Сценарий литературно-музыкальной гостиной на тему: Неугасима память поколений и память тех, кого мы свято чтим
МБОУ Киевская СОШ
Татарского района
Новосибирской области
Сценарий литературно-музыкальной гостиной
«Неугасима память поколений и память тех, кого мы свято чтим»
Выполнила: Козина Олеся Владимировна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ Киевской СОШ
2017 год
Цель: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ; прививать нравственно-эстетические качества.
Оформление: фотографии фронтовиков, рисунки и газеты детей о войне. Дети одеты в военную форму, в центре – палатка, котелок, пеньки, гармонь.
1 ведущий.
Брест в сорок первом.Ночь в разгаре лета.На сцене — самодеятельный хор.Потом: «Джульетта, о моя Джульетта!» —Вздымает руки молодой майор.
Да, репетиции сегодня затянулись,Но не беда: ведь завтра выходной.Спешат домой вдоль сладко спящих улицМайор Ромео с девочкой-женой.
Она и впрямь похожа на Джульетту.И, как Джульетта, страстно влюблена…
Брест в сорок первом.Ночь в разгаре лета.И тишина, такая тишина!
Летят последние минуты мира!Проходит час, потом пройдет другой,И мрачная трагедия ШекспираПокажется забавною игрой…
(Ю. Друнина «В канун войны»)
2 ведущий.
Мирно страна проснуласьВ этот июньский день,Только что развернулась В скверах ее сирень.Радуясь солнцу и миру,Утро встречала Москва.Вдруг разнеслись по эфируПамятные слова…Голос уверенно-строгийСразу узнала страна.Утром у нас на порогеЗаполыхала война.(Н.Сидоренко)
(Уходят, на сцене появляются ученики в школьной форме)
-Ну, вот и кончилась школьная жизнь, прошёл выпускной бал.
-Интересно, что с нами будет через 20 лет?
-Смотрите, самолет летит. Как красиво!
-Ой, да наш Славка скоро так же будет летать, в лётное поступит.
-А заболеете, ко мне приходите.
-Маша, ты так и мечтаешь стать врачом?
-А ты, Андрей, куда думаешь?
(Звучит голос Левитана: «Внимание! Внимание! Говорит Москва!» Школьники слушают, потом убегают со сцены. Звучит первый куплет песни «Священная война». Мальчишки (уже в военной форме) прощаются с девушками. Девушки машут вслед, уходят)
1 юноша:
Зловещим заревом объятый,
Грохочет дымный небосвод.
Мои товарищи-солдаты
Идут вперёд
За взводом взвод.
Идут, подтянуты и строги,
Идут, скупые на слова.
А по обочинам дороги
Шумит листва,
Шуршит трава.
И от ромашек-тонконожек
Мы оторвать не в силах глаз.
Для нас,
Для нас они, быть может,
Цветут сейчас
В последний раз. (Н.Старшинов)
2 юноша:
И вот в свои семнадцать летЯ стал в солдатский строй…У всех шинелей серый цвет,У всех — один покрой.
У всех товарищей-солдатИ в роте, и в полку —Противогаз, да автомат,Да фляга на боку.
Я думал, что не устою,Что не перенесу,Что затеряюсь я в строю,Как дерево в лесу.
Льют бесконечные дожди,И вся земля — в грязи,А ты, солдат, вставай, иди,На животе ползи.
Иди в жару, иди в пургу.Ну что — не по плечу?..Здесь нету слова «не могу»,А пуще — «не хочу».
Мети, метель, мороз, морозь,Дуй, ветер, как назло, —Солдатам холодно поврозь,А сообща — тепло.
И я иду, и я пою,И пулемёт несу,И чувствую себя в строю,Как дерево в лесу. (Н.Старшинов)
3 юноша.
Так случилось – мужчины ушли,
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон,
Растворились в дорожной пыли.
Так случилось, мужчины ушли.
(Уходят, просмотр клипа на песню «Ах, война, что ты сделала, подлая», потом выходят девушки в военной форме).
1 девушка:
Со слезами девушкам военным
Повторяли мамы, что умней
Им — козявкам — вкалывать три смены,
Чем из боя выносить парней.
Возразить «козявки» не умели,
Да и правда — что ответишь тут?..
