Конспект внеклассного занятия Мы помним, мы гордимся! (2-4, 5) классы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18
Районный конкурс методических разработок «Над памятью время не властно»,
посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45гг.
-100965250825
Руководители: Баландина Н.В.,
учитель начальных классов
I квалификационная категория
Сычева Н.В.,
учитель начальных классов
I квалификационная категория
г. Узловая
2015 год
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
А. Твардовский.
Введение.
Война… какое страшное слово.
Война не щадит никого. Четыре долгих года шла война. За это время:
Сколько бы людей стали счастливыми?
Сколько бы детей родилось?
Сколько бы хлеба посадили и убрали?
Сколько бы домов построили?
Как далеко бы ушла наука?
Как много бы выросло цветов и деревьев?
Никто на эти вопросы не знает ответов. Виной всему стала война.
Война закончилась 70 лет назад, а память о ней живёт до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить, и чтить память о погибших на этой войне.
Великая Отечественная война пришла в каждый дом, в каждую семью. Все мужчины встали в строй, на защиту Родины. В тылу остались дети, женщины и старики. Но они тоже приближали Победу своими подвигами.
Это победа, которую одержал наш народ в самой кровопролитной войне. Память о погибших священна. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы, не пришло горе: кто потерял сына, кто отца или мать, сестру или брата, кто друга. Победа досталась нам очень дорогою ценою, и об этом должны знать все: от маленьких граждан нашей страны до взрослых.
Актуальность: в настоящее время вопросы духовного оздоровления народа и формирование в России единого гражданского общества очень важны. Только человек, у которого сформированы патриотические ценности, будет жить на благо своей большой и малой Родины. Для каждого человека родина - это селение, в котором он родился и вырос. Именно в родном посёлке закладывается фундамент будущей успешной личности.
Проблема: сегодняшняя молодёжь мало знает о Великой Отечественной войне, не задумывается, какой след оставила война в их семьях? Время всё дальше и дальше уводит нас от тех героических лет, и о них мы узнаём из книг, журналов, газет, а также из рассказов своих прабабушек и прадедушек, которые с горечью в сердце рассказывают нам, как было тяжело в годы войны. Великая Победа остаётся частью нашей современности, живёт в идеалах, ценностях и традициях современного поколения и выступает основным источником духовно-нравственного возрождения страны в начале третьего тысячелетия. Нашей задачей как классных руководителей является сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, формирование патриотического воспитания и бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Только воспитывая уважение к памяти, можно вырастить настоящего человека, достойного гражданина.
Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.
Цель : формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся; сохранение преемственности поколений; развитие навыков проектно - исследовательской деятельности.
Задачи:
расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
продолжить работу над формированием навыков проектно-исследовательской деятельности;
воспитание патриотизма и гордости за своих предков.
Объект исследования: семья в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: вклад членов семьи в победу над врагом.
Участники проекта: учащиеся 1б, 2б, 5 классов.
Этапы и методы исследования.
Введение . Изучение истории Великой Отечественной войны на классных часах, уроках Мужества. Знакомство с основными этапами и событиями Великой Отечественной войны, подвигами пионеров-героев.
Основной этап. Сбор материала учащимися по изучению истории семьи в годы Великой Отечественной войны. Оформление презентаций.
Заключительный. Презентация учащихся материалов о проделанной работы. Увековечить память родственников, погибших в годы Великой Отечественной войны, посадив на территории, прилегающей к школе, аллею Памяти.
Ожидаемые результаты
приобретение навыков поисково-исследовательской работы;
расширение знаний о Великой Отечественной войне;
сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков;
удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, ветеранами войны, одноклассниками.
В ходе работы у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого.
Познавательные: анализировать, сравнивать, различную информацию об объектах, явлениях, фактах; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; сопоставлять и отбирать необходимую информацию.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм.
Личностные: уважать свой народ, принимать его ценности; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Ход мероприятия:
Чтец: Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
(С.Щипачёв)
Учитель: Что такое война? Кто вершил Победу? О чём думали солдаты, идя в бой? В чём величие Победы? На все эти вопросы мы должны получить ответы, заслушав отчёты каждой поисковой группы, готовившей сообщения по письмам, найденным в книгах и газетах, по материалам музея, по «живым» письмам с фронта, хранящимся в семьях погибших героев войны. (Заранее учащиеся делятся на группы, каждая группа получает задание.) А сколько их погибло, не вернулось с полей сражений?
Ведущий (читает отрывок из книги, книга открыта):
«Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом.
- Война! – крикнул кто-то. – Война это, товарищи, война!
…Наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь неё видны были оранжевые всполохи пожаров. Всё вокруг выло и стонало. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут московского времени».
Так писал Борис Васильев в книге «В списках не значился».
Звучит песня «Священная война» (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова).
