Конспект урока по русскому языку на тему Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе



Бердникова Алевтина Васильевна , Карталинский Муниципальный район, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новокаолиновая средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока русского языка
__6__ класс
Тема: Имя существительное как самостоятельная часть речи. Повторение изученного в 5 классе
Тип урока: общеметодологической направленности
Цели урока:
систематизировать знания об имени существительном
умение систематизировать и обобщать материал
воспитание бережного и сознательного отношения к русскому языку
Оборудование:
мультимедийный проектор
экран
компьютер
рабочий лист
распечатка с изображением импровизированного клубочка
Ход урока.
Конспект
Используемые приёмы
педагогической техники

1этап урока (эмоциональный настрой на урок)

Ниточку души от каждого из вас
В руки бережно возьму сейчас.
Мы соткем из ниточек ..,
Он знакомства нашего исток.
А исток - начало всех начал.
Чтоб никто из вас здесь не скучал,
Будем думать, спорить, рассуждать.
Трудно другу - будем помогать.
И мою ты ниточку души
В руки взять скорее поспеши,
Чтоб знакомство наше в этот час
Стало доброй дружбою для нас.
(Слово УРОК)



Поэзия на службе у учителя.
Чтение учителем стихотворения собственного сочинения.

2 этап урока. Мотивация учащихся на учебную деятельность

Ребята, что у нас собирается из ниточек?
Правильно, КЛУБОК. Сегодня на уроке мы с вами будем собирать клубок знаний об одной очень важной части речи. Наши ниточки – это морфологические и синтаксические признаки.
Ассоциации

3 этап урока. Введение в тему


Перед нами стихотворение, в котором пропущено слово. Нам нужно его восстановить. Ваши предложения. Только условие: они должны быть обоснованными.
Какой частью речи является восстановленное слово?


4 этап урока. Тема урока и цели


Тема нашего урока: имя существительное как самостоятельная часть речи.
Над чем будем работать?
Чему нужно научиться?


5 этап урока. Отработка умений и навыков по теме урока


Первую нитку мы находим в названии темы урока и вписываем в схему.
Ответьте на вопрос.
Почему имя существительное самостоятельная часть речи?


6 этап урока. Систематизация знаний


Выполнение заданий рабочего листа
Рабочий лист
Задание 1.
Допиши правильный ответ
Имена существительные являются названиями единичных предметов, а имена существительные нарицательные являются названиями однородных предметов.
Укажите словосочетание, в состав которого входит имя существительное собственное.
рыхлая ЗЕМЛЯ 2)на родной ЗЕМЛЕ
3)планета ЗЕМЛЯ 4)обработать ЗЕМЛЮ
Укажите словосочетание, в состав которого входит имя существительное нарицательное.
в городе ОРЁЛ 3) на броненосце «ОРЁЛ»
вороны и ОРЛЫ 4) созвездие ОРЛА
Задание 2.
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ________?, а неодушевлённые на вопрос___________?
Распределите слова
Одушевлённые
Неодушевлённые




















Мастерская, слесарь, туз, войско, матрёшка, матрос, кукла, снеговик, игрушка.

Задание 3. Запишите 6 имен существительных, в скобках указав их склонение. (По два существительных на каждый вид склонений)
1) 5)
2) 6)
3)
4)
Задание 4. 1 вариант. Дайте объяснение, почему у имён существительных в словосочетаниях на берегу речки, на краю опушки пишется безударное окончание -и?
2 вариант. Дайте объяснение, почему у имён существительных в словосочетаниях участвовать в конкурсе, отдыхать на море пишется безударное окончание -е?
Какие ниточки для нашего клубка знаний нам помогли собрать эти задания?

Взаимопроверка


Интерактивная физминутка «Панда»



Задание 5.
Образуйте форму множественного числа
Цветок –
Мороз –
Погода –
Облако –
Молоко –
Образуйте форму единственного числа
Подарки-
Братья-
Сутки -
Дома -
Ножницы-
Сделайте вывод, почему не от всех существительных получилось образовать форму единственного или множественного числа?
Задание 6
1 вариант. Из второй строфы стихотворения выпишите слово, соответствующее следующей характеристике:
нарицательное, одушевленное, 2-го склонения, м.р., в форме Д.п., ед.ч.
Ответ:
2 вариант. Из третьей строфы стихотворения выпишите слово, соответствующее следующей характеристике:
Нарицательное, неодушевлённое, 1-го склонения, ж.р., в форме Т.п., ед.ч.
Ответ:
Задание 7
Запишите предложение, используя слова информативной карты, подчеркните имена существительные как члены предложения.
Информативная карта: день, в зимний, декабрьский, у нас, открытый, в школе, урок, был, русского языка.

Все наши ниточки – морфологические и синтаксические признаки имени существительного собраны. Подведем итоги.

Самопроверка

Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.


Домашнее задание: представьте, что вы гид. Вам нужно рассказать о городе Карталы. Запишите название достопримечательностей, укажите морфологические признаки. Со словом достопримечательность(ти) составьте предложение.
Рефлексия: из корзинки, в которой лежат клубочки зеленого и желтого цвета каждому ученику предлагается выбрать только один.
Зеленый - мне все было понятно на уроке.
Желтый – у меня остались вопросы.







15