Только порыжевшие шинели
До сих пор зачем-то берегут…
Я, наверное, не много стою,
Я, должно быть, мало что могу.
Лишь в душе, как самое святое,
Как шинель, то время берегу. (Ю.Друнина)
2 девушка:
Нет, это не заслуга, а удачаСтать девушке солдатом на войне.Когда б сложилась жизнь моя иначе,Как в День Победы стыдно было б мне!С восторгом нас, девчонок, не встречали:Нас гнал домой охрипший военком.Так было в сорок первом. А медалиИ прочие регалии потом...Смотрю назад, в продымленные дали:Нет, не заслугой в тот зловещий год,А высшей честью школьницы считалиВозможность умереть за свой народ. (Ю.Друнина)(уходят, появляются ведущие)
1 ведущий. (говорит на фоне слайдов о военном времени)
Идёт время, уходят в прошлое страшные годы войны. Давно заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти всего человечества дата 22 июня 1941 года осталась как роковой рубеж, начало долгих 1418 дней и ночей ВОВ нашего народа.
2 ведущий.
ВОВ была величайшим испытанием для советских людей. Фашистские захватчики посягнули на честь, свободу, независимость страны. Суровую школу прошли наши юноши и девушки военного поколения, познавшие осьмушку блокадного хлеба, получавшие похоронку о родном отце, брате. Война вторгалась бесцеремонно в их жизнь, легла на плечи как непосильная ноша.
1 юноша –военный.
Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей – шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно?
Крик командира – беги, исполняй, оглушительно рявкай: «Есть!», падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины – зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывая страха, не задумываясь…
Гибнут друзья – рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо – три раза.
Я многому уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жаль. (Б.Окуджава «Будь здоров, школяр»)
2 юноша.
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!.. (Д.Самойлов)
(Выходят к ним девушки в военной форме)
1 девушка.
О, как мы были счастливы, когда,Себе обманом приписав года,На фронт шагалиВ ротах маршевых!А много лиОсталось нас в живых?..Десятиклассница годов шестидесятых,На острых "шпильках",С клипсами в ушах,Ты видишь ли раздолбанный большак,Ты слышишь, как охрипшие комбатыУстало повторяют:- Шире шаг! -Ты слышишь ли пудовые шаги?..Все медленней ступают сапоги.Как тяжело в нихДетским ножкам тонким,Как тяжело в нихФронтовым девчонкам!
ДесятиклассницаНа "шпильках" острых,Ты знаешь, сколько весят сапоги?Ты слышишь наши грубые шаги?..
Почаще вспоминайО старших сестрах! (Ю.Друнина)
2 девушка.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать. (Ю.Друнина)
(все вместе идут к землянке, рассаживаются возле котелка и поют песню «В землянке».)
4 юноша, сидя над письмом, читает:
Мама! Тебе эти строки пишу я,Тебе посылаю сыновний привет,Тебя вспоминаю, такую родную,Такую хорошую - слов даже нет!Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,Немного лентяя и вечно не в срокБегущего утром с портфелем под мышкой,Свистя беззаботно, на первый урок.Грустила ты, если мне физик, бывало,Суровою двойкой дневник "украшал",Гордилась, когда я под сводами залаСтихи свои с жаром ребятам читал.Мы были беспечными, глупыми были.Мы все, что имели, не очень ценили,А поняли, может, лишь тут, на войне:Приятели, книжки, московские споры -Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,Застыли орудья, как стадо слонов,И где-то по-мирному в гуще лесов,Как в детстве, мне слышится голос кукушки...За жизнь, за тебя, за родные краяИду я навстречу свинцовому ветру.И пусть между нами сейчас километры -Ты здесь, ты со мною, родная моя!В холодной ночи, под неласковым небом,Склонившись, мне тихую песню поешьИ вместе со мною к далеким победамСолдатской дорогой незримо идешь.И чем бы в пути мне война ни грозила,Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!Я знаю, что ты меня благословила,И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!(Э.Асадов «Письмо маме»).
(Слышится взрыв, и все убегают со сцены.)
