Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом воспитании младших школьников

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Чеботарева Н.М.
МБОУ СОШ № 11 г.Тамбов

В настоящее время, в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей запросам современного общества, начальной школе уделяется особое внимание. Именно здесь закладываются основы мировоззренческого и духовного роста школьника, формируется его жизненная парадигма. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в числе обязательных предметных областей выделяет «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». Среди основных задач реализации содержания данной предметной области определено и формирование уважительного отношения к природе нашей страны, ее современной жизни; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни, формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к планете Земля, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы. Неотъемлемой частью комплексного решения данной задачи является экологическое образование и воспитание младших школьников, т.к. основы экологической культуры, по нашему мнению, закладываются именно в начальной школе. Это объясняется, во-первых, необходимостью рассматривать экологическое образование и воспитание как непрерывный систематический процесс в течение всего периода школьного обучения; во-вторых, актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. В ходе экологического воспитания младших школьников учащимся преподаются элементарные понятия об окружающей среде на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов (неживая природа, живая природа) и решаются задачи всестороннего развития личности. Ученик должен овладеть и знаниями о природе, и способами их получения. Успеху в этом способствует применение инновационных технологий. Практика показывает, что сегодня реализация экологического воспитания младших школьников невозможна без использования информационно-коммуникационные технологий.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Использование ИКТ в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Очевидно, что развитию информационно-коммуникативных умений служит, прежде всего, организованное учителем содержательное сотрудничество детей в процессе поиска решения проблем, а также при коллективном поиске информации, непосредственном ознакомлении с окружающим миром. При этом учитель становится координатором информационного потока.
Экологическое воспитание младших школьников, в том числе и учебный предмет «Окружающий мир» - те школьные области, где информационно-коммуникационные технологии могут существенно активизировать все виды учебной и воспитательной, урочной и внеурочной деятельности.
Формы применения ИКТ в экологическом воспитании младших школьников многообразны. Рассмотрим наиболее, на наш взгляд, эффективные.
При изучении нового материала целесообразно осуществление демонстраций на мониторах компьютеров или на специальном экране высококачественных иллюстраций. Большое значение имеют имитации, реконструкции, моделирование изучаемых природных процессов. При проведении проверочных и контрольных работ незаменимы электронные, в том числе и игровые, системы контроля знаний. Сегодня имеется обширный спектр различных программных продуктов экологической направленности, носящих обучающий и развивающий характер, которые можно применять в начальной школе. При проведении практических занятий на природе возможно использование учащимися фото и видеосъемки для фиксирования каких-либо природных явлений, животных, растений и т.д. Воспитание экологической культуры реализуется посредством разработки проектов на экологические темы, для осуществления которых используется фото, видеосъемка, программное обеспечение для редактирования и представления отснятых материалов, а также коммуникационные технологии, позволяющие обмениваться идеями и материалами с другими учебными заведениями, выполнять совместные проекты. Подведение итогов работы над такими проектами успешно проходит в виде научных мини-конференций. Работа над учебно-исследовательскими проектами позволяет активно вовлечь младших школьников в процесс экологического обучения и воспитания. При подготовке к урокам нельзя переоценить значение сети Интернет для поиска и анализа информации по экологическим проблемам. По нашему мнению, одной из наиболее удачных и распространенных форм подготовки и представления учебного материала в начальной школе является мультимедийная презентация. Презентация - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использовать презентации можно на всех этапах работы по экологическому воспитанию. Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) обеспечивает реальную поддержку процесса экологического воспитания, позволяет с учетом условий обучения реализовывать поставленные цели, наполнять содержательную, процессуальную и оценочно-контролирующую сторону воспитательного и образовательного процесса по экологии. В качестве примера таких ЭОР приведем электронную энциклопедию «Кругосвет», электронное учебное пособие «Природа.Человек.Общество».
Использование ИКТ позволяет сделать урочные и внеурочные формы работы по экологическому воспитанию более продуманными, мобильными, что особенно актуально для младших школьников, имеющих наглядно-образное мышление.
В экологическом воспитании младших школьников чаще всего используются следующие средства ИКТ :
средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, системы контроля знаний, обучающие компьютерные игры);
средства практической подготовки (электронные практикумы, виртуальные конструкторы, тренажеры);
вспомогательные средства (электронные библиотеки, энциклопедии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия, поисковые системы, электронные коллекции, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, виртуальные экскурсии; схемы, диаграммы, записи звуков музыкальных произведений, живой и неживой природы и др.);
комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
Применение информационно-коммуникационных технологий в экологическом воспитании позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией экологической направленности; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Помогает в этом и ресурсное обеспечение класса: компьютер, подключенный к сети Интернет; медиатека, интерактивная доска, медиапроектор и т.д.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в экологическом воспитании младших школьников, в целом, способствуют созданию творческой положительной эмоциональной атмосферы, так как использование наглядных графических образов, аудио и видео иллюстраций, «сказочных» обучающих программ повышает мотивацию к учению; совершенствованию психических познавательных процессов, интенсификации обучения при выборе индивидуального темпа обучения; формированию осознанной потребности использовать средства ИКТ как инструмент, который помогает учиться, осознавать окружающий мир.
Заголовок 215