«Роль педагога-организатора в организации психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ (в свете ФГОС)».


«Роль педагога-организатора в организации психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ (в свете ФГОС)».
Роль педагога-организатора в организации полноценного школьного детства в начальном звене очень важна, так как этот период наиболее благоприятендля осуществления целенаправленной коррекционной работы с учащимися, особенно с их различными нарушениями, которые нуждаются в дополнительной помощи специалистов.
Различные нарушения вызывают у учащихся значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают возможность заниматься многими видами деятельности.
Поэтому педагог-организатор стремится сформировать адекватную самооценку, развить познавательный интерес у учащихся, научить их видеть и понимать окружающий мир, научить общаться со взрослыми и сверстниками через мероприятия.
Мероприятия направлены на создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся с отклонениями в развитии.
Цель мероприятий: Социокультурнаяреабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через активное участие в познавательно досуговой деятельности.
Задачи:
- Выявление творческого потенциала учащихся- инвалидов путём включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми (экскурсии, мероприятия, викторины, беседы).
- Психологическая помощь обучающимся в развитии навыков общения для психологической ориентации инвалидов на выход из пассивного состояния.
Методы:
- проведение опросов, бесед, тестирования для определения особенностей психической деятельности и личностных характеристик детей-инвалидов; - беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и самовосстановления здоровья, о современных системах профилактики; -проведение педагогом организатором оздоровительных сеансов для улучшения осанки, укрепления и коррекции зрения; -практикум по интеллектуальным играм: решение и составление кроссвордов; -проведение психолого-педагогических тренингов на повышение самооценки, функциональная тренировка поведения, мышечная релаксация по Джекобсону; - проведение занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях: проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях;
- экскурсии в парк, посещение музея.
Это я делаю различными способами. Некоторые из них я вам представлю. В своей работе я использую различные тренинги, упражнения, которые помогают обучающимся с ОВЗ лучше понимать собственное эмоциональное состояние, распознавать чувство других людей, способствуют расширению словаря эмоциональной лексики, снижению уровня тревожности. Одним из таких упражнений является упражнение «Улитка». В этом упражнении обучающиеся ходят под музыку, держа друг друга за руки. После того как музыка замолкает они закручиваются в улитку. Учащиеся прикасаются, прижимаются друг другу. Происходит тесный телесный контакт. В результате чего исчезает боязнь прикосновений, боязнь толпы, появляется эмоциональная раскрепощённость.
С успехом я также использую тренинг «Аплодисменты». Для начала я выбираю ребёнка и сажаю его, в центр круга, на импровизированную сцену. Затем каждому предлагается сказать в адрес данного ребёнка какие-нибудь добрые слова, комплементы или просто похвалить.
Вы бы знали, с каким удовольствием они подбирают и говорят друг другу приятные слова. В конце упражнения раздаются аплодисменты. Это очень повышает их самооценку и уверенность в себе.
Создание положительного психологическогофона является основной составляющей в создании психолого-педагогических условий.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не только боятся прикосновений, им достаточно трудно установить и эмоциональный контакт с родными, тем более с другими детьми и взрослыми. Поэтому ещё одной важной составляющей содержания психолого-педагогических условий является объединение учащихся в круг. Для нас круг-это ритмически организованное, краткое по времени, эмоциональное насыщенное занятие, которое создаёт положительный эмоциональный фон в классе, в группе повышает активность во взаимодействии между учащимися и помогает им настроиться на коллективные занятия. Участвуя вместе с обучающимися в играх, прикасаясь друг другу ребята лучше осознают свою причастность к коллективу, больше настраиваются на совместную деятельность, лучше идут на контакт.Таким образом, важнейшей задачей для ребёнка инвалида является расширение сферы его самостоятельности, под которой понимается преодоление им обособленности за счёт снятия комплекса неполноценности, приобретение навыков коммуникации и умения осваивать и применять без непосредственной посторонней помощи знания и навыки для решения повседневных задач.
Основным стержнем всех мероприятий является апелляция к личности детей-инвалидов, построенная на принципах партнёрства, активного участия инвалидов в собственной реабилитации, разносторонности усилий (сочетание семейной, учебной, культурно-рекреационной и др. сфер реабилитации), единства психосоциального и педагогического воздействия, ступенчатости, поэтапности. То есть мероприятия нужно строить с учётом научных принципов и традиций отечественной школы реабилитации.
Совместные занятия с обучающимися физкультурой и спортом являются важнейшим фактором здорового образа жизни.
Занятия физкультурой и спортом.
-441960196215

Вывод:
Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется:
развитию речи и мышлению;
работа над формированием устной речи и произношения;
обеспечению коррекции различных проявлений дефектов развития; проведению групповых занятий под руководством соответствующих специалистов (психолог, дефектолог, логопед).
А.И.Столетова