Ученик. 1941 год. Один из гитлеровских генералов так докладывал в ставку Гитлера о прорыве Брестского укрепрайона: «Русские, однако, оказались настолько хорошими солдатами, что не растерялись от неожиданного нападения. На отдельных позициях доходило до ожесточённых боёв».
Ведущий. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.
Ученик. От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу
За могучую нашу страну. (М.Исаковский)
Ведущий. 22 июня был выходной день. Спали города и сёла, после выпускных вечеров гуляла молодёжь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали четыре утра…
И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолётов, лязг танков, пулемётные очереди. Зазвучала незнакомая речь…
Ученик. …И Кама, и Волга на битву сынов провожали,
И матери долго цветными платками махали.
…Гремели колёса, литые колёса гремели,
И пели солдаты, совсем по-мальчишески пели
Про белые хаты, про верную Катю-Катюшу…
И рвали те песни комбата отцовскую
Душу… (М.Гриезане)
Звучит песня «Катюша» (сл. М.Исаковского, муз. М.Блантера)
Ведущий. Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца сражался её героический гарнизон.
…Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! Но силы были слишком неравные.
Неся большие потери, гитлеровцы продолжали наступать в глубь советского Союза. Вся страна от мала до велика поднялась на битву с врагом… И враг стал отступать. Медленно, но уверенно наши войска гнали врага обратно в его логово.
Нелегко доставалась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населённых пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе: кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто – друга.
Победа досталась нам дорогой ценой.
1-й ученик. Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень нашей страны. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
2-й ученик. Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
3-й ученик. Война – это 20 часов у заводских станков в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях похожих на нас девчонок и мальчишек.
4-й ученик. Война… От Москвы до Берлина 2600 км – это если считать по прямой. Кажется, что это мало, правда? Самолётом примерно четыре часа, а вот перебежками и по-пластунски – четыре года, 1418 дней.
5-й ученик. Война… Около 27 миллионов советских людей погибло в великой Отечественной войне.
Представляете, что это значит? Это значит – 20 убитых на 2 метра земли, 15 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый восьмой житель страны погиб.
Я прошу встать тех, чьи родные и близкие погибли в годы Великой Отечественной войны.
Прошу встать тех, чьи родные и близкие воевали на фронтах Великой Отечественной войны.
Прошу встать и тех, чьи родные и близкие были в эвакуации, работали на трудовом фронте. Голодали, подвергались лишениям в годы войны.
Почтим их память минутой молчания.
Минута молчания.
Ведущий. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.
В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в шести гигантских битвах, провела около сорока крупных наступательных операциях. Битва под Москвой, битва за Ленинград, Сталинградская битва, битва за Кавказ, Курская битва, битва за Днепр.
Выступает 1-я поисковая группа, обобщающая собранный материал по крупным сражениям Великой Отечественной войны. (Смотреть приложение.)
Ведущий. Прежде чем застольно отметить
День победный, день десятилетья,
Друг, давай положим три поклона.
Первый наш поклон, земной и долгий,
В полной тишине, без пенья меди,-
Тем, кто спит от Эльбы и до Волги,
Проложив тяжёлый путь к победе.
И второй поклон – живым и милым
Всем согражданам, во всей России.
И её Вооружённым Силам,
И рабочей, и крестьянской силе.
И поклон наш третий и последний –
Нашему цветенью, молодёжи.
Юные защитники Победы,
Будьте на отцов своих похожи!
(О. Бергольц.)
Ведущий. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
Ученик. Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
Ведущий. Тяжелые испытания война принесла детям. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу.
Фашисты заняли нашу территорию, на которой остались люди, часть жителей ушла в партизаны.
Звучит песня «Шумел сурово брянский лес».
Ведущий. Что чувствовали, что переживали дети войны? Послушайте о девочке Тане Савичевой, историю которой знает весь мир. Она жила в Ленинграде и в самые жестокие дни блокады вела дневник, каждая страничка которого до сих пор обжигает сердца людей. Дыша на окоченевшие пальцы, Таня писала: «Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942… Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г. Дядя Ваня умер 13 апр. 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г… Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г… Савичевы умерли… Умерли все, осталась одна Таня…» Таня ненадолго пережила своих близких. Вскоре после этой последней записи умерла и одиннадцатилетняя Таня.
Ведущий. А вот воспоминания тех, кто выжил.
«В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю, отправили в лагерь Бухенвальд. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. Из многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение. Выжила чудом».
Ученик. Как горько нам стоять у обелиска
И видеть там стоящих матерей.
Мы головы свои склоняем низко,
Земной поклон за ваших сыновей.
Считайте нас своими сыновьями,
Считайте нас своими дочерьми.
Детей своих вы в битвах потеряли,
И все мы стали вашими детьми.
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Выступает 2-я группа учащихся, работавшая с книгами и газетами. Ученики зачитывают сообщения о пионерах-героях. (Смотреть приложение.) На сцене дети с портретами пионеров-героев руках.
