Доклад Формирование рефлексивных УУД на уроках в начальной школе
МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»
Подготовила: учитель начальных классов 1 категории
Алферова Галина Николаевна
2017год
Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения.
Достижение планируемых результатов (в частности, развитие рефлексивных умений) не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды.
Для создания условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений:
рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;
рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;
рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;
рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого — быть в позиции учителя.
В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:
адекватно воспринимать себя;
ставить цель деятельности;
определять результаты деятельности;
соотносить результаты с целью деятельности;
определять наличие ошибок в собственном поведении;
описывать прожитую ситуацию.
Рефлексия не становится психологическим новообразованием спонтанно. Сначала она развивается в совместной, коллективно распределенной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания.
Формирование рефлексивных умений состоит из трех этапов (Г.А. Цукерман):
1. Этап формирования коллективной рефлексии совпадает с началом школьного возраста. На этой стадии перед учителем стоит цель – формирование учебной деятельности класса.
2. На стадии формирования групповой рефлексии учитель преследует цель – формирование учебной деятельности у группы учащихся. Учитель адресует свои действия не к отдельным учащимся, а к группе учеников.
3. На стадии становления индивидуальной рефлексии учитель ставит цель – формирование индивидуальной учебной деятельности. Именно в такой форме рефлексия становится основой саморазвития личности.
Особенности организации обучения на разных стадиях становления рефлексии младших школьников
Рассмотрим подробнее, как применяли приемы формирования рефлексии на разных этапах ее становления в начальной школе.
Этап становления коллективной рефлексии (1 класс)
Работу с первоклассниками в дни адаптации к школе лучше начинать с формирования рефлексии настроения и эмоционального состояния.
1. Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
2. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание: разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
3. Интересен прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся две или три карточки: синяя, зеленая и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе урока, от урока к уроку, к концу учебного дня.
4. Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
Помогая первокласснику сформулировать собственные оценочные критерии, вводим оценочные линеечки, напоминающие ребёнку измерительный прибор, по которым учащиеся оценивают свою и чужую работу по различным параметрам: красиво, аккуратно, правильно. При этом педагог вправе согласиться с оценкой и обвести детский знак, что означает высшую похвалу учащемуся. Ставить свой крестик ниже, чем оценил себя ребенок, не стоит.
К рефлексивно-диагностическим относятся задания, в которых учащиеся должны самостоятельно придумать задания-«ловушки» для своих одноклассников, что позволяет выяснить, умеет ли ребенок выделять существенные связи и отношения.
Очень важно, чтобы дети научились спокойно говорить о своем незнании, о причинах этого незнания, а также знали способ действия в подобной ситуации: вопрос к учителю.
Важно использовать, начиная с первого класса, задания рефлексивно-методического характера типа «как научить других выполнять (придумывать) такие же задания». Уже с первых дней обучения математике при изучении темы «Способы сравнения по длине» прошу: «Научите меня, как вы узнаете, одинаковая или разная длина полосок (полоски вырезаны из бумаги, прикреплены к доске). Только я прошу вас не показывать, а объяснять словами, как мне нужно действовать». Я «не понимаю» слова учеников, прикладываю полоски заведомо неверными способами, а дети контролируют действия учителя, дают точные инструкции, проговаривают алгоритм вслух.
Формированию рефлексии способствуют задания, которые требуют от первоклассника применения открытого способа действия в новой нестандартной ситуации. Например, на том же уроке математики, после «открытия» способов сравнения по длине предметов задаю вопрос: «Нам нужно сравнить по длине диван и кровать – что из них длиннее? Приложить их друг к другу трудно: ведь не станем же ради этого двигать мебель! Как быть?»
Этап становления групповой рефлексии (2-3 класс).
На втором этапе формирования рефлексивных способностей у детей происходит становление содержательной самооценки. Этот этап продолжается до конца 4 класса. Теперь важным является не общее оценивание своих действий по параметру «правильность» (т.е. по количеству допущенных ошибок), а оценивание своих умений по количеству правильно выполненных операций, входящих в способ действия.
Например, способ умножения многозначных чисел строится на способе умножения многозначного числа на однозначное число, который состоит из операций.
Эти выделенные операции (отдельные «шаги») и становятся критериями для оценки освоения способа действия. Теперь уже каждая «линеечка» будет оценивать отдельную операцию (отдельный «шаг»).
От заданий с «ловушками» во втором классе переходим к заданиям, направленным на выявление личностной позиции учащихся при его выполнении, т.е. выходит ли он за пределы поставленной перед ним задачи.
Например, дан текст. Найдите в нем 5 ошибок и исправьте их (работа в парах).
В тексте явно больше пяти ошибок. Но ценность данного упражнения в том, что учащийся должен переопределить задачу, поставленную перед ним, и исправить ВСЕ ошибки.
