Урок окружающего мира в 3 классе по краеведению Мой край родной


МОУ «Дедиловекая СОШ»
Учитель: Лепехина Т. В.
Окружающий мир.
Урок - проект в 3 классе
Тема: «Мой край родной - село Дедилово»
Цели:
1. Обобщить знания детей о родном крае по предварительно собранному материалу о местонахождении, природных богатствах, растительном и животном мире, достопримечательностях и знаменитых людях села.
2. Собрать воедино весь собранный материал и создать папку о родном крае для дальнейшего использования на уроках окружающего мира, чтения, истории и т.д.
3. Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю.
Оборудоваиие: карта Тульской области, индивидуальные карты, таблички названий групп, план работы на уроке, картинки растений, животных, полезных ископаемых, значки обозначения, фото достопримечательностей села, вырезки из газет о знаменитых людях, занимательный материал по темам, выставка картин «Мой край родной - село Дедилово», выставка книг о родном крае (селе), таблички «Родина», «Дедилово», мультимедийное устройство.












Ход урока:
Организационный момент. (Проверка готовности к уроку)
Дети сидят по группам, у каждой группы - свое название:
геологи: Копылов Валя и Матвеев Паша
ботаники: Снегур Женя и Бахтанова Ирина
зоологи: Рулевский Даня и Михалин Максим
экологи: Тимофеева Кристина и Терехов Андрей
краеведы - историки: Корнева Катя и Васильков Алеша.
2. Подготовка к восприятию темы урока.
Учитель читает стихотворение З. Александровой «Родина» (показ на подбор картинок «Мой край родной» через мультимедийное устройство).
Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор ...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина ...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- А что вам вспоминается, если звучит слово «Родина»? (Ответы детей).
- Да, каждому из нас вспоминается что-то свое, самое дорогое: свой двор, свой дом, родители, друзья, своя
школа, класс.
Но что-то объединяет всех людей, живущих здесь. Что же это?
- Да, это наше село Дедилово. И мы не могли бы представить свою Родину - Россию без него.
3. Формулирование целей, задач проектной деятельности, плана работы.
- Последнее время мы много путешествовали по разным странам. Узнали, где они находятся, чем интересны, какие достопримечательности у них есть.
- Как вы думаете, можно ли иметь представление о мире не зная о своей Родине? (Конечно же нет).
- Значит, чтобы представление о мире было полным, нужно хорошо знать свою Родину.
- А что такое Родина? (То место, где родились, где живем, где учимся).
- Значит наша Родина - село Дедилово. (Вывешивается табличка).
4. Подготовка к созданию проекта.
- А что мы можем знать о своей малой Родине?
1. где находится на карте 1. местонахождение
2. какими полезными ископаемыми богата 2. полезные ископаемые
3. что растет 3. растительный мир
4. какой животный мир 4. животный мир
5. экологическое состояние 5. экология
6. достопримечательности
7. какое значение для страны имеет
Итак, наш урок сегодня не совсем обычный. Это урок - проект. Результат недельной подготовки и называется он «Мой край родной - село Дедилово». А чем урок-проект отличается от простого урока?
1. работаем по группам
2. домашняя подготовка длительная
3. цель
4. продукт урока (что-то должно получиться из этого урока, конечный результат, но об этом позже)
Итак, какую мы поставим перед собой цель: узнать как можно больше о своей малой Родине, селе Дедилове.
К уроку мы готовились, объединившись в группы по 2 человека и каждая группа проводила исследовательскую работу по своему направлению.
Группа геологи - представьтесь.
Группа ботаники ... и т.д.
Итак, цель у нас есть, план работы есть.
5. Основной этап создания проекта.
1.Давайте определим, где находится село Дедилово. (Вывешивается карта Тульской области).
- Где расположено на карте село Дедилово?
От Тулы в юго-восточном направлении. (Каждый ученик определяет по своей карте)
- Нашли красную точку. Это наше село Дедилово на карте Тульской области.
Местонахождение определили.
2. Послушаем, что приготовили геологи. (Сообщения геологов)
(Дети показывают оценку - солнышко)
3 Послушаем ботаников. (Сообщения ботаников)
4. Послушаем зоологов. (Сообщения зоологов)
5. Экологи
6. Краеведы
- Ребята, по объему у нас получился хороший материал.
- Как вы думаете, все ли ребята нашей школы знают то, что узнали вы? (Нет)
- Как мы можем использовать полученные знания? Собранный материал?
Чтобы все кто хочет знать больше могли воспользоваться нашими знаниями, наработками? (Предложения ребят).
- Собрать в папку и отдать в библиотеку. Надо, чтобы это приносил о пользу всем, не лежало мертвым грузом.
- Что мы могли бы добавить по каждому разделу, чтобы материал был интересен для ребят разных возрастов от самых маленьких до взрослых?
(Занимательные задания, интересные вопросы, кроссворды, шарады, игры, стихи).
геологи - загадки о полезных ископаемых
2. ботаники (растения) - стихи
3. зоологи (животные) - игра «Найди животное»
4. экологи - запрещающие знаки, стихи. Красная книга
5. достопримечательности. Игра «Узнай это место».
Самостоятельная подготовка детей 3 минуты (отобрать нужный материал)
Физминутка
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней
- Давайте посмотрим что у вас получилось. Задания детей.
- Давайте подумаем, какими разделами можно было бы дополнить наш сборник?
Ботаники: лекарственные растения. Зоологи: рыбы, птицы, насекомые.
Геологи: использование полезных ископаемых.
Экологи: продолжить наблюдение за состоянием водоемов, улучшение или ухудшение окружающей среды. Краеведы: собрать материал об участниках Великой Отечественной войны, биография знаменитых людей, об учителях - ветеранах школы.
- Предварительный план готов. Осуществить его мы можем на уроках окружающего мира в 4 классе. Итог урока. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Легко ли было готовиться к уроку, в чем возникли трудности? Оцените свое участие в работе.
- На плане остался последний пункт - значение для страны, для общества. Посмотрите на нашу работу, что хотите сказать? (Ответы детей).
- Нашей Родиной можно гордиться. Она богата полезными ископаемыми, лекарственными растениями, разнообразным животным миром, нам есть о чем и о ком заботиться. А еще богата историческими памятниками и, конечно же, необыкновенными людьми. Своим селом мы по праву можем гордиться.
Завершить урок мне хочется словами стихотворения, которое является заветом всем нам.
Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Мультимедийное устройство показывает фотографии родного края.



15