Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Лепка (пластилинография) Необычный снеговик.
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе.
Лепка (в технике пластилинография) на тему: «Необычный снеговик»
Программное содержание:
Обучающие:
обучать работать с пластилином в технике пластилинография;
создавать знакомый образ посредством аппликации из «пластилиновых нитей» на горизонтальной плоскости;
закреплять навыки отщипывания, раскатывания, сплющивания.
Развивающие:
развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.
развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года.
Активизация словаря: снежок, снежинка, снеговик, снегопад, снегурочка, снегирь, подснежник, пластилиновые нити.
Предварительная работа: беседа о свойствах снега, лепка снеговика на улице, чтение стихотворений о снеговике, рассматривание сюжетных картинок на темы: «Зимние забавы», заправка шприца пластилином.
Подготовка шаблонов с детьми: вырезать из белой бумаги 3 круга разного диаметра для снеговика (4-5-6 см в диаметре), 2 круга (2 см в диаметре) для рук, приклеить на картон голубого цвета.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: готовый образец снеговика в технике «пластилиновые нити», шприц с пластилином, стакан с горячей водой.
Раздаточный: набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетка для рук, картон синего цвета формата А3 с силуэтом снеговика, «пластилиновые нити» белого и цвета и шприце.
Методы и приемы:
- Чтение стихотворения И Сурикова.
- Словесная игра «Доскажи словечко».
- Беседа.
- Отгадывание загадки.
- Знакомство техникой лепки «пластилинография»
- Частичный показ способов лепки.
- Пальчиковая гимнастика.
- Дыхательная гимнастика.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Физкультминутка- Рефлексия.
- Выставка детских работ.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть. (мотивационный этап)
Чтение стихотворения И. Сурикова.
Задачи: формировать интерес детей к образовательной деятельности, развивать внимание детей.
- Белый снег, пушистый в воздухе кружитсяИ на землю тихо падает, ложится.И под утро снегом поле побелело,Точно пеленою все его одело.Темный лес что шапкой принакрылся чуднойИ заснул под нею крепко, непробудно…Божьи дни коротки, солнце светит мало,Вот пришли морозцы — и зима настала.
Игра «Доскажи словечко»
Задачи: упражнять в умении подбирать родственные слова в рифму.
- А теперь буду читать стихотворение, а вы попробуйте добавить слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег).
С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее …(снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик).
Рядом снежная фигурка,
Это девочка … (Снегурка).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил … (снег).
- Молодцы! Справились отлично!
- Что общего в этих словах?
- Правильно, во всех словах звучит корень слова «сне..»
- Это родственные слова. К ним можно еще добавить слова- снегирь, подснежник.
2. Основной этап.
2.1 Беседа. Задачи: актуализировать и закреплять ранее полученные знания.
- Зимой всегда много снега. Что можно делать из снега?
Ответы детей.
Отгадывание загадки.
Задачи: развивать связную речь, обучать отвечать на вопросы, побуждать к мыслительной активности.
- Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Губы – сучки,
Холодный, большой,
Кто я такой?
Ответы детей.
2.2 Знакомство с новой техникой лепки.
Задачи: обучать работать с пластилином в технике пластилинография, создавать знакомый образ посредством аппликации из «пластилиновых нитей» на горизонтальной плоскости.
- А почему он так называется?
- Из чего собирают снеговика?
- Комки, из которых составляют снеговика, одинаковые по величине или разные?
- Помните, мы с вами на прогулке лепили снеговиков? А ведь лепить снеговиков можно не только из снега, а еще из пластилина. Посмотрите, какого снеговика я вылепила. (Показ изображения).
- Посмотрите какой интересный получился у меня снеговик. Вам он нравится?
- Снеговик я слепила из пластилиновых нитей. Такие «нитки пластилиновые» можно получить путём выдавливания мягкого пластилина из шприца.
- Как называется такой способ лепки?
- Такая техника, лепка из пластилиновых нитей называется пластилинография.
- Повторите новые слова.
Вот для чего мы с вами в шприц затолкали пластилин вчера. А теперь они находятся в горячей воде, чтобы было легче выдавливать.
- С помощью чего создается изображение?
Ответы детей.
- Предлагаю и вам вылепить снеговика, используя пластилиновые нити.
- Попробуете?
2.3 Частичный показ способов и приемов работы.
Задачи: показать частично алгоритм действия и приемов работы.
- Какого цвета пластилин нам понадобится для снеговика?
- Сначала вы возьмете заготовки, которые вы приготовили вчера, а потом будете заполнять их пластилиновыми нитями аккуратно слегка «придавливая» по часовой стрелке плотно укладывая друг к другу. Если пластилиновая нитка кончится или порвется, то ее надо соединить аккуратно «примазывая» стекой.
- Выкладывать «пластилиновые нити» нужно аккуратно, не выходить за контур рисунка. Если испачкали картон, вытереть салфеткой.
2.4 Пальчиковая гимнастика.
Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук.
Аккуратно и красиво слепить снеговика нам помогут пальчики, но их надо «разбудить». А для этого нам надо сделать. Что?
Ответы детей.
- Давайте подготовим пальчики к работе.
Воспитатель проговаривает слова и показывает движения.
Снега мы возьмем немножко,
Слепим мы снежки в ладошках.
Дружно ими побросались,
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Снеговика нам лепить.
2.5 Дыхательная гимнастика.
Задачи: укрепить мышцы носоглотки, дыхательных путей, развивать умение управлять своим дыханием.
- Пока мы снежки бросали, пальчики замерзли. Предлагаю их согреть своим дыханием. Глубоко вдохнули носиком, медленно через рот выдохнули теплый воздух на ручки (повторить несколько раз).
2.6 Самостоятельная деятельность детей.
Задачи: обучить технике пластилинография – пластилиновая нить, обучать выдавливать из шприца пластилин. Закрепить технику отщипывания, примазывания. придавливания.
- Возьмите заготовки, шприцы и начните лепить снеговика.
- Если кому-то нужна помощь, поднимаем руку.
Педагог контролирует работу детей и помогает.
2.7 Физкультминутка.
Задачи: повысить двигательную активность, снять напряжение в мышцах.
Во дворе снеговики,
Но весна свое берет,
Топит солнце, снег и лед.
Тихо тают толстяки,
Оседают толстяки,
Опустили головы,
Уронили ручки.
И остались на снегу
Только снега кучки.
Продолжение. Самостоятельная деятельность.
- А что мы еще забыли сделать снеговику?
Ответы детей
Не забудьте доделать нужные детали. Используйте пластилин из коробки.
Воспитатель наблюдает за работой детей, спрашивает об их действиях, помогает советами.
Детям, быстро справившимся с заданием, предлагает оформить фон: из «пластилиновых нитей» выложить сугробы, из маленьких шариков – снежинки.
3. Заключительный этап(рефлексивный).
Задачи: подвести итог детской деятельности, выявить эмоциональный уровень детей.
- Ребята, из чего вы сегодня изготовили снеговиков?
- Мне очень хочется узнать, чем больше всего понравилось заниматься на занятии?
- Чем тебе твоя работа нравиться?
Воспитатель выражает свое восхищение, предлагает каждому сказать, чем его работа хороша или чем нравится работа у других.
Выслушивает ответы, поощряет.
Выставка работ по желанию детей.