На данном этапе целесообразно включать задания на обнаружение причин ошибок и нахождение способов их устранения. Для работы в парах предлагаем, например, такие задания:
1. Найди ошибки. В чем причины этих ошибок? Что нужно объяснить ребятам, которые допустили ошибки?
2. Проверьте записи робота Сам Самыча.
- Правильно Сам Самыч выполнил проверку? Что уже понял робот в этом способе проверки? В чем его ошибка? Что посоветуете роботу?
Такие задания нацелены на рефлексию способа действия, его осознание в денной ситуации.
Ситуации интеллектуального разрыва ставят учеников в позицию выбора. На этом этапе обнаруживается умение учащегося определить границу своего знания, а также дефицит своих знаний.
После выполнения работы спрашиваю: «Все ли примеры удалось решить? Какие решили быстро? Каким способом действовали? Почему не решили пример №4? А почему смогли решить №3? Каким способом вы действовали при решении примера №5? Можно ли таким же способом решить пример №4? Какую цель поставим себе на урок?». Таким образом, возникает определенный разрыв между тем, что школьники знают, и чего они еще не знают.
На уроке русского языка в 3 классе при изучении темы «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» ставим учащихся в ситуацию выбора: писать или не писать непроизносимую согласную.
Даю задание: сравните звуковую и буквенную записи слов:
- Почему в слове «звездочка» пишется буква Д, понятно. Нужно ли писать эту букву в слове «звездный», если никакого звука на ее месте нет? Какие знания русского языка помогут нам подобрать способ проверки таких орфограмм?
Отвечая на поставленные вопросы, ученики осуществляют рефлексию способа действия и применяют уже известный закон русского письма: орфограммы слабых позиций проверяем по сильной позиции.
Сопоставление своих действий и результата с образцом-«помощником» позволяет младшему школьнику в случае ошибки вернуться к своим действиям, рассмотреть их ход и найти и устранить ошибку.
Предлагаю учащимся 3 класса при изучении темы «Распределительное свойство умножения относительно сложения» задание для работы в группах:
Для какой из данных схем записана формула и выполнены действия?
Таким образом, мы даем возможность группе учащихся воспроизвести все предыдущие этапы деятельности, а также осмысленно построить свои действия в схематическом виде.
В 3–4 классах практикуем постановку баллов, с постоянным изменением балльных шкал. Так мы совместно с детьми вырабатываем критерии и производим оценку своей работы по ним, что способствует формированию рефлексии, самооценки.
Например, на уроках литературного чтения в 3 классе предлагаем оценить свое чтение по заданным критериям и узнать мнение одноклассника (работа в парах).
Этап становления индивидуальной рефлексии (4 класс)
На третьем этапе строим учебную деятельность таким образом, чтобы она приобрела характер деятельности, направленной на самоизменение ребенка.
На уроках в 4 классе можно предложить работу по прогностической самооценке – прием специальных вопросов перед выполнением контроля, проверки работ. Прогностическая самооценка является «точкой роста» способностей детей младшего школьного возраста.
Можно предложить подобное задание после изучения темы «Правописание глагольных окончаний».
- Сегодня вам предстоит написать диктант. Но прежде, чем приступить к диктанту, нарисуем две линии.
С помощью первой линии оцените, насколько вы уверены, что сможете проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов. Вторая линия измерит уверенность в том, что те орфограммы слабых позиций, которые вы еще не умеете проверять, вы пропустите.
После учительской проверки мы вновь раздаем работы учащимся и просим детей поставить на каждой линии собственный второй крестик – по результатам учительского контроля. Наиболее выразительные расхождения двух самооценок стоит прокомментировать индивидуально или открыто.
Смысл прогностической самооценки – надо учиться рассчитывать на свои силы.
На уроках контроля и оценки используем прием «Разноцветные поправки». Учащимся предлагается выполнить работу по предмету (написать диктант, сочинение, изложение, либо решить контрольную работу по математике). После выполнения работы даём возможность ученикам сделать поправки карандашом синего цвета. Учащемуся предлагается вновь вернуться к работе через определенный промежуток времени и сделать, если это необходимо, поправки карандашом зелёного цвета. Фактически дети «редактируют» свою работу, что помогает взглянуть на нее с позиции другого человека: давность написания работы делает ее в какой-то степени «чужой», и ученик легко находит в ней недочеты, ошибки, которые ранее оставались незамеченными. Дети учатся сами анализировать результаты своего труда.
Приведем пример задания, направленного на формирование содержательной рефлексии: найди «лишнее» слово и объясни, почему ты так считаешь (работа в парах).
В 3-4 классах используем приём специальных заданий и вопросов после выполнения работы. Целесообразно использовать подобные задания на уроках литературного чтения после выполнения творческого задания (сочинения, написания продолжения и.д.). Учащимся предлагаем заполнить таблицу:
Отвечая на поставленные вопросы, ребенок еще раз обращается к основаниям своих действий, осуществляет рефлексию, анализирует не только конечный результат своей деятельности, но и сам процесс выполнения работы.
