АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА курса по выбору для учащихся 8 класса «Авторская песня в искусстве»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №150 имени Героя Советского Союза В.И.Чудайкина»
городского округа Самара









АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

курса по выбору для учащихся 8 класса
«Авторская песня в искусстве»







Количество часов: 34(17)

Уровень общего образования: основное общее образование


Программу разработала: Куличкова Ольга Александровна, учитель музыки, квалификационная категория: первая.












Самара, 2016 год
















2016



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы наблюдается рост интереса молодёжи к популярной музыке. Искусство это очень сложно и неоднородно по содержанию, качеству, связано с определёнными эстетическими концепциями. Наряду с яркими и значимыми в художественном плане произведениями немалое место занимает коммерческая, стандартизированная музыка и тексты песен. Молодёжь, особенно подростки, слушая такую музыку, не в состоянии дать ей правильную оценку.
В сознании молодых людей возник дисбаланс в соотношении художественных музыкальных и литературных ценностей: преувеличивается роль массовой культуры и наблюдается недооценка классического наследия, давшего человечеству художественные достижения непреходящего значения. Изменение подобной ситуации возможно лишь на основе объективного рассмотрения музыкальной и литературной культуры конца 20 – начала 21 века, сравнительного анализа стилей, направлений, течений, анализа конкретных произведений.
Такой подход необходим для налаживания полноценного музыкального и литературного воспитания и образования школьников. Они должны быть хорошо осведомлены в равной степени и в области традиционных, классических, и в области современных музыки, песен, поэзии; должны обладать умением критически оценивать свои музыкальные и литературные потребности, основываясь на знании, отбирать художественные ценности.

Необходимость данного курса обусловлена следующими причинами:
Во-первых, многосложный и объёмный материал авторской песни изучается в школе фактически один - два урока за год в курсе литературы. Недостаточное количество учебного времени не позволяет познакомиться с творчеством некоторых авторов литературы новейшей, литературы последнего десятилетия.
Во-вторых, авторская песня является важной составляющей литературного процесса, в частности, современной поэзии.
В-третьих, из-за недостатка учебных пособий, особенно по современной авторской песне, часть этого материала выпускнику приходится осваивать самостоятельно.
В-четвёртых, задача курса состоит в том, чтобы воспитать читателя, слушателя, научить школьника размышлять над произведениями искусства и извлекать из них уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге - помочь становлению и формировании личности.

Цели курса:
- познакомить учащихся с процессом становления и развития авторской песни 70-80-х годов, с особенностями современной песни, в первую очередь, её литературной составляющей;
- развить у старшеклассников умение ориентироваться в многообразном мире музыки и литературы, подготовить их к самостоятельной оценке произведений на основе анализа;
- пробудить интерес к лучшим произведениям музыкального искусства, литературному наследию;
- формировать навыки, необходимые творческому, мыслящему читателю и слушателю, помочь овладеть навыками аналитической работы с художественным произведением до уровня самообразования, ответить на естественное и психологически обоснованное стремление ученика разобраться в современной действительности.

Задачи курса:
- ознакомление школьников с наиболее выдающимися произведениями авторской песни (в широком понимании этого термина), в том числе современными;
- обучение навыкам анализа художественного произведения (предпосылки создания, определение темы, идеи, художественных достоинств произведения и др.);
- формирование умения находить и обобщать информацию из разных источников, анализировать её самостоятельно.

Ожидаемые результаты:
- умение самостоятельно оценивать направления, проблематику, стилевые особенности авторской песни, современных лирических произведений;
- свободное владение семантико-стилистическим анализом как наиболее адекватным в условиях школы литературоведческим инструментом для раскрытия авторского замысла, для оценки литературного произведения и проявления личного отношения к нему;
- творческие и исследовательские работы учащихся (стихотворные, музыкальные произведения собственного сочинения, сообщения, мультимедийные презентации по изучаемым темам, произведениям).

