Сценарий к фольклерно-этнографическому праздникуДевичьи посиделки
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Срадняя общеобразовательная школа» с.п. Светловодское Зольского муниципального района
Фольклорно - этнографический праздник
«Прекрасный мир устного народного творчества»
Номинация: «Театрализованный обряд»
«Девичьи посиделки»
Руководитель: Кушхова З.А.
2015-2016 учебный год
Сценарий «Девичьи посиделки»
Цель: расширить знания учащихся о традициях, русской народной культуре и прелести её обычаев.
Участники: учащиеся МКОУ «СОШ» с.п. Светловодское (ведущий, четыри девушки и двое парней)
Оформление: декорации русской избы.
Продолжительность: 10 мин.
Зал празднично украшен в русском стиле: печь, расшитые полотенца, стол покрытый скатертью, на столе – самовар, кухонная глиняная и деревянная посуда, скамьи и т.д.
Ведущий. В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: закончены полевые работы, собран урожай, хлеб в закрома засыпан – коротали осенние да зимние вечера люди вместе устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: “От скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием: кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. А чтобы дело спорилось – песню затянут, шуткой перебросятся. Вот и в нашей горнице сегодня такие посиделки.
Хозяйка.
Здравствуйте, гости званные и желанные!Люди старые и молодые,Женатые и холостые.Милости просим на наш праздник.Здравствуйте лебедки, здравствуйте молодки!Ребята–молодцы, веселые удальцы!Почтенные и молодые.Рады гостям, как добрым вестям!Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
(Хозяйка накрывает на стол. Слышится стук в дверь.)
Хозяйка. Тара–ра, тара–ра, идут девки со двора,
Песни петь да плясать, всех вокруг забавлять!
1-ая девушка: Здравствуй, хозяюшка!
2-ая девушка: Здравствуй, голубушка!
3-ая девушка: Здоровья и счастья твоему дому! У бабушки у нашей супрядка была. Что ты нам, хозяюшка, прясть дашь?
Хозяюшка Старым старушкам – шерсти клочок, А красным молодушкам – белый ленок.
Девочки берут нити, пяльца, шитье, усаживаются на скамейки для работы: кто вяжет, кто прядет, кто шьет.
Песня «Во кузнице»
Слышен стук и голос: «Девушки, можно к вам?» Девушки замирают в испуге.Ведущий. На девичьи посиделки в самом деле нечисть гнусная не заглядывала, боялась, видно, света лучин и добрых песен. Но зато нередко заглядывали парни. И верно, где же еще приглядишь пригожую подружку, как не на посиделках.Входят парни.1-й парень. Здравствуйте, красные девицы!Девушки (хором визжат). И-и-и!2-й парень. Да что с вами? Или мы такие страшные?3-я девушка. Нет, это мы так1-й парень. А мы к вам в гости на огонек заглянули. Не прогоните?1-я девушка. Да зачем же прогонять, коли гости добрые. Вы с добром к нам пришли?2-й парень. И с добром, и с угощеньем. Сейчас весь ваш страх пропадет!Вносят поднос с баранками и конфетами, угощают девушек.2-я девушка. Ай да гости! Устроили нам настоящий пир, словно в день субботний – суботею.А ну-ка, девушки, споем добрым молодцам песню про суботею.Перепляс и исполнение русской народной песни «У нас нынче суботея».У нас нынче суботея,Завтра будет воскресенье.Барыня ты моя, сударыня ты моя,А-а, воскресенье! (2 раза.)Ко мне нынчеДруг Ванюша приходил,Он гостинцев три кармана приносил.Барыня ты моя, сударыня ты моя,А-а, три кармана приносил! (2 раза.)Первый карман со деньгами,Второй карман с орехами,Барыня ты моя, сударыня ты моя,А-а, с орехами! (2 раза.)Третий карман со изюмом.Хорошо дружок придумал.Барыня ты моя, сударыня ты моя,А-а, со изюмом! (2 раза.)От орехов зубы больно,От изюма губы сладки,Барыня ты моя, сударыня ты моя,А-а, губы сладки! (2 раза.)
1-ый парень. Девочки–беляночки, где вы набелилися?
1-ая девушка. Мы вчера коров доили – молоком умылися!
2-ый парень Вы послушайте, девчата, нескладуху будем петь:На дубу свинья пасется, в бане парится медведь!
2-ая девушка. Ваня–Ваня – простота, купил лошадь без хвоста,Сел он задом наперед и поехал в огород!
1-ый парень. Запрягу я кошку в дрожки, а котенка в тарантас,
Повезу свою подружку всем соседям на показ.
3-ая девушка. У меня на сарафане косолапы петухи,Я сама не косолапа, косолапы женихи!
2-ый парень. Эх, топну ногой, да притопну другой,Устоять не могу: характер такой!
1-ая девушка. Про ребят и про игрушки сочиняла я частушки.Прежде чем их записать, стала петь я и плясать.Не пошла бы я плясать –Частушечку надо показать: Вот и пляска, вот и я, и частушечка моя.
1-ый парень. Ты играй повеселее, балалайка – три струны, Подпевайте, кто умеет, не стесняйтесь, плясуны!
( пляска под русскую народную музыку).
Хозяйка. Я помню, как певали в избах бабы, сидя у кудели, или девки за селом, или же, пока не засветлело, мужики за праздничным столом. Красота! Почему бы и нам песню не спеть, русскую, раздольную.
(Песня «Ехал Ваня на коне»)
2-ая девушка. Хороша песня русская!
Хозяйка. Где песня льется, там и легче живется.
“Делу время – потехе час!”
Вот этой поговорки мы старались придерживаться
Тем более пример – наши предки
Умели говорить кратко и метко.
Хозяйка.
Ну, спасибо, гости дорогие!Порадовали, повеселили.2-ая девушка. Добросердечная, хлебосольная, гостеприимная хозяюшка! Спасибо за хлеб–соль, да пироги знатные.
3-ая девушка: Здоровья тебе, тепла, радости дому твоему!
Поклон
(ПРИМЕЧАНИЕ: дети на протяжении всех посиделок выполняют работу, выбранную в начале посиделок).
15