Конспект урока Площадь прямоугольника и квадрата. Единицы измерения площади (см2).
Тема урока: Площадь прямоугольника и квадрата. Единицы измерения площади (см2).
Цели урока:
Уточнить знания учащихся о площади фигур;формировать знания о способах вычисления площади прямоугольника и единицах измерения площади;
развивать логическое мышление,закреплять мышление,речь,внимание.
Воспитывать познавательную активность,умение работать в коллективе,умение оценивать себя и однаклассников.
Оборудование: геометрические фигуры, карточки с заданиями.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Руссо:
«Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие. Получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!
-Сегодня вы отравитесь в путешествие по стране Геометрии
-Что это за страна? Объясните, что обозначает слово Геометрии?
-Путешествие поможет ответить на многие вопросы. Во время путешествия вы будете мини-исследователями и проведёте мини- исследование. Работать над темой исследования будете по группам. Знакомство с критериями работы в группе (дружба, сплоченность, ответственность).
Главной наградой для вас будет то, что царица Математика примет вас в свою Академию геометрических фигур.
II. Актуализация знаний.
-Ключом от ворот в страну Геометрию будет разминка, т.е. гимнастика для ума.
1) Игра « Кто быстрее».
-Разделите на нужное количество частей:
(Круг - на 4 части, квадрат -8 частей ,треугольник-2части, прямоугольник-6 частей).
- На фигурах запишите дробное число, отметьте ту часть, которая соответствует записанной дроби.
2) У: Ребята, какие две большие темы мы изучали на предыдущих уроках?
( «Умножение» и «Единицы площади» ).
У: Чему мы научились по теме «Единицы площади»? ( Измерять площадь фигур с помощью палетки).
Измерьте площадь данных фигур.
У: А что такое умножение ?
(Сложение одинаковых слагаемых)
У: Замените сумму произведением.
8+8+8+8+8=8*5
12+12+12=12*3
6+6+6+6+6+6+6=6*7
3. У: Найдите в каждом ряду числа, которые не являются результатом табличного умножения.
6,18,31,12,41
24,30,16,11,28
36,27,35,71,49
(31,11,71-Что вы можете сказать о данных числах?)
У: Докажите, что оставшиеся числа являются результатами табличного умножения.
У: Из данных чисел выберите и запишите пары, произведения и частные которых равны 6.
1,4,6,2,54,12,3,36,7,8,24,18,42,48,9
( 2*3=6 54:9=6 48:8=6 24:4=6 12:2=6 18:3=6 42:7=6 36:6=6 24:4=6)
5.Задание на развитие логического мышления.
У:Я вам расскажу одну загадку и нарисую то, что в ней говорится. Было 3 фигуры: круг , треугольник и квадрат. Каждая жила в одном из трёх домиков; первый домик был с высокой крышей и маленьким окном, второй был с высокой крышей и большим окном, третий с низкой крышей и большим окном. Треугольник и круг жили в домиках с большим окном, а круг и квадрат в домиках с высокой крышей. Нужно отгадать в каком домике живёт каждая фигура.
-Нарисуйте дома, в которых живут разные фигуры.
(Круг- в домике с высокой крышей с большим окном; квадрат- в домике с высокой крышей и маленьким окном; треугольник жил в домике с низкой крышей и большим окном.
ІІІ. Постановка учебной задачи.
У: Послушайте математическую сказку.
Жили на свете важные фигуры. Их важность признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей их форма служила образцом. Кого бы ни встречали они на своём пути, всем хвалились: «Посмотрите на нас, какой у нас красивый вид: у меня противоположные стороны равны, а у сестры все стороны равны, все углы у нас прямые. Красивее нас нет фигур на свете!»
- Как же вас зовут?
-А зовут нас просто.
-Назовите эти фигуры. Как вы догадались? О каких фигурах мы будем говорить на уроке?
-Посмотрите на фигуры, которые изображены на таблице. Можно на глаз определить, площадь какой фигуры больше?
-Вспомним, как мы сравнивали площади фигур?
(Способом наложения фигур, измеряли палеткой).
-Какая проблема возникла?
-Что же мы должны узнать на уроке? Какова цель урока?
(Узнать, как можно вычислить площадь прямоугольника и квадрата).
-Сформулируйте тему урока.
IV. Открытие нового знания.
1)Практическая работа.
- У каждого из вас находится прямоугольник.
-На какие фигуры он разделён? (Квадраты).
-Сколько полос с квадратами? (4).
-Сколько квадратиков в каждой полосе? (6)
-Как узнать, сколько всего квадратов помещается в прямоугольнике? (6*4=24)
-Что выражает число 6? (Длину- 6см).
-Что выражает число 4? (Ширину-4см).
Сделайте вывод, как найти площадь прямоугольника?
(Площадь прямоугольника равна произведению длин сторон)
-Сравните ваш вывод с правилом в учебнике на странице133.Мы сделали такой же вывод, как авторы учебника?
-Это правило можно записать в виде буквенного равенства? S=а*в
-Это равенство в математике называется формулой. Её можно использовать для вычисления площади любого прямоугольника.
Физминутка:
Сели.
Реснички опускаются
Мы спокойно отдыхаем. (2раза)
Сном волшебным засыпаем
Дышится легкоровноглубоко
Наши руки отдыхают
Ноги тоже отдыхают
Отдыхаютзасыпают(2раза)
Шея напряжена.
И расслаб-ле-на
Губы чуть приоткрываются
Всё чудесно расслабляется .(2раза)
Дышится легкоровноглубоко
Мы спокойно отдыхали.
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать.
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза
И красиво сесть!
2) Работа в группах.
-Каждая группа находит площадь квадрата, использую памятку.
Памятка:
Нахождение площади с помощью палетки.
Нахождение площади с помощью квадратного сантиметра
Нахождение площади с помощью линейки.
Сравните: какой удобней?
Составим алгоритм нахождение площади квадрата с помощью линейки.
Составьте формулу нахождение площади квадрата.
а= 4см S=а*а=а2, S=4*4, S=16см2
Что интересного заметили? (произведение двух множителей можно заменить квадратом множителя 4*4=42 4*4=16 42=16.)
V. Первичное закрепление.
А) Начертите в тетрадях желтый прямоугольник на стр.133 №4.Найдите площадь. Выполняется задание с комментированием.
(Длина прямоугольника- 5 см. Пишу а=5 см. Ширина прямоугольника- 2 см. Пишу в=2см.Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон. S=а*в, S=5*2, S=10см2)
Б) Самостоятельная работа с последующей проверкой с 133№4
а=5см, в=3см. S=а*в, S=5*3, S=15см2
VІ.Включение новых знаний в систему.
Пригодится ли в жизни умение находить площади фигур? Людям каких профессий нужно хорошо знать математику, производить расчёты, находить площадь фигур?
Предлагаю вам побыть в роли в роли озеленителей города.
Работа в учебнике стр. 134 № 8(а).
VІІ. Обобщение. Итог урока.
-Закончилось наше путешествие и исследование.
-Вспомните,какова была цель исследования?
- Что нового узнали, проведя исследования?
-Как найти площадь фигур более удобно и быстро?
VІІІ. Рефлексия урока.
- Ребята, послушайте одну притчу.
Притча: Шёл мудрец и встретил 3 работников.
«Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.
Первый ответил: «Я целый день таскал ненавистные камни».
Второй ответил: «Я немного устал, но добросовестно выполнил свою работу».
Первый ответил: «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».
-Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником?
-Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания.
-Заполните оценочные листы.
ІХ.Домашнее задание.
С 134№8(б).
15