Статья на тему Самообразование маршрут моего профессионального развития
Самообразование маршрут моего профессионального развития
Агафонова Ульяна Сергеевна учитель начальных классов
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VI вида № 101 МКС(К)ОУ С(К)ОШ VI вида №101
В наше время всё быстро меняется. На смену старым технологиям приходят новые. Эти изменения происходят и в школе. Главным двигателем в школьном образовании является учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно должен повышать уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, вести творческий поиск нового. Должен сам быстро меняться, если хочет, чтобы его ученики смогли развиваться дальше без помощи учителя. Всего этого можно добиться, если учитель уделяет внимание самообразованию. Заглянув в толковый словарь С.И. Ожегова, и прочитав понятие самообразование: приобретение знаний путём самостоятельных занятий, без помощи преподавателя – приходишь к выводу, что самообразование для учителя – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом.
Своё самообразование я разделила на три составные части: работа над темой самообразования, дистанционное обучение и портфолио.
Как работать над темой самообразования педагогу?
Таблица 1. План работы педагога над темой самообразования [1]
Этапы
Содержание работы
Сроки
Форма представления результатов
1. Диагностический
1.Анализ затруднений.
2.Постановка проблемы.
3.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
1-й год работы над темой
Собеседование с руководителем МО, заместителем директора по УВР
2. Прогностический
1.Определение цели и задач работы над темой.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов.
1-й год работы над темой
Выступление на МО
3. Практический
1.Внедрение передового педагогического опыта; система мер, направленных на решение проблемы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
4.Корректировка работы.
2-й год работы над темой
Открытые уроки, выступления на заседании МО
4. Обобщающий
1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы по теме.
3.Представление материалов.
3-й год работы над темой
Выступления на заседании методического совета, педагогического совета
5. Внедренческий
1.Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2.Распространение опыта.
В ходе дальнейшей педагогической деятельности
Реферат, индивидуальный творческий проект и др.
Следующая составная часть – дистанционное обучение. Своё предпочтение я отдала профессиональному сетевому сообществу «Образовательная Галактика Intel». Совместная деятельность в мастер-классах, вебинарах и самостоятельная работа в тематических тренингах Intel «Элементы» ценна возможностью узнать новое, представить свои предложения на обсуждение и получить ответы, замечания и дополнения. Совместная сетевая деятельность это и формирование новых связей между участниками – педагогами. Он-лайн ко хорошая площадка для обмена опытом, выработки перспектив развития педагогических технологий, возможностью поделиться идеями и технологическими разработками, обсудить предложения по созданию новых проектов, направленных на развитие образования. [2]
Третьей частью маршрута моего профессионального самообразования, которая как бы призвана подытожить предыдущие, является портфолио. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. Основной целью портфолио является оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки). Ни в коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов. Структура портфолио может быть разнообразной и индивидуальной. И все же есть общие элементы.
Компоненты портфолио:
1. Информация «от себя» – формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.2. Информация «от других» – отзывы коллег, учеников, родителей об учебных программах, стиле проведения занятий.3. Примеры учебных и внеурочных мероприятий – достижения учеников, результаты научной работы учащихся, примеры эссе и т.д. [3]
Профессиональное развитие должно осуществляться учителем и следовать при этом основной цели образования – помогать ученикам, развиваться без помощи учителя. Что способствует повышению эффективности педагогической деятельности? Можно выделить ряд признаков эффективного профессионального развития. Некоторые из них связаны с его содержанием и методами. Первый – это знание содержания своего предмета, постоянное совершенствование в области профессиональных компетентностей. Создание, апробирование и применение собственных (авторских) программ по преподаваемым дисциплинам, элективным курсам, дополнительным образовательным услугам. Другой особенностью эффективного профессионального развития, а следовательно, роста ключевых компетентностей, является предоставление учителям возможности учиться активно: давать открытые уроки и затем обсуждать их с другими учителями, посещать и обсуждать занятия своих коллег, практиковать обучение с демонстрацией собственного педагогического опыта, создавать смоделированные ситуации и принимать участие в круглых столах и серьезных профессиональных дискуссиях. Таким образом, развитие позитивной образовательной среды невозможно осуществить без профессионального развития педагогов. При этом учитель должен активно участвовать в собственном профессиональном развитии: самостоятельно определять его приоритеты, организовывать планирование и реализацию.[4]
Литература:
1. Официальный сайт фирмы «Арнаутовская МБОУ СОШ»; точка доступа – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – открытый доступ;
2. Официальный сайт фирмы «Образовательная Галактика Intel»; точка доступа – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – открытый доступ;
3. Официальный сайт фирмы «Школьные страницы»; точка доступа – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – открытый доступ;
4.Официальный сайт фирмы «Человек и образование»; точка доступа – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – открытый доступ.
15