(Заходит в землянку 3 девушка, осматривается кругом, читает)
Только что пришла с передовой Мокрая, замерзшая и злая, А в землянке нету никого, И, конечно, печка затухает. Так устала - руки не поднять, Не до дров, - согреюсь под шинелью. Прилегла, но слышу, что опять По окопам нашим бьют шрапнелью. Из землянки выбегаю в ночь, А навстречу мне рванулось пламя. Мне навстречу - те, кому помочь Я должна спокойными руками. И за то, что снова до утра Смерь ползти со мною будет рядом, Мимоходом:"Молодец, сестра!" - Крикнут мне товарищи в награду. Да еще сияющий комбат Руки мне протянет после боя: - Старшина, родная! Как я рад, Что опять осталась ты живою! («Ю.Друнина «Солдатские будни»)
1 ведущий.
Минувшая война унесла 27 млн. жизней. В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась тяжесть смертельной борьбы с гитлеровцами. Они разрушили 1710 городов и посёлков, превратили в пепелище 70 тыс. сёл и деревень, оставив без жилья 25 тыс. человек. 22 июня и 9 мая – эти даты глубоко врезались в память людей. Навечно вошли в историю нашей страны.
2 ведущий.
Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле.
За мужество и героизм свыше 7 млн. воинов награждены орденами и медалями, а за особо выдающиеся подвиги 11600 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Память о тех, кто пал в боях, о тех солдатах минувшей войны, никогда не умрёт! Им всенародная благодарность.
Люди со всей нашей многонациональной и великой страны считали своим долгом встать на защиту Родины от фашистских захватчиков. Не остались в стороне и сибиряки. Во время войны слово «сибиряк» являлось синонимом стойкости и сметки, самоотверженности и чувства локтя сражающихся советских солдат. Об этом необходимо помнить, когда мы вспоминаем о ратном подвиге народа в Великой Отечественной войне.
1 ведущий.
В Сибири не было войны, Но бесконечны павших списки. В Сибири не было войны, Но в каждом парке обелиски. Сибирь, кормившая страну, Ждала нас, мучась и печалясь. Из ста, ушедших на войну Всего лишь трое возвращались. В Сибири не было войны, Но ширилась Сибирь полками, И лучших воинов страны С тех пор зовут сибиряками. (Краснов И. «В Сибири не было войны»)
2 ведущий.
Наши односельчане, жители села Киевка, приняли активное участие в изгнании врага. Это наши фронтовики, деды и прадеды. На фронт ушло более 114 человек, а вернулись только 67. Уже в первый день войны ушли на фронт братья Токаревы, Николай и Михаил, Квасов Яков Петрович, Зайцев Василий Тарасович, Насалеевич Марк Евдокимович. Годы идут. Все меньше остается среди нас ветеранов. И мы не должны забывать их имена.
Матвеев Константин Иванович, 1905 года рождения, служил на фронте рядовым с первых дней войны. Уже в 1941 году сражался под Смоленском. Пришлось ему воевать на Третьем Украинском фронте. В одном из сражений был контужен, но оставался на фронте до 1945 года. Имеет три медали.
1 ведущий.
Павленко Михаил Павлович в августе 1943 года был призван в школу связистов, участвовал в боевых операциях под Тулой в составе 989 отдельного батальона связи, а также в освобождении Бреста, Белостона, Риги. Демобилизован в сентябре 1948 года. Награждён медалью «За освобождение Берлина», «За победу над Германией», имеет «Орден Отечественной войны II степени», «Орден Красной звезды».
2 ведущий.
Гребенюк Степан Аркадьевич был призван на фронт в 1941 году. Заслужил награды: «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За освобождение Пруссии», «За трудовые отличия». Также получил орден «Красной звезды». Наш земляк воевал на Третьем Белорусском фронте. Освобождал Эстонию, Литву, Латвию. Войну закончил в восточной Пруссии. Орден «красной звезды» получил, например, за то, что один взял в плен шестерых немцев, когда пошел налаживать связь. Причем оружия с собой не было. Когда наткнулся на немцев и они стали его окружать, он стал махать, плоскогубцами и кричать, будто он не один, и немцы стали сдаваться.
1 ведущий.
