Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников
Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников
Целью экологического образования детей дошкольного возраста является формирование экологического сознания, в основе которого заложено понятие о том, что человек - не царь природы, а только ее элемент, один из членов природного сообщества. Человек должен понимать, что каждый организм на нашей планете имеет право на жизнь, и уважать это право вне зависимости от наших симпатий или антипатий.Основной задачей экологического образования детей дошкольного возраста является получение знаний о природе и воспитание определенного отношения к ней. Образование дошкольников включает: элементарные научно-естественные представления об окружающем мире (на уровне понятий), - как он устроен, что из себя представляет; экологические знания об окружающем мире (взаимосвязи, зависимости).На основе знаний воспитывается отношение к природе.
Осуществление экологического образования дошкольников в ДОУ будет более эффективным, если оно будет осуществляться совместно с родителями, будет являться частью семейного воспитания.
В семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки. Ученые едины во мнении: слова и дела родителей оказывают огромное влияние на детей, именно родители формируют мораль, поведение, мир ценностей, личность детей, а семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Воспитательный процесс в семье – явление своеобразное, он не имеет ни начала, ни конца, осуществляется постоянно, словом и делом, поступком и интонацией. Этот процесс лишен тех форм организованности и четкости, которые свойственны, например, учреждениям общественного воспитания. Экологическое воспитание в семье имеет особо важное значение в становлении высоконравственного отношения ребенка к природе.
В первую очередь необходимо воспитывать гуманное отношение, т.е. осознанно правильное отношение, милосердие и экологическую культуру. Экологическая культура включает в себя эмоциональное отношение, практические поступки и поведение детей в природе.Полученные знания и экологическое воспитание формируют у ребенка:понятия о ценности природы и ценности жизни; систему умений и навыков взаимодействия с природой; экологически грамотное поведение детей в природе; ответственность за природу.В конечном итоге формируется экологическое сознание, развиваются личностные качества. Экологическое образование детей дошкольного возраста является не только начальным этапом, но и фундаментом непрерывного экологического образования.В экологическом воспитании важное значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него примером для подражания. Необходимо познакомить, детей с правилами поведения на природе с учетом ее сохранения и защиты (помочь овладеть умением правильного сбора даров природы, не причинять вреда живому, не нарушать его целостности и условий жизни). Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников - одна из составляющих частей работы дошкольного учреждения. Знания о природе детям системно дает педагог, но определенное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьей ребенка. Задача педагога показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, вовлечь родителей в процесс экологического воспитания. В работе с родителями по вопросам экологического воспитания детей необходимо использовать как традиционные формы работы, так и другие виды деятельности. Все формы работы с родителями должны основываться на педагогике сотрудничества, и работу следует проводить в двух направлениях:педагог - родитель;педагог - ребенок - родитель.Выстраивая такую схему, необходимо учитывать образовательный уровень семьи, ее психологическое состояние и "микроклимат". Желательно проводить работу с родителями дифференцировано и использовать индивидуальный подход. При выборе форм общения с родителями ребенка надо отказаться от нравоучений, замечаний, назиданий и привлекать родителей к решению задач, результат которых даст положительный эффект в экологическом воспитании детей. Заинтересованность и активное участие родителей в формировании экологической культуры дошкольников существенно дополнит разнообразные формы экологического воспитания детей в детском саду.
Литература
1.Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова «Детство. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования»
2. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» (часть 2)
3. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учеб. Пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцевой, Е.Ф. Терентьева; Под. ред., Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. - СПб, 1998.
4.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М., 1995.
5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. - М, 1998.
6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика: Автореф. на соиск. уч. ст. д.п.н., М., 2000.
7.Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. - М.: ЭКСМО Пресс, 1996. Т. 3. С. 224.
8. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. / Автор - сост. С.Н. Николаева. - М., 1998.