Статья Роль полевых практикумов в выявлении и сопровождении одаренных детей

Падалко Дмитрий Борисович,
старший методист

Роль полевых практикумов в выявлении
и сопровождении одаренных детей

МОУ Полетаевская СОШ использует различные формы работы, создающие условия для приоритетного освоения школьниками учебных дисциплин, которые в наибольшей степени соответствуют их индивидуальным интересам и потребностям. Одним из важных условий считаем интеграцию предметов естественнонаучного цикла. Мы уверены, что лишь тесное сотрудничество учителей биологии, химии, физики, ОБЖ, географии и технологии позволяет преодолеть нестыковки в программах, отставание или опережение в изложении некоторых вопросов, отсутствие возможности углубленного изучения учебного материала по этому направлению, а также невключение предмета экологии в базисный учебный план.
Подобное сотрудничество учителей МОУ Полетаевской СОШ мы реализуем посредством внеклассных и внешкольных мероприятий. Среди последних важное место занимает организация выездных полевых практик-исследований, организованных в форме многодневного палаточного лагеря под названием «Ташангир», представляющего собой одну из форм профильных смен или, так называемых, учебно-тренировочных сборов.
Хотелось бы затронуть условия и средства необходимые для реализации данной модели на уровне нашего муниципалитета.
За семилетнее время существования лагеря «Ташангир» было сформировано нормативно-правовое и организационное сопровождение нашей деятельности, начиная от приказов образовательного учреждения и управления образования, постановлений муниципалитета до программ развития школьной интегрированной экологической лаборатории, положения общественной молодежной организации «Экос» и договоров о сотрудничестве с ГБОУ ДПО ЧИППКРО, ЧГПУ, ЮУрГУ, ЧелГУ.
Как, наверное, и везде одними из самых актуальных остаются вопросы финансирования. Начиная с момента основания данного проекта, и по сей день забота об этом ложится на плечи администраций муниципалитета, поселения и образовательного учреждения.
Справедливости ради, следует отметить материально-техническую базу, которая изначально состояла из морально устаревшего оборудования, порой изготовленного совместно с учениками, а в чем-то и попросту отсутствовавшего. Частичное пополнение материально-технических средств было осуществлено в рамках федерального проекта модернизации общего образования. Ну и, конечно же, наиболее весомой составляющей стала победа в конкурсном отборе среди образовательных учреждений 2012 года. Полученные нами средства пошли на создание интегрированной экологической лаборатории. Работа этой предметной площадки дала возможность ее последующего развития, привлечения внебюджетных средств. Теперь уже лагерь «Ташангир», будучи для нас отправной точкой в создании лаборатории, стал ее структурным звеном, являясь летней профильной сменой. Начиная с этого момента, деятельность лагеря выходит за пределы школы и даже района, возрастает охватываемое количество детей.
Организация образовательного процесса в лагере складывается из занятий в полевых лабораториях по гидрохимии, фитоценозу, биоиндикации, топосъемке. В ходе этих занятий обучающиеся получают возможность детального и системного изучения объекта исследования.
Вот уже семь лет наша школа проводит мониторинг качественных и количественных показателей реки Биргильда в урочище Ташангир – это уникальная холмистая местность со скальными выходами пород, равнинами, покрытыми медоносами, с красивейшими первоцветами и редкими охраняемыми растениями. Актуальность исследований кроется в связи реки Биргильда с Шершневским водохранилищем, которое является основным источником водоснабжения города Челябинска.
Для создания наиболее благоприятных условий по исследованию этой природной системы-индикатора педагогами нашей школы были разработаны учебно-методические материалы естественнонаучной, краеведческой и спортивно-туристической направленности, объединенные в, так называемые, индивидуальные рабочие тетради участников профильных смен. Организация некоторых лабораторий ведется в тесном сотрудничестве с представителями ЧелГУ и ЧГПУ, что, безусловно, относится к сильным сторонам взаимодействия субъектов образования.
С управленческих позиций к слабым сторонам наших профильных смен следует отнести сложность в организации полевого палаточного лагеря, его благоустройства и функционирования, начиная от выбора места проведения конкретных лабораторий, заканчивая обеспечением гигиены в полевых условиях. Все это из года в год ложится на хрупкие плечи коллег-единомышленников, адекватно работу которых зачастую не оценить.
В противовес слабым сторонам укажем безвозмездность пребывания в лагере, круглосуточное нахождение на свежем воздухе, проведение спортивно-туристических мероприятий, знакомство с культурой и историей родного края. Ежегодно в рамках научно-исследовательского лагеря «Ташангир» стартуют проекты прикладного характера: «Кукла народная», «Обереги», «Обряды и праздники», «Жилища Южного Урала». Обязательным атрибутом нашей работы являются интерактивные игры.

Введение
«Репка»  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], записанная в Архангельской губернии и опубликованная в 1863 году исследователем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в его сборнике «Народные русские сказки». Сказка рассказывает о попытке вырвать стариком огромную [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], который зовёт на помощь вначале своих родных, а затем и домашних животных. Относится к типу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Цепочная сказка (по-другому кумулятивная, рекурсивная, цепевидная сказка)  сказка, в которой диалоги или действия повторяются и развиваются по мере развития сюжета. Эффект этих сказок часто основан на повторах и характерной рифме.
Многие из таких сказок являются реликтовыми (очень древними) и имеют похожую структуру у многих народов мира. Часто цель таких сказок  развитие речи у детей, начинающих говорить, поэтому они часто являются первыми сказками.
Считается, что подобные цепевидные структуры соответствовали архаическому типу мышления.
Цепочную композицию подразделяют на:
Сказки с бесконечным повторением:
«Про белого бычка».
«У попа была собака».
С конечным повторением:
«Колобок» .
«Теремок» 
Ну и конечно же «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» 
Сюжет сказки породил множество пародий и вариаций в литературе и искусстве, например:

Мы предлагаем Вам свою интерпретацию.

Еще раз здравствуйте, мы Вас приветствуем на интерактивной игре «Репка».

Цель нашей игры конечно же не развитие речи. Сегодня мы узнаем кто кого и кто за кого. А поможет нам в этом цепь вопросов с одним ответом.

Ответь на вопрос, вытяни репку и ты победитель.

Немного регламента.
Согласно сюжету сказки тянет-потянет репку, т.е. отвечает на вопросы только дед. У каждого деда своя репка – свои вопросы. В случае неудачи помощь деду оказывают бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка, которых мы постепенно вовлекаем в игру.

В игре побеждает команда, первая вытянувшая репку. Хоть наша репка интеллектуальная, пускай победит сильнейший.
1
Это не мужского рода
р

е

п

к

а
1
Это не женского рода

2
Это символ распада и истребления в Библии

2
Этим можно измерять, но измерить это практически невозможно

3
В названии оттого заложена информация о размере

3
Праздник «День этого» отмечают 2 июня или 23 октября

4
Раньше это использовали для характеристики некоторых людей

4
В отличие от остальных это как слышим, так и пишем

5
Особо этого опасались народы Востока

5
Это единица измерения СИ, связанная с известной фундаментальной постоянной

6
Это гусеница или бабочка, которая боится смеси камфоры и скипидара

6
Массу этого определяют по таблице Д.И. Менделеева

Сегодня мы часто слышим фразы «каждый сам за себя»

Этой игрой мы хотели показать, что не всегда это так.
Одна голова хорошо – а две лучше. Никогда не опускай руки, если репка не поддается, помни рядом всегда кто-то есть: бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка, а вместе вы сила.




15