Ученик читает отрывок из стихотворения «Реквием» Р.Рождественского.
Разве погибнуть Пламя
Ты нам завещала, Ударило в небо!-
Родина? Ты помнишь,
Жизнь Родина?
Обещала, Тихо сказала:
Любовь «Вставайте
Обещала, На помощь…»
Родина. Родина.
Разве для смерти Славы
Рождаются дети, Никто у тебя не выпрашивал,
Родина? Родина.
Разве хотела ты Просто был выбор у каждого
Нашей
Смерти,
Родина?
Дети (хором).
Я или Родина!
Ведущий. Они пали за мир, за жизнь, за нас! Снимите шапки, люди!
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце!» (сл. Л.Ошанина, муз.А.Островского). Весь зал поёт стоя. В руках у детей бумажные голуби и шары.
Ученик (на фоне песни).
Снова майские звёзды в полях зацветают,
И вдоль старых окопов плывёт тишина.
Таи когда-то гремела большая,
Не по детскому росту, война.
Песня звучит громче.
Ведущий. Как и миллионы людей нашей огромной страны, жителей посёлка, расположенного на территории Дубовской администрации, война не обошла стороной. Почти всё мужское население, годное к службе, было призвано в Красную армию.
Выступает 3-я группа учащихся, работавшая с документами школьного музея. (Смотреть приложение.)
Ведущий. И вот наступил он – великий долгожданный день – 9 мая 1945 года – День победы! Этого праздника люди ждали 1418 дней и ночей. Советские воины прошагали, проползли тысячи километров, освобождая нашу землю от врага. Они дошли до логова фашистов – рейхстага. Освободили от фашизма и страны Европы. Во имя его были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания.
Ученик. Был день как день, И улыбнулась наша мама
Светило солнце, Улыбкой счастья, наконец.
И ветер шарил по траве, Четыре года папу ждали
Я тосковал, смотря в окно, Мы вместе с нею, словно век.
Отец на фронте, на войне. И вот пришёл под звон медалей
И вдруг светлее стало в небе Родной и близкий человек.
Прибоем радостной волны: Победа! Славная Победа!
Пришла к нам весточка: Победа! Какое счастье было в ней!
И нет боёв, и нет войны! Пусть будет вечно ясным небо,
На печке дед заплакал старый, И травы будут зеленей.
Слёз не скрывая, как малец. (А.Воротынцев)
Ведущий. Май 1945 года… Разве можно забыть события тех дней? Они памятны каждому российскому человеку. Особенно тем, кто встречал великий День Победы далеко от родной земли, в Берлине.
Ещё не остыли орудия. Ещё догорают пожарища… ещё не подобраны убитые… Пленные сдают оружие. Из подвалов выходят берлинские жители и выстраиваются в очередь за солдатским супом, который выдают на площадях наши фронтовые повара.
А над Рейхстагом алеет Советский флаг. В ночь на 1 мая разведчики 756-го полка 3-й Ударной Армии Михаил Егоров и Мелитон Кантария, русский и грузин, подняли Советский флаг над рейхстагом.
Ученик. Мы победили! Нами взят Берлин!
Спасли весь мир советские герои!
И вновь маяк стремительных годин
Зажгло для нас Отечество родное.
Р. Рождественский.
Звучит песня «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз Д. Тухманова).
( На экране – кинокадры хроники времён Великой Отечественной войны. Парад Победы.)
Ведущий. 24 июня 1945 года, в Москве на Красной Площади состоялся Парад Победы. Наши солдаты и офицеры бросили к подножию мавзолея В.И.Ленина знамёна разгромленных немецких армий.
Ученик. Далёкое время, вам кажется близким,
Да нет очень близких друзей среди вас –
Пути отмечая, стоят обелиски.
Ведут о боях молчаливый рассказ.
Стираются даты, стираются лица,
Но будет победно и вечно цвести
Девятого мая салют над столицей,
Связавший узлом фронтовые пути.
(В.Матвеев)
Исполняется танец «Вальс»
Учитель. Тяжёлое время войны хочется скорее забыть, но прекрасно сказал поэт Ю.Воронов:
Опять война, опять блокада…
Быть может, нам о ней забыть?
Мне часто говорят: не надо,
Не надо память бередить.
Но для того, чтоб на планете
Не повторилось той войны,
Мне надо, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
С каждым годом всё меньше остаётся ветеранов Великой Отечественной войны. На их плечи выпали неимоверные тяготы и лишения, они приняли на себя страдания и вынесли это с честью. Будьте же внимательны к ветеранам. Помните, они совершили великий подвиг, защитив наше Отечество от врага.
Ученик. Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с Великим днём!
С Днём нашей Славы!
С Днём Победы!
(Слова ученик говорит на фоне музыки. По окончании звучат песни военных лет.)