Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию « Дымковская игрушка » в подготовительной группе
Муниципальное казённое дошкольное общеообразовательное учреждение Павловский детский сад № 5
Конспект ООД
по художественно-эстетическому развитию
« Дымковская игрушка »
в подготовительной группе
Луценко Е.А.
воспитатель
г. Павловск
2016
Конспект интегрированного занятия по теме «Дымковская игрушка» в подготовительной к школе группе детского сада.
Тема: Дымковская игрушка
Возрастная группа: подготовительная группа, 6 -7 лет
Форма НОД: занятие, деятельностный подход
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная.
Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» Н. Е. ВераксыЦель: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие личности ребенка на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям; создание условий для возможности позитивной социализации ребенка, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Развивать логические, коммуникативные и познавательные универсальные действия; умения детей выполнять движения в соответствии с заданной задачей; развивать творческую активность, воображение; закреплять навыки работы с различными материалами; формирование представлений об объектах окружающего мира.
Продолжать развивать интерес к художественному творчеству, посредством знакомства с дымковскими игрушками и привлечения детей к росписи игрушки-лошадки, игрушки – барышни, лепке объёмной фигуры игрушки (по желанию детей). Закрепить знание элементов дымковской росписи (круги, кольца, точки, полосы, решётки). Закрепить практические навыки: промывание кисти перед использованием краски другого цвета; навык смешивания красок и использование палитры; навык лепки игрушки с натуры с использованием иллюстрированной карты – схемы. Обогатить, активизировать словарь художественными терминами.
Образовательные области:
1. Художественно-эстетическое развитие.
2. Речевое развитие.
3. Социально-коммуникативное развитие.
4. Познавательное развитие.
5. Физическое развитие.
Предметно-пространственная развивающая среда:
Занятие проводится в группе, разделенной на «Мастерскую» с выставленными экспонатами и «созидательную часть», где происходит творческая деятельность детей. Эта три компонента: стол для рисования на бумаге, стол для раскрашивания глиняных фигур и стол для лепки.
Наглядные средства: объёмные фигурки дымковских игрушек, иллюстрации и альбомы«Дымковская игрушка», карточки с элементами дымковской росписи, иллюстрированная карта – схема лепки игрушки, магнитная доска.
Оборудование для творчества: гуашь, кисти, салфетки, стаканы с водой, подставки для кисточек, наборы пластилина, доски для работы с пластилином, фартуки.
Музыкальные средства: спокойная музыка для самостоятельной деятельности детей, музыкальное сопровождение для подвижной игры «Лошадки».
Предварительная работа: знакомство с различными видами народно-прикладного искусства, просмотр презентации по теме, изучение элементов росписи, рассматривание иллюстраций и фигур игрушек, чтение стихов, потешек.
Планируемые результаты:
иметь представление об истории создания дымковской игрушки, знать особенности изготовления и техники росписи игрушек, эмоционально откликаться на красоту изделий народных промыслов, уважительно относиться к труду мастеров, употреблять в речи новые термины и образные выражения, позитивно реагировать на результаты своего творчества и творчества детей.
Содержание занятия
1. Мотивация к деятельности
Деятельность детей. (Игровая, речевая, двигательная деятельность)
Коммуникативная игра «Солнечные зайчики» (выполняется в парах, настраивает на позитивное настроение).
Мы все с зеркальцем играли (поворот ладошек)
Зайчик солнечный поймали (кулачки сжать)
Зайка, зайка озорной (грозим левым пальчиком)
Поиграй скорей со мной (грозим правым пальчиком)
Взаимодействие детей друг с другом. (Коммуникативная, игровая деятельность)
Мы все с зайчиком играли (ладошками показываем ушки зайчика)
И друг другу передали (пожать ладошки)
Взаимодействие с воспитателем. (Познавательная, речевая деятельность)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, кого называют мастерами?
Обсуждение с детьми. Может, вы захотите попасть в мастерскую и превратиться в мастеров?
Сегодня мы ещё раз отправимся в Дымковскую мастерскую. А пойдём мы по волшебной дорожке. Повторяйте за мной волшебные слова.
«Дорога, дорога, раз, два, три -
Нас в мастерскую приведи».
Вот мы и пришли, только на мастерской висит замок.
