Презентация на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла на тему:Применение рефлексивных образовательных технологий на уроках русского языка в условиях введения ФГОС
Применение рефлексивных образовательных технологий на уроках русского языка в условиях введения ФГОС Рефлексивная деятельность может рассматриваться в разных аспектах: *как индивидуальная способность устанавливать границы собственных возможностей, знать, что я знаю (умею) и чего не знаю (не умею);*как способ, позволяющий индивиду конструировать новые знания и вырабатывать способы деятельности, адекватные ситуации;*как процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития и саморазвития, т.е. рефлексивная самооценка Основная функция рефлексивного этапа состоит в осознании пройденного пути каждым обучающимся, причём цель подобного осознания - не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов Задача педагога -создать для обучающегося такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности 1.Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.2.По содержанию: устная и письменная3.По типу урока. Виды рефлексии: рефлексия эмоционального состояния и настроения; рефлексия деятельности на уроке;3. рефлексия содержания учебного материала. Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций;карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроения. На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. Прием рефлексии «Солнышко» Рефлексия деятельности на уроке«Лестница успеха» Знаю….. Понимаю….. Умею….. ЛЕСТНИЦА УСПЕХА Прием рефлексии «Яблоня» Прием рефлексии “Светофор” Прием рефлексии «Цепочка пожеланий» Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ. Прием рефлексии «Одним словом» Обучащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:РаздражениеЗлостьРадостьРавнодушие.УдовлетворениеВдохновениеСкука.Тревога.Покой.УверенностьНеуверенность.Наслаждение. Рефлексия содержания учебного материала Прием незаконченного предложения, Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); Прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось… Прием рефлексии «Незаконченное предложение» Прием рефлексии «Аргументация своего ответа» 1.На уроке я работал……..потому что………2.Своей работой на уроке я………3.Урок для меня показался…….4.За урок я…..5.Мое настроение……..6.Материал урока мне был……… - Я узнал(а) много нового.Мне это пригодится в жизни.На уроке было над чем подумать.На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла). Прием рефлексии «Утверждение» Обучающимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу на уроке по трем направлениям.Урок Я на уроке Итог1. интересно 1. работал 1. понял материал2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял Прием рефлексии «Оцени себя на уроке» Рефлексия в форме анкетирования На уроке русского языка яузнал(а)_________________________понял(а)_________________________научился (-лась)__________________2. Лучше всего на уроке у меня выходило__________________________3. Основные трудности у меня были______________________________4. Во мне произошли изменения…………..а) в знаниях по предметуб) в умении чувствоватьв) в моих творческих способностяхг) в умении осознавать собственную деятельность На уроке я работал2. Своей работой на уроке я3. Урок показался мне4. За урок я 5. Мое настроение6. Материал урока для меня был активно, пассивнодоволен, недоволенкоротким, длиннымне устал, усталстало лучше, стало хужепонятен, непонятенинтересен, скученполезен, бесполезен Прием рефлексии «Выбор» . Применение рефлексивных образовательных технологий на уроках русского языка– не самоцель, а подготовка для развития важных качеств личности: самостоятельности, умения оценить свои действия и их результаты, конкурентоспособности. Рефлексия обладает мощной развивающей функцией и является важным психологическим ресурсом в реализации новых ФГОС.