Интегрированный урок по русскому языку и литературе на тему Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное» (2-5 классы)
КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»
Урок русского языка и литературы
во 2-5 классах
Обобщение и систематизация знаний
по теме «Имя существительное»
Сказка о том, как смелые путешественники
с пиратами боролись
227901574930
Подготовила:
Перова Ольга Ивановна
учитель начальных классов
2014
3469640-35560Урок русского языка и литературы
во 2-5 классах (слайд 1)
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»
Форма проведения урока: урок- сказка «Сказка о том, как смелые путешественники с пиратами боролись»
Цель по русскому языку:
обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном
Цель по литературе:
актуализировать знания учащихся по произведениям морской тематики
Задачи:
формировать умение распознавать имя существительное,
учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно,
классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные,
формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные,
обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных,
формировать умение писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода,
вырабатывать навыки грамотного письма,
закрепить навыки правописания изученных орфограмм,
развивать умение определять род имён существительных
развивать умения определять число имён существительных,
развивать наблюдательность, речь, творческое мышление,
воспитывать любовь к русскому языку и литературе, коммуникативные качества учащихся
Виды работ:
- частичный морфологический разбор,
- орфографическая работа (списывание, работа со словарем, работа по карточкам, работа с литературным текстом)
- выразительное чтение и анализ литературных произведений,
- конструирование текстов по данному началу, словесное рисование,
- высказывания на лингвистическую тему,
- физкультминутка
Ход урока
Оргмомент
(слайд 2)
Звучит шум моря, корабельный колокол.
Сегодня всё, друзья мои непросто,
Сегодня поднимает паруса корабль,
Где отважные и умные матросы
Встают решительно под знаний паруса.
Актуализация знаний (слайд 3)
На борту нашего парусника «Отважный» трое умных, любознательных моряков, уже не первый год путешествующих по морю знаний
На борт нашего судна пришла тревожная радиограмма, ее нужно прочесть толково, не пропуская ни слова:
«Друзья, мы попали в плен к пиратам, которые совершенно ничего не понимают. Они абсолютно безграмотны, хотят выбросить нас из русского языка» и подпись «имена существительные»
Самоопределение к деятельности
Ну, что, матросы, готовы отправиться в спасательную экспедицию?
Тогда давайте вспомним, что мы знаем о терпящих бедствие?
Ребята каждого класса сообщают о существительном то, что они изучили на уроках
(слайд 4-7)
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
(слайд 8-10)
Имя существительное может относиться к одному из трёх родов (женский, мужской и средний род)
(слайд 11-12)
Зная род и окончание имени существительного можно определить склонение
(слайд 13-14)
Имена существительные изменяются по числам и падежам
Работа по теме урока
Итак, мы с вами знаем,
кого мы спасаем,
И чтобы в пути не скучать,
мы будем стихи читать.
(слайд 15-17)
Борисов Александр читает наизусть стихотворение «Кораблик» А. Барто
21590-1270КОРАБЛИК
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
— Прокати, капитан!
А теперь надвигается ураган, чтобы его преодолеть и не наскочить на рифы ошибок, нужно всем вместе дружно поработать.
Задание:
для 2 класса: выписать словарные слова (кораблик, лягушки)
для 5 класса: запишем по памяти замечательные строки, определить род имён существительных
Ребята работают под музыку.
Самопроверка
Физкультминутка
(слайд 18)
Ведь после работы нужно отдохнуть.
У нас сейчас разминки время, морской, конечно же! Физкультминутка
(слайд 19) – ходьба на месте
(слайд 20) – повороты головы
(слайд 21) – повороты туловища
(слайд 22) – наклоны туловища вперёд,
приседания
(слайд 23) – взмахи руками
(слайд 24) – прыжки
(слайд 25) – упражнение «Перевоплощение»
(слайд 26) – завершение физкультминутки
Продолжение работы по теме урока
(слайд 27) - изображение острова, пиратский флаг, сундук
Внимание, справа по борту какой-то остров. Там кто-то кричит.
- Мы пойдем туда?
Чтобы дойти до сундука, в котором спрятаны имена существительные, необходимо, пользуясь картой – подсказкой, выполнить всё, что откроет нам сундук.
Ребята получают карты, в которых задания составлены так, чтобы после выполнения одного они переходили к следующему с помощью учителя.
Работа по карточкам для 2-5 класса
В предложении найти имена существительные, подчеркнуть их
Указать «лишнее» слово
Соединить слово с нужным вопросом (одушевленные, неодушевленные)
Раскрыть скобки (собственные, нарицательные)
Определить род имён существительных
Указать слова с мягким знаком на конце (имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода)
Определить падеж имени существительного
Итак, все задания выполнены, и мы можем открыть сундук (на экране
открывается сундук, и оттуда выплывают слова «спасибо, мы вам благодарны» Имена существительные)
(слайд 28)
Нам пора отправляться домой, ветер попутный, послушаем строки известных писателей, и так незаметно придем к причалу. Чтение стихов/прозы писателей (отрывки)
1. (слайд 29-30)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? («Сказка о царе Салтане» А.Пушкин)
2. (слайд 31-32)
Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие.
- Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? («Лягушка-путешественница» В. М. Гаршин)
3. (слайд 33-34)
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.
- Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? («Прыжок» Л.Толстой)
4. (слайд 35-36)
Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и, точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» — и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
- Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? («Акула» Л.Толстой)
7.Рефлексия
Прежде чем сойти на берег, предлагаем вам оценить наше путешествие.
Вот спасательные круги, они разного цвета. Если урок вам понравился, прикрепите на кораблик оранжевый круг, если не очень – серый, не понравился – черный.
Подведение итогов урока
(слайд 37)
Заключительное слово учителя.