Данный курс предполагает не только использование традиционных методов работы (лекция, объяснение, опрос и другие), но также просмотр иллюстраций, фотографий, интервью, видеофильмов, прослушивание аудиокассет и компакт-дисков, работу с Интернет-ресурсами.
Основным источником художественных впечатлений на уроке служит поэтический текст и музыка. Беседы, обсуждение, анализ произведений (в том числе сопоставительный анализ) должны стать основной формой работы на занятиях. Неотъемлемой частью курса является самостоятельная поисковая и аналитическая работа учащихся, результатом которой можно считать сообщения (возможно, подготовленные под непосредственным руководством педагога).
Конкретным результатом изучения курса можно считать умение ученика написать и защитить исследовательскую работу по одной из предложенных тем или самостоятельно выбранной теме (чаще всего это анализ определённого периода творчества музыканта или анализ произведений, объединённых общей тематикой). В качестве зачетной возможно рассмотрение творческой работы ученика (песен, стихотворений или прозаических произведений собственного сочинения).
Программа представлена в двух вариантах:
программа, рассчитанная на 34 аудиторных часа (1 час в неделю);
программа, рассчитанная на 17 аудиторных часов (0,5 часа в неделю).
Оба варианта программы опубликованы и апробированы в условиях средней общеобразовательной школы, имеют внешние положительные рецензии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 часа)

Общая характеристика современной популярной музыки и литературы. Основные направления и жанры современной поп- и рок-музыки. Авторская песня как литературный факт. Авторская песня гражданской направленности (патетическая и сатирическая).
Песня начала 20 века. Александр Вертинский.
Булат Окуджава – один из основоположников авторской песни. Традиции «смеха сквозь слёзы» в русской литературе («Хватило бы улыбки, когда под рёбра бьют» и др.).
Творчество бардов как протест против лжи и социальной несправедливости, их противостояние развлекательной эстраде и официозному искусству. «Эзопов язык» политической авторской песни. Приём исторической аналогии («Урок истории» Ю. Лореса, «Римская империя времени упадка» Б. Окуджавы, «Волшебная сила искусства» Ю. Кима и др.) Романтическое начало в лирике Б.Окуджавы. Образы дома, Москвы, Христа.
Авторская песня в кинокартинах (В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор и др.). Смысловая нагрузка текста песни в связи с сюжетом и идеей фильма.
В. Высоцкий. «Нерв» своего времени. Песни о современниках. Лирический герой. Политические и сатирические песни. Песни о Вов («Штрафные батальоны», «Все ушли на фронт», «Песня о звёздах») Высоцкий-актёр, поэт и человек. Просмотр последнего интервью Владимира Высоцкого на телевидении.
Юрий Визбор. Художественное своеобразие лирики. «Простота без пошлости» («Домбайский вальс», « Ты у меня одна», «Милая моя», «Рассказ ветерана») Юрий Визбор в воспоминаниях друзей. Концерт к юбилею автора.
Судьба и творчество А.Галича как пример нонконформизма. Совпадение образа автора и лирического героя.
Творчество А.Городницкого, Н.Матвеевой и Ю. Кима. Обзорное изучение.
Современная песня (популярная, авторская, рок). Беседа об авторах и произведениях (по выбору учащихся).
Творчество А. Розенбаума. Тематика и проблематика произведений.
Поиск новых форм авторской песни в 90-х годах. Олег Митяев. Искренность и открытость лирического героя. Прелесть «непраздничных вещей».
Отечественная рок- и панк-музыка (становление, противодействие официальной культуре, стили и направления). Основные направления и представители современной отечественной рок-музыки (Б.Гребенщиков, С.Чиграков, А.Чернецкий, В.Бутусов, И.Кормильцев, Д.Ревякин и др.).
Современная песня (популярная, авторская, рок). Прослушивание, беседа об авторах и произведениях ( по выбору учащихся).
Творчество А. Башлачёва. Песня как крик души.
М. Науменко и «Зоопарк».
Виктор Цой. Музыка «проходных дворов». Последний концерт Виктора Цоя. Просмотр видеофильма.
Многогранность и автобиографичность творчества Игоря Талькова. «Друзья-товарищи». «Таня». «Сцена» и др. Любовная лирика И.Талькова. Искренность и глубина чувств лирического героя. Художественные особенности.
Исторические образы и события в авторской песне (И.Тальков, О. Митяев, А.Розенбаум и др.).
Гражданская песенная лирика последних лет. Христианские мотивы в произведениях (Ю. Шевчук, К.Кинчев и др.).
Тема поэта и его предназначения в творчестве современных авторов-песенников (И.Тальков, Ю. Шевчук и другие).
Современная песня (популярная, авторская, рок). Беседа об авторах и произведениях (по выбору учащихся). Зачётный урок.
Календарно-тематическое планирование (34 часа)