Шишкин Николай Федорович был призван на фронт в 1941 году. Воевал на Юго-Западном фронте, Втором Белорусском фронте. Первое сражение Николая Федоровича было в Молдавии на реке Пруд. Освобождал Ростов, Одессу, Польшу, Восточную Пруссию, Германию, участвовал в битве на Эльбе. Имеет награды «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга», орден Красной Звезды, орден Отечественной войны III степени, медаль «За отвагу». Николай Федорович получил несколько тяжелых ранений на войне. Первое - под Котовским в августе 1941, второе - под Таюн-Рогом при освобождении Ростова. Яркими воспоминаниями для Николая Федоровича были сражения под Орлом и на Курской дуге, освобождение Минска, когда каждую минуту приходилось терять товарищей. Очень часто он повторял: «Был на войне – это уже подвиг». В послевоенные годы Николай Фёдорович ничем не отличался от других людей. Спокойный, уравновешенный, работящий, любящий отец и дед - именно таким его вспоминают спустя годы дети и внуки. Вот только о войне вспоминать не любил: слишком тяжело было даже мысленно возвращаться назад.
2 ведущий
Всем известно, что на долю женщин во время войны выпал не менее тяжелый труд. Так Рыбьякова Надежна Яковлевна помогала в родном селе ремонтировать корпуса, заготавливать силос и силосные ямы. А затем зимой доставала его из-под снега и таскала на себе. Она даже машину умела водить! Награждена медалями «За доблестный труд». Эта женщина - мать-героиня, ветеран труда.
1 ведущий
Жительница нашего села Шевелева Анна Харитоновна на войне была радисткой. Анна Харитоновна родилась 24 октября 1921 года в селе Ракитовка, откуда и была призвана на фронт. Вначале девчонкам сказали, что будут обучать военному делу, как и комсомольцев, 20 дней. Затем после учёбы она была отправлена учиться в Сызрань на зенитчицу на долгие три месяца. После фронт, где Анна Харитоновна подносила снаряды, была наводчицей, разведчицей. «После учебы от Запорожья шли 40 километров пешком. Когда пришли на место, надо было закопать пушку, себе сделать землянку. Двигались в основном за передовой. Охраняли узловые станции,- вспоминала Анна Харитоновна.- Особенно тяжелые бои были в районе Пятихатки. Бомбили так, что девчата говорили: «Ой, у меня аж дым изо рта». Войну Анна Харитоновна закончила в Болгарии в составе Первого Украинского фронта. Домой вернулась в июле 1945 года. Месяц отдохнула - и снова работать санитаркой, поваром. Вот такими сильными духом, трудолюбивыми были наши земляки.
2 ведущий.
Пирогов Сергей Андреевич был призван на фронт в январе 1944 года. Он переправлял самолёты из Анадыря в Красноярск, был командиром самоходной баржи. По заливу доставлял топливо для самолётов. Награждён медалью «За победу над Германией», медалью «За победу над Японией», имеет орден Отечественной войны II степени. Не раз на войне он находился на грани жизни и смерти. Но даже война не сломила этого человека. После войны он работал на маслозаводе и был награждён знаком «Победитель сельскохозяйственных соревнований».
1 ведущий.
Киваев Иван Николаевич был призван в 1943 году и направлен в курсантскую школу снайперов, где проучился до 1944 года. Получил звание младшего сержанта, был в запасном 23 артиллерийском полку. Участвовал в боевых операциях 12 воздушно-десантной бригады стрелком под Кёнигсбергом. Освобождал Будапешт, Вену, Кёнигсберг. В Германии охранял объекты военного назначения. С 1946 – 1950 год служил в 301 десантном полку старшим арт-разведчиком. Домой вернулся в 1950 году. Имеет ряд наград.
2 ведущий.
Островерхов Иван Иванович воевал с 1943-1945 год на Ленинградском, Японском и Германском фронтах. Имеет ранение в голову, в руку, осколочные ранения в грудь. Воевал в Финляндии, Польше, Японии, Германии. Защищал Ленинград. Имеет ряд наград.
1 ведущий.
Жарков Илларион Константинович был призван в 1941 году. Воевал под Москвой, Ленинградом. Освобождал Минск, Борисов, Вильнюс, Пренцлау, Фридленд, Ветенбург. Воевал на Украинском, Западном, Белорусском, Калининском и Прибалтийском фронтах. Имеет ряд наград.
2 ведущий.
А сколько имен мы еще не назвали! Каждый внёс свою лепту в освобождение страны. Мы должны помнить имена своих героев хотя бы потому, что это наши деды и прадеды. Несмотря на трудности, потери, боль, они не дрогнули, не покинули поля сражений, бились до последней капли крови, чтобы мы, их дети и правнуки, жили на мирной земле. Каждый знал, что дома его ждут, верят в него. И эта вера помогала, придавал стойкости и сил.
