Презентация по русскому языку и литературе на тему Роль односоставных предложений в комедии Н.В.Гоголя Ревизор
Роль односоставных предложений в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»Подготовила Блохина И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Сар-Майданская СОШ».
Цели и задачи: обобщить изученный материал об односоставных предложениях; исследовать использование автором односоставных предложений в художественном драматическом произведении; закрепить умения различать виды односоставных предложений в тексте и определять способы выражения сказуемого и подлежащего; показать значение речи персонажей как одной из важнейших характеристик героя; пробудить интерес к личности Н. В. Гоголя и его комедии «Ревизор».
Общие сведения об односоставных предложениях. С одним главным членом сказуемымОпределённо-личные Неопределённо-личныеОбобщённо-личныеБезличныеСказуемое - глаголом 1 или 2 лица единственного или множественного числа.Приветствую тебя, пустынный уголок.Уходим завтра в море.Завтра принесёшь мне книгу?Напишите другу письмо. Синонимичны по смыслу двусоставным предложениям.Сказуемое – глагол множественного числа З лица или прошедшего времени.Дни поздней осени бранят обыкновенно.В соседней комнате разговаривали и пели.Указывают на обобщённое лицо. Действие отнесено к любому лицу или группе лиц.Сказуемое – глагол 2 лица или 3 лица множ. Числа.Чаще – пословицы.Что посеешь, то и пожнёшь.Встречают по одёжке, а провожают по уму.Нет и не может быть подлежащего.Сказуемое выражено:∙ безличным глаголом (прош. вр., ед. ч., ср. р.)∙ глаголом 3 лица ед. ч.∙ инфинитивом∙ наречием, словом нет.Вечерело.Светает. Не догнать мне его.На улице темно.У меня нет времени.С одним главным членом подлежащим – НАЗЫВНЫЕСообщение о предмете или явлении, которое есть в настоящем.Зима! Вот и лето. Это утро.
Использование односоставных предложений в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».Драматические произведения отличаются от других видов литературы в первую очередь тем, что они предназначены для постановки на сцене. Они состоят из диалогов и монологов персонажей, а в них и используются чаще всего односоставные предложения. Писатель характеризует героя в драматическом произведении только через поступки и речь. Поэтому мы так внимательно следили за речью всех персонажей, но в первую очередь за речью Городничего и Хлестакова, следили за тем, как меняется их речь в зависимости от ситуации и какие односоставные предложения использует при этом автор. Сегодня мы обобщим свои наблюдения.
В 1 действии Городничий разговаривает с чиновниками, т.е. со «своими».Он делает им замечания, даёт советы, в выражениях не стесняется. При этом в его речи в начальственном тоне преобладают односоставные определенно-личные предложения как простые, так и в составе сложных с глаголом-сказуемым в форме 1-го или 2-го лица. Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места.Затем в речи Городничего появляются нотки страха и в его репликах преобладают безличные и неопределенно-личные предложения. Просто нам плохо будет, а не туркам. Иван Кузьмич, нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, входящее и исходящее, <…> этак немножко распечатать и прочитать…Арестантам не выдавали провизии!
Во 2 действии речь идет о конкретном лице – Хлестакове, дается его жизнеописание с элементами комического изображения. Речь героев определяется ситуацией, в зависимости от которой в ней сочетаются страх и гонор. В речи Хлестакова в разговоре со слугой преобладают определенно-личные предложения, что показывает его господское высокомерие (Я не хочу этого супу), дай мне другого. Ну, ну, ну… оставь, дурак! Да; подай счет. Говори, сколько там?В речи же Осипа используются и определенно-личные и неопределенно-личные предложения, показывающие его зависимость и подчинение.Что с ним сделаешь?Чего изволите?Несут обед. Предложения в тексте вслух и в сторону различаются: в репликах Хлестакова появляются безличные и неопределенно-личные предложения , когда он размышляет о том, что с ним произошло. Ужасно как хочется есть. Штаны, что ли, продать? Нет, уж лучше поголодать, да приехать домой в петербургском костюме. … а хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу-помещику под крыльцо…
В 3 действии Хлестаков начинает врать о том, кем бы он хотел себя видеть на самом деле и как он видится себе в мечтах, и в его речи становится меньше односоставных предложений, а предложения, которые используются им, односоставные определенно- личные с глаголом- сказуемым в форме 1 лица ед. ч. изъявительного наклонения, применяются, чтобы как можно красочнее приврать о себе. Уж и названий даже не помню.Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне.Много определенно-личных предложений используется в диалоге Хлестакова с Анной Андреевной – женой Городничего, только при этом глагол-сказуемое используется больше в форме 2 лица. Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь. Просто не говорите.Скажите, так это вы были Брамбеус? И уж так уморишься играя, что просто ни на что не похоже.Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж – скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель…»
4 действие начинается с «парада чиновников», где происходит «саморазоблачение» героев. При этом в большом количестве используются односоставные определенно-личные предложения с глаголом в форме 2 лица мн.ч. повелительного наклонения и безличные предложения.Представиться нужно поодиночке, да между четырех глаз и того..Здесь можно с приятностию проводить время.Боже, боже! вынеси благополучно. Дайте их мне взаймы. В разговоре со слугой в речи Хлестакова используются определенно-личные предложения с глаголом в форме повелительного наклонения, что показывает его хозяйский тонОтнеси только наперед это письмо; пожалуй, вместе и подорожную возьми. Принеси только свечу. Посмотри, что за шум.Чтобы показать волокитство и проводы Хлестакова, также используется большое количество определенно-личных предложений. С пламенем в груди прошу руки вашей. Анна Андреевна, не противьтесь нашему благополучию, благословите постоянную любовь! Прощайте, любовь моя… нет, просто не могу выразить.
В 5 действии речь городничего полна грубых, простых слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов, герой скинул маску почтенного начальника города. При этом Городничим используются и определенно-личные, и безличные, и назывные предложения особенно для оскорбления купцов и Бобчинского и Добчинского в конце комедии.Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Так и заважничал!«Отче наша» не знаешь, а уже обмериваешь; а как разопрет тебе брюхо да набьешь себе карман. Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего… Мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Чему смеетесь? Над собой смеетесь!Пачкуны проклятые!Колпаки!Сморчки короткобрюхие!
Заключение.В ходе исследовательской работы были достигнуты все поставленные цели:обобщен изученный материал об односоставных предложениях, изучен и проанализирован текст комедии «Ревизор» с закреплением умения различать виды односоставных предложений, определяя способы выражения сказуемого ; показано значение речи персонажей для характеристики героя. Вследствие проделанной работы можно сделать вывод о замечательных способностях Н.В.Гоголя угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его, применяя при этом огромное количество односоставных предложений и с их помощью показывая эмоциональное состояние говорящего и его отношение к окружающим.