№ урока

Тема урока
Дата проведения занятия


1


2

3
4


5






6

7


8

9
10

11

12


13

14

15

16

17

18

19
20

21


22


23


24
25
26
27
28

29

30

31

32

33

34

Общая характеристика современной популярной музыки и литературы. Основные направления и жанры современной поп- и рок-музыки.
Авторская песня как литературный факт. Авторская песня гражданской направленности (патетическая и сатирическая).
Песня начала 20 века. Александр Вертинский.
Булат Окуджава – один из основоположников авторской песни. Традиции «смеха сквозь слёзы» в русской литературе («Хватило бы улыбки, когда под рёбра бьют» и др.).
Творчество бардов как протест против лжи и социальной несправедливости, их противостояние развлекательной эстраде и официозному искусству. «Эзопов язык» политической авторской песни. Приём исторической аналогии («Урок истории» Ю. Лореса, «Римская империя времени упадка» Б. Окуджавы, «Волшебная сила искусства» Ю. Кима и др.)
Романтическое начало в лирике Б.Окуджавы. Образы дома, Москвы, Христа.
Авторская песня в кинокартинах (В.Высоцкий, Б.Окуджава, Ю. Визбор и др.). Смысловая нагрузка текста песни в связи с сюжетом и идеей фильма.
В. Высоцкий. «Нерв» своего времени. Песни о современниках. Лирический герой.
В. Высоцкий. Политические и сатирические песни.
В. Высоцкий. Песни о Вов («Штрафные батальоны», «Все ушли на фронт», «Песня о звёздах»)
Высоцкий-актёр, поэт и человек. Просмотр последнего интервью Владимира Высоцкого на телевидении.
Юрий Визбор. Художественное своеобразие лирики. «Простота без пошлости» («Домбайский вальс», « Ты у меня одна», «Милая моя», «Рассказ ветерана»)
Юрий Визбор в воспоминаниях друзей. Концерт к юбилею автора.
Судьба и творчество А.Галича как пример нонконформизма. Совпадение образа автора и лирического героя.
Творчество А.Городницкого, Н.Матвеевой и Ю. Кима. Обзорное изучение.
Современная песня (популярная, авторская, рок). Беседа об авторах и произведениях (по выбору учащихся).
Творчество А. Розенбаума. Тематика и проблематика произведений.
Поиск новых форм авторской песни в 90-х годах. Олег Митяев. Искренность и открытость лирического героя.
Олег Митяев. Прелесть «непраздничных вещей».
Отечественная рок- и панк-музыка (становление, противодействие официальной культуре, стили и направления).
Основные направления и представители современной отечественной рок-музыки (Б.Гребенщиков, С.Чиграков, А.Чернецкий и др.).
Основные направления и представители современной отечественной рок-музыки (В.Бутусов, И.Кормильцев, Д.Ревякин и др.).
Современная песня (популярная, авторская, рок). Прослушивание, беседа об авторах и произведениях (по выбору учащихся).
Творчество А. Башлачёва. Песня как крик души.
М. Науменко и «Зоопарк».
Виктор Цой. Музыка «проходных дворов».
Последний концерт Виктора Цоя. Просмотр видеофильма.
Многогранность и автобиографичность творчества Игоря Талькова. «Друзья-товарищи». «Таня». «Сцена» и др.
Любовная лирика И.Талькова. Искренность и глубина чувств лирического героя. Художественные особенности.
Исторические образы и события в авторской песне (И.Тальков, О. Митяев, А. Розенбаум и др.).
Гражданская песенная лирика последних лет. Христианские мотивы в произведениях (Ю. Шевчук, К.Кинчев и др.).
Тема поэта и его предназначения в творчестве современных авторов-песенников (И. Тальков, Ю. Шевчук и другие).
Современная песня (популярная, авторская, рок). Беседа об авторах и произведениях (по выбору учащихся).
Зачётный урок.