На любых уроках в 4 классе на стадии становления индивидуальной рефлексии можно использовать прием «Многоступенчатый выбор». Школьникам предлагаются задания, среди которых имеются задания репродуктивного характера, задания на применение знаний в незнакомой ситуации, задания на применение знаний в новой ситуации на основе частичной переработки способа решения, задания на применение знаний в новой ситуации на основе поиска новых способов решения.
Даётся следующая инструкция: а) выбери одно задание и реши его; б) выбери задания, наиболее трудные для тебя, наиболее лёгкие для тебя, наиболее понравившиеся тебе; в) из наиболее понравившихся тебе заданий выбери те, за которые учитель положительно оценит тебя; г) придумай сам задания на поиск нового способа работы из числа заданий, наиболее трудных для тебя, наиболее лёгких для тебя, наиболее понравившихся тебе.
«Выбор задач любой трудности, но доступных для решения». Ученикам предлагается выбрать задания в соответствии со своими возможностями, выполнить их и после выполнения ещё раз оценить свои возможности (разноуровневые задания по выбору учащихся).
«Приём специальных вопросов по ходу выполнения работы». Ученики выполняют задания и по ходу выполнения им задаются вопросы: «Как ты сейчас работаешь?» «На каком этапе находишься?» «На какие признаки предмета опираешься?» «Как можешь себя проверить?» «Есть ли другие способы выполнения задания?». Вопросы задавать может учитель, либо сосед по парте.
Виды рефлексии и приемы работы
Остановимся на некоторых видах рефлексии и их приёмах работы, которые можно использовать на уроке.
1. Рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент, рифмовка).
2. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя различные приемы.
«Лесенка успеха»: нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька - у меня были проблемы;
верхняя ступенька - мне всё удалось.
«Дерево успеха»: зелёный лист – нет ошибок,
жёлтый лист – 1 ошибка,
красный лист – 2-3 ошибки;
3. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения.
4. На последнем этапе занятия можно организовать рефлексию детей, которая связана с целью урока, в словесной форме учащимся предлагается оценить свою работу, настроение от урока:
Короткая беседа в конце урока:
Чем мы сегодня занимались?
Что мы для этого делали?
Что у нас получилось хорошо?
Что нам пока не удается?
Закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.
Сегодня на уроке я …
Больше всего мне понравилось …
Самым интересным сегодня на уроке было ...
Самым сложным для меня сегодня было ….
Сегодня на уроке я почувствовал ...
Сегодня я понял ...
Сегодня я научился .. .
Сегодня я задумался … .Определить уровень понимания поможет следующий вариант:
Зеленый – Я все понял, я молодец!
Желтый – Не все удалось, я могу лучше!
Красный – Мне надо больше стараться!
5. При подведении итогов урока - «Плюс-минус-интересно»
+ - интересно
-ученик записывает, чем ему понравился урок, чему новому он научился - ученик записывает то, что ему не понравилось на уроке, показалось скучным или информация была ненужной - ученик записывает все, что его особенно заинтересовало по теме, возникшие к учителю вопросы
Радуга настроений: Ощущал(а) себя на уроке.....
Красный – комфортно Оранжевый — уверено
Желтый – хорошо Зеленый – смело
Голубой – неуверенно Синий - испуганно
Фиолетовый - грустно
Солнышко и тучка: Мое настроение похоже насолнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.
3. Модель формирования рефлексии у младшего школьника в учебной деятельности
В психолого-педагогической литературе младший школьный возраст характеризуется как период формирования учебной деятельности. Наиболее полно и точноопределение понятия учебной деятельности даёт В.В.Давыдов: «Учебная деятельность – это особая форма активности ребёнка, направленная на изменение себя как субъекта обучения».
Рефлексивные умения помогают ученикам понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение, которые проявляются через анализ его предметной деятельности.
Для создания условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений.
Принципиально меняется и содержание деятельности учителя в учебном процессе. Педагог не столько объясняет предметный материал, сколько запускает определенные процессы в учебной группе, создает и отслеживает ситуации взаимодействия между учащимися, планирует с каждым учащимся его деятельность в учебном процессе, организует коммуникацию, является организатором ситуативной и плановой (регулярной) рефлексии.
Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием, а также даёт учащимся реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего учения на последующих этапах.
Опыт учителей, использующих разнообразные приёмы обучения самоконтролю, доказывает необходимость дальнейшего изучения и внедрения в процесс обучения младших школьников рефлексивной деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Медникова Л.А. «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л Наука и школьная практика №1,2008
Научно-методический журнал «Начальная школа», №11, 2011г.
Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников // Начальня школа. - 2004. - №2. - С. 20-24.
Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Метод, пос. Красноярск, 2007.
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/