1 ведущий.
Уже несколько лет 9 мая в нашей стране проходит акция «Бессмертный полк». Наряду с современниками в ней принимают участие и ветераны ВОВ, те, кого с нами уже нет. Их благодарные потомки в знак памяти и благодарности за подаренный мир несут фотографию своего близкого родственника, принимавшего участие в той кровавой войне.
А сейчас мы попробуем организовать свой «Бессмертный полк», «Полк близких». Мы хотим, чтобы вы, ребята, встали и назвали имя своего прадеда, воевавшего на войне. (Ученик встает, называет имя, а фотография прадеда прикреплена к Вечному огню, который вырезан из ДВП и раскрашен)
2 ведущий.
Нашим землякам, участникам ВОВ, наряду со всеми приходилось переносить все тяготы и невзгоды военной жизни. А какими же были их фронтовые будни? (уходят)
1 девушка.
«Шли всю ночь. На десятиминутных привалах засыпали молниеносно, некоторые ухитрялись кемарить даже на ходу. Главное, что меня мучило – страшная усталость. Только прикорнёшь в окопчике, снова постылое: «Приготовиться к движению». Мы шли, ползли, натыкаясь на немцев, теряя товарищей. Опухшие, измученные, ведомые одной страстью – пробиться». (Ю.Друнина)
2 девушка.
Хочу, чтоб как можно спокойней и суше
Рассказ мой о сверстницах был.
Четырнадцать школьниц — певуний, болтушек
В глубокий забросили тыл.
Когда они прыгали вниз с самолета
В январском продрогшем Крыму,
«Ой, мамочка!» — тоненько выдохнул кто-то
В пустую свистящую тьму.
Не смог побелевший пилот почему-то
Сознанье вины превозмочь...
А три парашюта, а три парашюта
Совсем не раскрылись в ту ночь...
Оставшихся ливня укрыла завеса,
И несколько суток подряд
В тревожной пустыне враждебного леса
Они свой искали отряд.
Случалось потом с партизанками всяко:
Порою в крови и пыли
Ползли на опухших коленях в атаку —
От голода встать не могли.
И я понимаю, что в эти минуты
Могла партизанкам помочь
Лишь память о девушках, чьи парашюты
Совсем не раскрылись в ту ночь...
Бессмысленной гибели нету на свете —
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили, светят
Три тихо сгоревших звезды... (Ю.Друнина «Баллада о десанте»)
3 девушка.
Машенька, связистка, умирала
На руках беспомощных моих.
А в окопе пахло снегом талым,
И налет артиллерийский стих.
Из санроты не было повозки, ..
Чью-то мать наш фельдшер величал.
...О, погон измятые полоски
На худых девчоночьих плечах!
И лицо — родное, восковое,
Под чалмой намокшего бинта!..
Прошипел снаряд над головою,
Черный столб взметнулся у куста...
Девочка в шинели уходила
От войны, от жизни, от меня.
Снова рыть в безмолвии могилу,
Комьями замерзшими звеня...
Подожди меня немного, Маша!
Мне ведь тоже уцелеть навряд...
Поклялась тогда я дружбой нашей:
Если только возвращусь назад,
Если это совершится чудо',
То до смерти, до последних дней,
Стану я всегда, везде и всюду
Болью строк напоминать о ней —
Девочке, что тихо умирала
На руках беспомощных моих.
И запахнет фронтом — снегом талым,
Кровью и пожарами мой стих.
Только мы, однополчане павших,
Их, безмолвных, воскресить вольны.
Я не дам тебе исчезнуть, Маша, -
Песней возвратишься ты с войны! (Ю.Друнина «Ты вернешься»)
1 ведущий.
Немало документальных свидетельств оставила нам война. Среди них особое место занимают письма. В них - личные судьбы людей, их взгляды и чувства, горести и радости, их отношение к событиям. Они возвращают нас к самой ожесточенной в мировой истории битве, когда на полях сражений, от Баренцева до Черного моря, решалась судьба не только Советского Союза, но и всего человечества. 1418 дней шла война. От Бреста - до Ленинграда, Москвы, Кавказа и Волги. От Сталинграда - до Берлина. Письма запечатлели трагедию народа и его стойкость, горечь утрат и радость побед. Спустя десятилетия они вновь и вновь рассказывают нам о Великой Отечественной войне. Письма о войне, письма с войны...
