Конспект открытого урока по математике на тему: Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное с переходом через разряд
Конспект открытого урока по математике.
Тема: «Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд».
5 класс.
Подготовила: учитель – дефектолог
Краснова О.В.
Тема: «Умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд».
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель: закрепить навыки решения задач и примеров на умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
Задачи:
образовательные:
1. закрепить правила умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд в процессе выполнения заданий;
2. совершенствовать навыки устного счета;
3. продолжать совершенствовать умения и навыки решения задач и примеров.
коррекционно-развивающие:
1. развитие логического мышления посредством решения задач;
2. коррекция и развитие произвольного внимания через выполнение инструкций учителя;
3. развитие мелкой моторики во время выполнения пальчиковой гимнастики;
4. развитие долговременной памяти посредством повторения ранее изученного материала;
5. развитие и коррекция устной речи посредством ответов на поставленные вопросы;
6. коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом, при работе с карточками;
воспитательные:
1. воспитывать активность и самостоятельность в процессе обучения;
2. воспитывать уважение к товарищам;
3. воспитывать интерес к учёбе, предмету.
Оборудование: учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Перова М.Н., Капустина Г.М.; наборы карточек с цифрами на каждого ребенка для устного счета, опорные листы: названия компонентов умножения и деления, алгоритм деления и умножения, таблица умножения; части дома, вырезанные из цветного картона; индивидуальные листы с контрольным срезом; смайлики: грустные и весёлые; магниты; цветные мелки; доска.
Ход урока.
I. Вводная часть.
1. Организационный момент. (≈ 2 мин.) - Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые гости! Сдача рапорта (дежурный выходит к доске, называет число, день недели, кто отсутствует, и проверяет готовность класса к уроку). - Ребята, прежде чем мы начнём, я хочу пожелать вам хорошего настроения и успехов. Нам с вами нужно постараться работать так, чтобы урок получился интересным и полезным, а для этого нужно быть внимательными, активными, дружными.
II. Основная часть.
1. Постановка цели урока. (≈ 3 мин.) - Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать умножать и делить трёхзначные числа на однозначное число с переходом через разряд. Имеющиеся у вас знания помогут справиться со всеми заданиями. А для начала повторим компоненты умножения и деления:
1 множитель Х 2 множитель = Произведение
Делимое : Делитель = Частное
- Сегодня на уроке мы попробуем построить дом. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы построить крепкий и надёжный дом?
- Правильно, для этого надо хорошо потрудиться. Учёба сейчас для вас – это главный труд. Поэтому, насколько прочны ваши знания, настолько и удачен будет наш дом. Давайте вспомним, с чего начинают строить дом?
2. Закрепление. (≈ 5 мин.)
- Чтобы фундамент нашего дома был надёжен, нам предстоит выполнить первое задание.
а) Устный счёт.
Работа с индивидуальными наборами карточек (у каждого ребёнка набор карточек с цифрами, даю задание, а дети поднимают карточку – ответ). - Найти произведение чисел 1 и 10 - Во сколько раз 45 больше, чем 5
- Найти произведение чисел 7 и 8
- К сегодняшнему числу прибавить столько, сколько раз я хлопну в ладоши
- Количество букв в названии месяца умножить на 7
- Найти числа, которые содержат 6 единиц
- Найти числа, в которых количество единиц равно количеству десятков.
- Итак, начинаем строительство дома, фундамент заложили (креплю на доску картинку фундамента). А теперь открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату, ниже: классная работа.
б) Пальчиковая гимнастика. (≈ 2 мин.)
По заданию «рисуем» в воздухе цифры, меняя руки, сначала правой, затем левой. - Продолжаем строительство. Чтобы возвести стены, выполняем следующее задание. в) Решение примеров. (≈ 10 мин.) - Нам предстоит решение примеров. Если мы с вами справимся с этим заданием, то стены нашего дома будут крепкими и долго простоят.
