внеклассное мероприятие Восславим женщину-мать!

Восславим женщину-мать!
(Литературная композиция, проведённая в рамках года семьи)
Цель: пробудить стремление познавать прекрасное; на примере творчества лучших мастеров слова о матерях дать возможность учащимся увидеть и осознать гармонию чувств и слов, красоту человеческих отношений, пригласить к раздумью над поэтической строкой, воспитать чувства уважения и любви к матерям.
Оборудование. Плакаты с выдержками из произведений А.М.Горького: «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери,- вот что насыщает нас любовью к жизни. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без Матери – нет ни поэта, ни героя»; Н.А.Островского: «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это мать».
Фотографии русских поэтов и писателей со своими матерями. Фотографии из семейных альбомов; сочинения учащихся о мамах.
Ход мероприятия.
Звучит песня «Здравствуй, мама!» (слова Р.Рождественского, музыка Д.Тухманова) в исполнении учащихся.
1-й ведущий. О матерях можно рассказывать бесконечно. Всё, чем мы живём, начинается с мамы. Поэтому мы должны чувствовать сердце матери, уметь видеть в её глазах мир и покой, счастье и радость, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение.
2-й ведущий. Если мы не научились видеть в глазах матери её душу, мы на всю жизнь останемся нравственными невеждами.
1-й ведущий. Украинская мудрость гласит: «Три бедствия есть у человека – сметь, старость и плохие дети». Смерть неумолима, старость неотвратима – перед ними никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь. И это зависит не только от родителей, но и от нас, детей.
2-й ведущий.И в хадисах пророка Мухаммеда есть такие слова: «Врата в рай под ногами наших матерей», «Кто огорчал родителей, тот не попадёт в рай», «Бог милостив к тому, кто уважает родителей».
Учитель. Наш разговор пойдёт об обыденном и вечном. Любовь к матери заложена в нас биологически, самой природой. Но мы не всегда умеем осознать её. Задача этого мероприятия – не в том, чтобы отметить дату, а в том, чтобы задуматься, как научиться понимать самых близких нам людей. Ведь так часто мы не знаем о матери самого главного, не знаем самого существенного о материнстве как явлении и, следовательно, о своей родной матери тоже. Видим её будничную внешность, обманываемся случайными чертами, но не замечаем настоящего лица.
1-й ведущий. Слово «мама» - особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости.
2-й ведущий. Попробуем мысленно построить в ряд наших родственников, друзей, знакомых в порядке их значимости. Трудно? Всё может измениться?
Но никакие даже самые невероятные перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь.
1-й ведущий. Мать – вне ряда, место её в нашей жизни совершенно особое, исключительное.
Чтец. Мать.
Родился сын, пылиночка
лобастенький, горластенький.
Горит его пелёночка –
видна во всех галактиках!
Ему не только родинки,
не только эти батькины
глаза и губы бантиком –
ему дала я Родину.
Со мной, как рыбка в неводе,
и словно надо мною
лежит - губами в небо –
дитя моё земное.
Не надо славы, почестей,-
ах, просто б жизнь текла.
Сынок февральской почечкой
ждёт моего тепла.
Теперь земля и воздух,
глубь вод и жар огня,
и все на свете звёзды
зависят от меня. (Римма Казакова)
(Зачитываются несколько сочинений учащихся о маме.)
1-й ведущий. Но вдруг
Дочь. Я ненавижу свою мать, видеть её не могу. Иду домой, как на каторгу. Знаю: приду, и опять будет одно и то же, морали, нравоучения Мне всё это уже надоело.
Мать. Чувствую, что дочь внутренне отходит от меня. Как жить? Тёплые отношения, которые были раньше между нами, вытеснены приятельскими компаниями. Дочь не бывает откровенна со мною
1-й ведущий. В большей или меньшей степени все мы сталкиваемся с такими проблемами. Редко встретишь человека, который считает, что родители у него идеальные. Но что же делать?
2-й ведущий. Где выход? Где ответ на такой хрестоматийный вопрос: в чём причина такого конфликта? Кто же прав? Кому же уступать?
1-й ведущий. Что знают родители о нас, вечно спешащих, перебрасывающихся несколькими словечками и отгородившихся от всего наушниками телефона?
2-й ведущий. Что мы знаем о наших мамах – усталых, раздражённых, занятых работой, беготнёй по магазинам?
1-й ведущий. Ведь и у родителей могут быть слабости. Почему же то, что мы легко прощаем друзьям, да и самим себе, ставим в вину маме? Может быть, нужно поговорить с ней о ней
Чтец. Мать.