(Звучит тихо песня «Журавли» на стихи Б.Окуджавы. Юноши – солдаты читают письма)
1 юноша.
«В боях был 5 дней, получил обморожение обоих ног. Обморожены пальцы правой руки, наверное, отрежут. На фронте был 5 суток без валенок» (Чумаков)
2 юноша.
«Нахожусь в самом адском положении - смерть на каждой минуте. Нужно иметь большое счастье, чтоб остаться живым в этом проклятом аду, конца войны не видно. Враг отступает, но с большими потерями с нашей стороны». (Гадецкий)
3 юноша.
«Я жив, а через секунду, может быть, убьют, потому что здесь жизнь секундная. Танки ездят по людям, как по дровам. Танки все в крови, жутко смотреть». (Коваленко)
1 юноша.
«Жаркий был бой, но враг разбил свои зубы у наших ворот, его «тигры» сломали себе шею, пытаясь перепрыгнуть через наш оборонительный хребет. Враг захлебнулся в своей крови. Враг не прошел. В этих боях мы завоевали себе честь и славу» (Морозов)
2 юноша.
«Лазим в воде выше колена. Мы голодные, паек очень маленький, сыты никак не бываем», (Дазиров)
3 юноша.
«Здравствуйте, папаша и мамаша. Получил ваше известие о смерти брата Сергея. Да, убит Сережа. Уже больше его не увижу, но горе не убило, слез нет. Жаль, что мало, очень мало, всего 20 дней пришлось ему истреблять фашистских двуногих зверей. Пусть он убит, но мы еще живы. Мы отомстим за своего брата, за всех, кто пал жертвой фашизма». (Никушин)
1 юноша
«С 15 июля я нахожусь на передовой позиции, в воздухе шум самолетов, на земле шум пушек, и видно только один дым. Уже терпишь, нет сознания, и ожидаешь каждую минуту смерть, а поэтому прощайте, моя родная семья. Когда письмо дойдет, меня уже не будет в живых. Все мои товарищи давно убиты, остался один я» (Мурыгин)
2 юноша
«наш полк разбили за два дня. Убитых, раненых много, так что тошно глядеть, сердце захватывает. Что творится на фронте? Немец так бьет, что нигде нет спасения. Кормят один раз в три дня и то не досыта. В лазарете кормят два раза в сутки» (без фамилии)
1 девушка.
«Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты будешь читать, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе: отец, покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...
Мне сегодня исполнилось 18 лет. Но если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие. У меня номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет, - и соленые слезы текут из глаз. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья", - сказал он. Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае. Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и.бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в ату трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь.
Мое сердце верит: письмо дойдет.
(Уходят девушки и юноши)
1 ведущий.
Как много их погибло за годы войны, простых школяров. Как много мы с вами им должны! Хотя бы своей памятью. Если мы посвятим каждой жертве по одной минуте молчания, нам придётся молчать больше 20 миллионов минут, это почти сорок лет поминальных мгновений.
2 ведущий.
Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Объявляется минута молчания (Стук метронома).
1 ведущий.
Да, идут годы, но подвигу народа в ВОВ суждено остаться в истории. Наша Победа не померкнет никогда. Все меньше остается ветеранов среди нас. Многие ушли, не ощутив заботы о себе. Окружим же заботой тех, кто еще находится с нами. Ребята, давайте помнить всегда тех, кто дал нам великий праздник – День Победы.
2 ведущий.
Моё село под небом чистым,Ты помнишь грозные бои?Под синевой, под обелискомЛежат защитники твои.
Моё село – России совесть,
Ты год от года все родней.
Да будет мир и хлебосолье
Под каждой крышею твоей. (Н.Карасев)
(Звучит песня «День Победы», все подпевают)
Литература:
1.Voina.com
2.О.Смыслов. Окопная правда войны.- М.,изд. «Вече»,2008 год.
3. drunina.ru4.В.М.Видякин,Н.А.Касаткина, И.О.Усатова и др. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к Празднованию Дня Победы. Волгоград, изд.»Учитель», 2005 год.
5.Диск «От Кремля до Рейхстага».