189:3 254×3 416×2 740:5
Приглашаю по одному человеку к доске, ученик берёт со стола карточку с примером и решает с полным объяснением, на доске подсказка, таблица умножения, по окончании решения крепит карточку на доску, получаются стены дома. Остальные дети решают примеры в тетрадях. - Читай пример. - Какое действие предстоит выполнять? - Как будешь решать этот пример? - Молодцы! Но чтобы стены нашего дома были ещё более крепкими, вам предстоит выполнить небольшую самостоятельную работу: ответы, которые у нас с вами получились в примерах необходимо расположить в порядке убывания. - Молодцы, ребята! Но что-то мы устали немножко, давайте разомнёмся. г) Физкультминутка. (≈ 2 мин.) Называю трехзначное число - руки вверх, хлопок. Называю двузначное – присели на корточки. Называю однозначное – продолжаем просто стоять на месте. д) Решение задачи. (≈ 10 мин.) Ну, а теперь заберёмся мы повыше и на дом поставим крышу. А для того, чтобы это сделать, надо решить задачу. Работа с учебником. - Открываем учебники на странице, номер которой состоит из 1 сотни 8 десятков и 4 единиц, и находим задачу под номером 890, цифра 3 со скобкой (номер страницы и задачи записываю на доске). Читаю задачу вслух: на стройку привезли в первый день 453 т песка, а во второй день в 3 раза меньше. Поставьте вопрос, чтобы задача решалась в два действия. - Читаем задачу ещё раз, про себя, пробуем поставить вопрос. Затем прошу одного из учеников прочитать вслух задачу уже с поставленным вопросом. Разбор задачи: - О чём говорится в задаче? - Какая мера времени присутствует в задаче? - Сколько дней привозили песок? - Что знаем про I день? - Что знаем про II день? - Что нужно узнать в задаче? - Какой главный вопрос? - Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Один ученик решает у доски (запись условия задачи, решения и ответа с пояснением), остальные пишут в тетрадях. Закончив решать, ученик крепит на доску крышу для дома. - Ну вот, теперь наш дом почти готов. - Из трубы дымок кольцом, дело только за крыльцом. Чтобы установить крыльцо, нам придётся снова потрудиться. Сейчас я раздам вам листочки с заданиями, вы будете выполнять задания на месте самостоятельно, слушая мою инструкцию, а один ученик будет выполнять на закрытой доске, затем мы с вами проверим. е) Контрольный срез. (≈ 5 мин.) 1. Обведи в кружочек двузначные числа: 1, 10, 2, 5, 20, 11 2. Обведи кружком самое маленькое число: 19, 15, 12, 17, 20 3. Среди данных чисел обведи кружком самое большое число: 11, 17, 13, 15 4. Подчеркни число, следующее за числом 15: 13, 16, 14, 17 5. Подчеркни число, которое стоит перед числом 19: 20, 17, 18, 16 6. 1 множитель-3, 2 множитель-5, найди произведение и подчеркни: 15, 16, 17, 14 7. Делимое-16, делитель-2, найди частное и подчеркни: 11, 10, 12, 8 8. Число 12 увеличим на 1, сколько получится? Подчеркни это число: 11, 12, 14, 13 9. Число 18 уменьшим на 1, подчеркни разность: 17, 18, 16, 15 10. Подчеркни примеры с ответом 14: 9+4; 8+6; 7+7; 9+8; 9+5 Проверяем правильность выполнения, крепим крыльцо.
III. Заключительная часть. (≈ 6 мин.)
1. Подведение итогов урока. - Стены мы поставили, стёкла в окна вставили, приходите в светлый дом, здесь мы славно заживём. Вот мы и построили замечательный дом. А теперь я попрошу вас по очереди подойти к нашему дому и поселить в него того человечка, какое впечатление у вас осталось от урока (дети по цепочке подходят к доске и прикрепляют к домику весёлый или грустный смайлик, на выбор).
2. Домашнее задание. Стр.185, № 895 (записываю задание на доске, проверяю, все ли ребята записали задание в дневник). Разбор и объяснение домашнего задания.
3. Выставление оценок за работу на уроке.