Мне говорят, что слишком много Любовь, мною отданная детям,
Любви я детям отдаю, Сильнее делает меня.
Что материнская тревога В ней всё –
До срока старит жизнь мою. И радость,
Ну что смогу я им ответить - И терпенье,
Сердцам, И те шальные соловьи
Бесстрастным, как броня? За это чистое горенье
Спасибо вам, сыны мои.
(Лариса Татьяничева)

1-й ведущий. Вы пробовали описать свою маму?
2-й ведущий. Описать? Маму?
1-й ведущий. Оказывается, это очень трудно. Легче – Наташу Ростову или Катерину Петровну. Не все мы знаем, какой цвет глаз у мамы, какой голос. Портрет чаще всего получается очень приблизительным: смотрим всю жизнь, но не видим самого близкого человека!
Чтец.
И дни и ночи до утра И, положив дитя к плечу
В степи бураны бушевали Всё напевала и ходила.
И векши снегом заметали И ночь тянулась без конца,
И заносили хутора. Порой, дремотой обвевая,
Они врывались в мёртвый дом - Шумела тише вьюга злая,
И стёкла в рамах дребезжали Шуршала снегом у крыльца.
И снег сухой в старинной зале Внезапным шквалом налетал, -
Кружился в сумраке ночном. Казалось ей, что дом дрожал,
Но был огонь – не угасая, Что кто-то слабым дальним криком
Светил в пристройке по ночам, В степи на помощь призывал.
И мать всю ночь ходила там, И до утра не раз слезами
Глаз до рассвета не смыкая. Её усталый взор блестел,
Она мерцавшую свечу И мальчик вздрагивал, глядел
Старинной книгой заслонила, Большими тёмными глазами.
(И.А.Бунин.)
(Исполняется песня о маме на татарском или русском языке.)
!-й ведущий. В произведениях художественной литературы мы видим, что каждый женский образ, женское имя связано со словом «любовь», с любовью, к мужчине. Но много в литературе ещё и образов женщин-матерей. О любви к матери, о сыновнем долге, о памяти матери писали Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, А.М.Горький, С.А.Есенин, К.Г.Паустовский, А.Т.Твардовский, Римма Казакова, Людмила Татьяничева
2-й ведущий. Мать Некрасова, Елена Андреевна, сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи, к невежеству, к крепостному праву. Она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости. Первые стихи Некрасов написал в 7 лет и преподнёс их «любезной маменьке». Любовью к ней озарено всё поэтическое творчество. В конце жизни, оглядывая весь свой путь, Некрасов писал в незавершённой поэме «Мать».
Чтец.
И если я легко стряхнул годами За идеал добра и красоты,
С души моей тлетворные следы И носит песнь, слагаемая мною,
Поправшей всё разумное ногами, Живой любви глубокие черты –
Гордившейся невежеством среды, О мать моя, подвигнут я тобою!
И если я наполнил жизнь борьбою Во мне спасла живую душу ты!
Чтец. М.Горький во многих своих произведениях воспевает образ женщины-матери. «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери,- вот что насыщает нас любовью к жизни. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без Матери – нет ни поэта, ни героя»; Н.А.Островского: «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу – это мать».
Чтец В знаменитом «Письме матери», С.А.Есенин говорит о «родной старушке» с проникновенной нежностью, раскрывая перед нами всё богатство своей натуры, которое звучит в стихотворении о простотой и естественностью.
Чтец. « Письмо матери»
Ты жива ещё, моя старушка, Чтоб скорее от тоски мятежной
Жив и я. Привет тебе, привет. Воротиться в низенький наш дом.
Пусть струится над твоей избушкой Я вернусь, когда раскинет ветви
Тот вечерний несказанный свет. По-весеннему наш белый сад.
Пишут мне, что ты, тая тревогу, Только ты меня уж на рассвете
Загрустила шибко обо мне, Не буди, как восемь лет назад.
Что ты часто ходишь на дорогу Не буди того, что отмечталось,
В старомодном ветхом шушуне. Не волнуй того, что не сбылось,-
И тебе в вечернем синем мраке Слишком раннюю утрату и усталость
Часто видится одно и то ж: Испытать мне в жизни привелось.
Будто кто-то мне в кабацкой драке И молиться не учи меня. Не надо!
Саданул под сердце финский нож. К старому возврата больше нет.
Ничего, родная! Успокойся. Ты одна мне помощь и отрада,
Это только тягостная бредь. Ты одна мне несказанный свет.
Не такой уж горький я пропойца, Так забудь же про свою тревогу,
Чтоб, тебя не видя, умереть. Не грусти так шибко обо мне.