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (17 часов)
Общая характеристика современной популярной музыки и литературы. Основные направления и жанры современной поп- и рок-музыки.
Авторская песня как литературный факт. Авторская песня гражданской направленности (патетическая и сатирическая).
Песня начала 20 века. Александр Вертинский.
Булат Окуджава – один из основоположников авторской песни. Традиции «смеха сквозь слёзы» в русской литературе («Хватило бы улыбки, когда под рёбра бьют»)
Творчество бардов как протест против лжи и социальной несправедливости, их противостояние развлекательной эстраде и официозному искусству. «Эзопов язык» политической авторской песни. Приём исторической аналогии («Урок истории» Ю. Лореса, «Римская империя времени упадка» Б. Окуджавы, «Волшебная сила искусства» Ю. Кима и др.)
В. Высоцкий. «Нерв» своего времени. Песни о современниках. Лирический герой. Политические и сатирические песни. Песни о ВОв («Штрафные батальоны», «Все ушли на фронт», «Песня о звёздах»)
Юрий Визбор. Художественное своеобразие лирики. «Простота без пошлости» («Домбайский вальс», « Ты у меня одна», «Милая моя», «Рассказ ветерана»)
Творчество А. Розенбаума. Тематика и проблематика произведений.
Поиск новых форм авторской песни в 90-х годах.
Олег Митяев. Искренность и открытость лирического героя. Прелесть «непраздничных вещей».
Отечественная рок-музыка (становление, противодействие официальной культуре, стили и направления, основные представители).
Творчество А. Башлачёва и М. Науменко.
Виктор Цой. Музыка «проходных дворов».
Гражданская песенная лирика последних лет ( И. Тальков, Ю. Шевчук и др.).
Тема поэта и его предназначения в творчестве современных авторов-песенников ( И. Тальков, Ю. Шевчук и другие ).
Современная песня (популярная, авторская, рок). Беседа об авторах и произведениях ( по выбору учащихся). Зачётный урок.
















Календарно-тематическое планирование (17 часов)


№ урока

Тема урока
Дата проведения занятия


1


2

3
4


5






6


7

8


9

10


11


12
13
14

15

16

17

Общая характеристика современной популярной музыки и литературы. Основные направления и жанры современной поп- и рок-музыки.
Авторская песня как литературный факт. Авторская песня гражданской направленности (патетическая и сатирическая).
Песня начала 20 века. Александр Вертинский.
Булат Окуджава – один из основоположников авторской песни. Традиции «смеха сквозь слёзы» в русской литературе («Хватило бы улыбки, когда под рёбра бьют»)
Творчество бардов как протест против лжи и социальной несправедливости, их противостояние развлекательной эстраде и официозному искусству. «Эзопов язык» политической авторской песни. Приём исторической аналогии («Урок истории» Ю. Лореса, «Римская империя времени упадка» Б. Окуджавы, «Волшебная сила искусства» Ю. Кима и др.)
В. Высоцкий. «Нерв» своего времени. Песни о современниках. Лирический герой. Политические и сатирические песни.
В. Высоцкий. Песни о Вов («Штрафные батальоны», «Все ушли на фронт», «Песня о звёздах»)
Юрий Визбор. Художественное своеобразие лирики. «Простота без пошлости» («Домбайский вальс», « Ты у меня одна», «Милая моя», «Рассказ ветерана»)
Творчество А. Розенбаума. Тематика и проблематика произведений.
Поиск новых форм авторской песни в 90-х годах. Олег Митяев. Искренность и открытость лирического героя. Прелесть «непраздничных вещей».
Отечественная рок-музыка (становление, противодействие официальной культуре, стили и направления, основные представители).
Творчество А. Башлачёва и М. Науменко.
Виктор Цой. Музыка «проходных дворов».
Гражданская песенная лирика последних лет (И. Тальков, Ю. Шевчук и др.).
Тема поэта и его предназначения в творчестве современных авторов-песенников (И. Тальков, Ю. Шевчук и другие ).
Современная песня (популярная, авторская, рок ). Беседа об авторах и произведениях ( по выбору учащихся).
Зачётный урок.



ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ


Сатирическая песня как источник изучения истории.
Авторская песня о любви и русская классическая поэтическая традиция.
Романтические образы в авторской песне.
Образы дома и дороги в авторской песне.
Христианские мотивы и тематика в современной песне.
Авторская песня гражданской тематики.
Мир природы в авторской песне.
Исторические образы в авторской песне.
Фольклорные и литературные традиции в авторской песне.
Приём стилизации в авторской песне.
Гражданская война в авторской песне.
Великая Отечественная война в авторской песне.
Сатирические песни В. Высоцкого в восприятии человека начала 21 века.
Песни В. Высоцкого о Великой Отечественной войне.
Приёмы комического в песнях А. Галича и В. Высоцкого.
Романтическое начало в песнях Б. Окуджавы.
Роль изобразительных средств в песнях Б. Окуджавы.
Разные лица В. Высоцкого.
Виктор Цой. Музыка «проходных дворов».
20.Гражданская песенная лирика (И. Тальков, Ю. Шевчук, К.Кинчев).
21.Тема поэта и его предназначения в творчестве авторов-песенников (И.Тальков, Ю. Шевчук и другие).





















ЛИТЕРАТУРА

Андреев Ю.А. Наша авторская: История, теория и современное состояние М.,1991.
Андреев Ю.А., Вайнонен Ю. Наша самодеятельная песня. М., 1983.
Бардовская песня: Комментированный сборник песен современных авторов / Авт.-сост. Н.Кутейникова. М.,1993.
Бирюкова С.Е. Спасите наши души (Окуджава – Высоцкий – бард-рок). Тамбов,1990.
Визбор Т. «Здравствуй, здравствуй, я вернулся!..» М., 1996. (Б-ка «Ваганта»).
Владимир Высоцкий в кино / Сост. И. Роговой. М., 1989.
Владимир Высоцкий: Человек. Поэт. Актер / Сост. Ю. Андреев, И. Богуславский. М., 1989.
Возьмемся за руки, друзья!: Рассказы об авторской песне / Авт.-сост. Л. П. Беленький. М., 1990.
Городницкий А.М. След в океане. Петрозаводск, 1993.
Грушинский: Книга песен. Куйбышев, 1990.
Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока. Пособие к спецсеминару, Тверь, 2000.
Золотухин В.С. «Все в жертву памяти твоей»: Дневники о Владимире Высоцком. М., 1992.
Кушнир А. Хэдлайнеры / М., Амфора, 2007.
Люди идут по свету: Книга-концерт / Сост. Л.П. Беленький и др. М., 1989.
Наполним музыкой сердца: Антология авторской песни / Сост. Р. Шипов. М., 1989.
Нет хода нам назад: 33 московских барда / Сост. Р. Шипов. М., 1991.
Новиков Вл. В Союзе писателей не состоял (Писатель Владимир Высоцкий). М., 1991.
Новиков Вл. Высоцкий есть Высоцкий. (Приложение к журналу «Вагант». 1995. № 51-52).
Паперный З.С. «За столом семи морей»: О поэзии Булата Окуджавы // Вопр. лит. 1985. № 3.
Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Факультативные курсы. «История джаза и популярной музыки», Т.Л.Айзикович/ Под ред. Б.О.Хренникова. М., «Просвещение», 1992.
От костра к микрофону: Из истории самодеятельной песни в Ленинграде / Сост. А. И М. Левитины. СПб., 1996.
Попова Т.В. Современные авторские песни городской молодежи // О песнях наших дней. М., 1969.
Рассадин Ст. Я выбираю свободу. М., 1990.
Троицкий А. Рок-музыка в ССР: опыт популярной энциклопедии М., Искусство, 1990.
Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е М., Искусство, 1991.
Троицкий А. Я введу вас в мир Поп М., Время, 2006.
http://russrock.ru/books/