Открыть мы его сможем, если правильно выполним задание. Нужно найти карточки с элементами Дымковской росписи и прикрепить их к магнитной доске.
Деятельность детей. (Познавательно - исследовательская деятельность)
Дети находят и прикрепляют карточки с элементами Дымковской росписи, Взаимодействие детей друг с другом. (Коммуникативная деятельность, решение проблемной ситуации)
Создаю проблемную ситуацию - прикрепляю карточки с элементом хохломской росписи. Если дети ошибаются – замок не открывается.
- Почему замок не открылся? (Дети отвечают.)
(Проблемная ситуация решена детьми и замок открылся.)
2. Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и попали мастерскую. Посмотрите, сколько здесь фигурок. Давайте их рассмотрим, возьмем в руки, потрогаем, погладим и даже, если вы захотите, понюхаем. Какие они яркие, красочные, пестрые.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы!
Взаимодействие с воспитателем. (Познавательно - исследовательская, коммуникативная деятельность, речевая деятельность, восприятие фольклора)
Как вы думаете, из чего сделаны эти фигурки? Для чего их изготавливали? Похожи они на современные игрушки?
(Рассматриваем фигурки индюка, барышни, коней, называем элементы росписи, цвета, фон сходства и отличия. По мере исследования каждой из фигур, я описываю её в стихах)Какие дымковские игрушки вам понравились?
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост -Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.
Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша
Эта барышня – душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Даже кони приобрели сказочный наряд.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил
Взаимодействие с воспитателем. (Познавательно - исследовательская, коммуникативная деятельность, речевая деятельность)
Как вы думаете, можно ли спутать дымковские игрушки с другими народными игрушками. Что в них особенного? Какие геометрические фигуры и цвета?
Взаимодействие детей друг с другом. (Социально-коммуникативная деятельность, творческая, речевая, аналитическая деятельность)
Игра «Загадай-ка – отгадай-ка». (Дети разбиваются по парам. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает. Затем меняются)3. Организация продуктивной деятельности.
Взаимодействие с воспитателем. (Игровая, коммуникативная деятельность, речевая, музыкальная, двигательная деятельность)
Воспитатель: как вы считаете, готовы мы теперь поработать как настоящие мастера? Дети отвечают? Хотите поработать? Тогда поехали
Подвижная игра «Лошадки»
Прежде чем приступить к работе, разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Послушные пальчики»
Кисточку в руках катаю (трём ладошки друг о друга)
Между пальчиков верчу (пальцы в замок)
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
(Массаж пальчиков.)
Самостоятельная деятельность детей. (Групповая и индивидуальная деятельность, творческая, конструирование, коммуникативная и изобразительная деятельность)
Дети занимают места. Выбирают тот вид деятельности, какой им больше нравится.
Первый стол: раскрашивание по образцу глиняных фигур.
Второй стол: лепка дымковских игрушек.
Третий стол: самостоятельное рисование дымковской игрушки и ее раскрашивание.
Давайте подготовим свой внешний вид к работе.
Дети надевают фартуки, садятся за столы и приступают к работе.
(Звучит спокойная музыка, во время работы слежу за осанкой детей.)
4. Рефлексия
У вас получились замечательные игрушки расписанные…какой росписью? Пусть ваши работы пока подсыхают, потом мы их поместим на выставку!
(Дети рассматривают работы, обмениваются впечатлениями.)
Взаимодействие с воспитателем. (Коммуникативная деятельность, речевая деятельность, формирование эмоциональной отзывчивости)
Воспитатель:
Нам пора возвращаться, давайте произнесём волшебные слова.
«Дорога, дорога, раз, два, три
Нас обратно приведи!»
Вам понравилось в мастерской «Дымковская игрушка»? Тогда я приглашаю вас в следующий раз в другую мастерскую. Всех благодарю за работу и прошу помочь в организации выставки работ.
2) Он и стройный и красивый
У него густая грива.
Жаль нельзя на нем промчаться,
Можно только покачаться. (конь — качалка)
3) Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (матрешка)
4) Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать
Положу – встает опять
И стоит качается. (неваляшка)
5) Что все это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь – будет спать,
День и два, и даже пять. (кукла)
6) У меня для грузов есть отличный кузов.
Привезу песок, цемент разгрузить в один момент. (машина)