Я по-прежнему такой же нежный Не ходи так часто на дорогу
И мечтаю только лишь о том, В старомодном ветхом шушуне.
Чтец. А.Т.Твардовский писал: «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка. Её до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за болотцами, или отголосок песни с дальних полей». Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери изображается в стихотворении «Памяти матери».
Чтец. «Памяти матери».
Прощаемся мы с матерями Когда мы о воле сыновней
Задолго до крайнего срока - Спешим их известить по почте
Ещё в нашей юности ранней, И, карточки им посылая
Ещё у родного порога. Каких-то девчонок безвестных,
Когда нам платочки, носочки От щедрой души позволяем
Уложат их добрые руки, Заочно любить их невесток.
А мы, опасаясь отсрочки, А там – за невестами – внуки
К назначенной рвёмся разлуке. И вдруг назовёт телеграмма
Разлука ещё безусловней Для самой последней разлуки
Для них наступает попозже Ту старую бабушку мамой.
1-й ведущий. ЛюбовьСколько связано с этим словом!
2-й ведущий. Да! Но мы говорим о маме. Причём же здесь любовь?
1-й ведущий. Вот именно, когда в нашу жизнь приходит любовь, всё остальное кажется незначительным, отступает на второй план. И мама тоже.
Чтец. Девушка.
Люблю! Живая выйду из огня.
И всё на свете смею. Мир отступает суетливо,
Люблю! Под каблуком земля горит
И больше нет меня. А мама смотрит сиротливо
Ты есть! И ничего не говорит.
Скажи, в огонь сумею, (Лариса Татьяничева.)
3чтеца инсценируют стихотворение Д.Кедрина « Сердце»
Чтец. Дивчину пытает казак у плетня:
Казак. Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей.
Чтец. Дивчина в ответ, заплетая косу:
Девушка. Про то мне ворожка сказала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесёт.
Не надо цехинов, не надо рублей
Дай сердце мне матери старой своей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!
Чтец. Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламата не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
В пути у него помутилось в глазах
Сходя на крылечко, споткнулся казак,
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок»
1-й ведущий. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
2-й ведущий. Хотя эти проблемы для нас ещё впереди, надо задуматься, как устроить жизнь так, чтобы никто не страдал.
1-й ведущий. Мы учимся, думаем о поступлении в институт, о будущей работе, но главная наша роль в жизни – это роль родителей. Кажется, мы вполне трезво это осознаём.
2-й ведущий. Откуда же берутся эти сотни оставленных, одиноких малышей? Легко ли родить ребёнка и оставить его там, на чужих людей? Оставить навсегда
1-й ведущий. Мы – выпускники, и совсем немного времени осталось вступить нам в самостоятельную жизнь. Пусть эти строчки звучат нам предостережением, будущим отцам и матерям.
Чтец. Послушай, а если ночью он тебе приснится,
Приснится и так заплачет, что вся задрожишь,
Что жалко взмахнув в испуге под крашенные ресницы
И волосы разовьются, старательно завиты
Что хлынут горькие слёзы и начисто смоют
краску с тёмных твоих ресниц?
Помнишь, ведь мы читали, как в старой английской сказке
К охотнику приходили думы убитых птиц?
Чтец. К.Д.Бальмонт. «Женщина»
Женщина – с нами, когда мы рождаемся,
Женщина – с нами, в последний наш час,
Женщина – знамя, когда мы сражаемся,
Женщина – радость раскрывшихся глаз.
1-й ведущий. Сколько нежности и благодарности хранят эти строки! Это гимн женщине-матери!
2-й ведущий. А мы сейчас вернёмся домой и скажем маме добрые и тёплые слова. Ведь она их ждёт их.
Чтец. Не грусти, моя милая мама,
Не грусти, я ведь рядом с тобой,
В нашей жизни печали немало,
Ты всегда в моём сердце, со мной.
Чтец. Целой жизни, наверно, не хватит,
Наша жизнь, увы, коротка,
И не хватит, наверно, мне слов,
Чтоб сказать, как ты мне дорога.
Чтец. Даже в сильный мороз ты согреешь,
Ты отдашь мне души теплоту,
Ты обнимешь меня, пожалеешь,
И прогонишь из сердца тоску.
Чтец. Ты не думай о вечных заботах,
Ты, как в детстве, мне песенку спой
Не грущу, больше, милая мама,
Не грущу, ведь ты рядом со мной.
Исполняется песня «Пусть всегда будет солнце».
Составила: Абзалова А.Р. 2007 г.
15