЕГЭ готовлю отдельные презентации, в которые включаю КИМ из демонстрационной версии ЕГЭ, подробный теоретический материал по теме, алгоритм работы при решении КИМ, показываю пример работы по такому алгоритму. В этих же презентациях представляю несколько вариантов заданий по теме, их мы решаем коллективно. Весь теоретический материал дублирую в программе Word, распечатываю для того, чтобы при подготовке к ЕГЭ материал у выпускников был в наличии. У учеников есть папки, в которые они накапливают всё к ЕГЭ, складывают туда предложенный мною теоретический материал, рабочие тесты и пр. У большинства наших школьников есть компьютеры, поэтому они могут также пользоваться презентациями по каждой теме ЕГЭ. После коллективного решения тестов, учащимся предлагаю варианты тестов по теме, причём стараюсь, чтобы они у каждого были свои, благо наличие большой базы КИМов даёт такую возможность. Кроме своих разработок включаю в данный материал самые интересные разработки, найденные в Интернете, благо теперь там много сайтов информационной поддержки образования (о них немного позже). И мне, и моим ученикам особенно нравятся такие варианты проверки знаний, как Онлайн- тесты, когда можно одновременно проверить свои знания и тут же их закрепить.
Например, мне очень нравится сайт « Русский на 5!», где можно найти обновленный материал ЕГЭ по русскому языку 2016. Это не просто Онлайн-тесты, они состоят из образцов заданий ОГЭ, справочной информации к каждому заданию, непосредственно из самих тестов к каждому заданию. Работаем на этом сайте как на уроке, так и дома.
Можно вариант подобного урока рассмотреть на примере одной из самых сложных тем ЕГЭ – задания 24, средства выразительности речи. Итак, начинаем урок (возможно, он будет не один) с повторения теории. Закрепим этот материал с помощью презентации-практикума, а затем при помощи Онлайн проверим наши знания по теме. После того как теория будет усвоена достаточно хорошо, даём варианты работы с тестами для контроля знаний. Учащиеся, имеющие дома компьютер, всегда просят материалы подобного урока и, отработав все виды контроля, хорошо справляются с заданием. А какую неоценимую помощь при подготовке заданий 1 (сжатое изложение), заданий 15.1-15.3 (варианты сочинений-рассуждений) ОГЭ оказывают ИКТ! У каждого из наших выпускников уже накоплен большой материал по этим работам, начинали практически с нуля, шаг за шагом знакомясь с их формой и содержанием. Естественно, такая работа продолжится вплоть до предстоящих экзаменов.
Следующим очень важным шагом в подготовке учащихся к итоговой аттестации я считаю строгий, тщательно продуманный мониторинг знаний, умений, навыков учащихся в подготовке к ЕГЭ, ОГЭ. Мониторинг знаний, умений и навыков при подготовке К ЕГЭ ДОЛЖЕН, НА МОЙ ВЗГЛЯД, СООТВЕТСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ:
Обязательность планирования пробных контрольных работ в форме ЕГЭ
Обязательность входного (нулевого) контроля
Системность
Своевременная информация учащихся о результатах
Проведение в полном соответствии с требованиями ЕГЭ
Наличие для каждого ученика индивидуального пакета с экзаменационным материалом
Своевременный анализ и отработка пробелов в знаниях с каждым ИНДИВИДУАЛЬНО. При подготовке к ЕГЭ используем входное, промежуточное, контрольное тестирование. Каждый педагог выбирает свою форму промежуточного контроля, важно только, чтобы отмечались и присутствие ученика на занятиях, и степень усвоения выпускниками той или иной темы, и задачи для дальнейшего продвижения вперёд. Очень важно своевременно, в начале учебного года провести входной пробный ЕГЭ и именно от него вести дальнейший отсчёт готовности выпускника к итоговой аттестации.
Наверное, каждому из вас неоценимую помощь в подготовке к урокам, в том числе и к урокам по подготовке учащихся к экзаменам, оказывает Интернет. Для меня он стал первым помощником в подготовке к урокам, к ЕГЭ и ОГЭ по многим причинам. Во-первых, это важнейший источник информации о том, что нового появилось в подготовке учащихся к аттестации. Во-вторых, можно значительно сэкономить время подготовки к урокам, к элективным занятиям, ведь на сайтах можно найти готовый материал (разработки уроков, презентации, можно скачать книги, пособия и пр.). В-третьих, можно разместить собственные работы и тем самым пополнить портфолио фактами публикации на сайтах Интернета, а это нам необходимо при повышении аттестации.
Интернет даёт возможность собрать богатейший материал к урокам, разные варианты интерактивного контроля знаний. Это различного вида интерактивные тесты, разработки уроков, презентации. В связи с подготовкой учащихся к ОГЭ в 9 классе я начала собирать материал «ОГЭ-2015», «ЕГЭ-2015», над ними пока ещё работаю, но кое-что уже есть. У каждого из нас в конце концов появится Виртуальный методический кабинет словесника. Теперь это локальная версия сайта: планирование, памятки, презентации, в общем, ресурс со ссылками на всё созданное в электронном виде. Урок XXI века - это урок с ИКТ.
Использованные ресурсы.
Н. В. Стрелкова .Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций для учебного процесса
Л.Н Чурсина. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Е. А Борщ. ЗНАЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА В ШКОЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Л. В.Кочегарова. МУЛЬТИМЕДИА СРЕДСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТЕРМИНОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ.
Георгий Аствацатуров. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА
Использование информационных технологий в образовании http://www.curator.ru/
А. Л. Семенов. Реальные применения информационных и коммуникационных технологий в школе.
Фирстова С. В. Эффективность применения интернет-ресурсовВ. А. Борисов. Мультимедийные технологии
В. А. Борисов. Службы Интернета