Маленькие герои большой войны- исследовательская работа


Муниципальное образование «Джидинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнеторейская средняя общеобразовательная школа»
671925. Республика Бурятия, с.Нижний Торей, ул.Комсомольская, 29
тел.:8(30134)94-2-26, факс.: 94-2-26, эл.почтаHYPERLINK "mailto:ntorei@mail.ru"ntorei@mail.ru
Маленькие герои большой войны
Выполнил: Москвитин Максим,
ученик 7 класса,
МБОУ «Нижнеторейская СОШ», с. Нижний Торей
Руководитель: Москвитина Н.Ф.,
учительгеографии,
МБОУ «Нижнеторейская СОШ», с. Нижний Торей
С.Нижний Торей
2016год
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.
Обзор литературных произведений по проблеме исследования…………………………..5
Глава 2.
Труд детей тыла…………………………………………………………………………………7
Из воспоминаний Москвитина Федора Васильевича
Заключение…………………………………………………………………….........................10
Список литературы…….…………………………………………………..............................12
Приложение……………………………………………………………………………………13
Введение
История страны, история родного края, история семьи тесными невидимыми нитями связаны друг с другом. Если задать себе вопрос: а что же такое история страны? История страны складывается из отдельных судеб людей, которые живут в этой стране.
Прошлое России нашло отражение в истории каждой семьи, так из маленьких фрагментов жизни каждой семьи, складывается история великой страны. Историческая память – это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого,  что было и до нашего рождения. На мой взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших учеников, а ныне,  нашими  бабушками и дедушками.А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают.Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Около 5 миллионов человек судьба лишила счастливых воспоминаний детства. У них ничего не осталось кроме слез о прошедшем времени. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». И действительно, в то нелёгкое время, заменив ушедших на фронт отцов, братьев, мужей и сыновей, не только женщины, но и дети приняли на свои плечи всю тяжесть труда в тылу. Именно тогда, пожалуй, и кончилось их детство. Для всех разом. Сейчас все они, дети войны, достигли почтенного возраста, но те далёкие годы заставляют нас, нынешнее поколение, задуматься и постараться понять, как они выжили в то нелёгкое время, и как повлияла война на всю их дальнейшую жизнь. Поэтому исследовательская работа называется «Маленькие герои большой войны»
Цель исследования:
- показать, на примере жителя нашего села, какие испытания вынесли дети военных лет, как выжили, как трудились, приближая Великую Победу, по заслугам называясь сейчас «Дети войны», как жили после войны, какими людьми стали.
 Задачи исследования:
- знакомство с литературными произведениями
- исследование письменных исторических источников, литературных произведений, фотодокументов,
- Интервью с Москвитиным Федором Васильевичем.
- анализ данных исследований, определение их значимости для современного поколения людей.
Гипотеза:Если в школе проводить целенаправленную работу по изучению краеведческого материала о ветеранах педагогического труда, чьё детство прошло в годы Великой Отечественной войны, о детях войны, проживающих на территории поселения «Нижнеторейское», то учащиеся нашей школы и жители села будут не только знать о «детях войны», но и убедятся в том, что и вдали от фронта, детям жилось тяжело.
Объектом данного исследования является жизнь детей в годы Великой Отечественной войны.
Предметом данного исследования является деятельность детей в годы Великой Отечественной войны
 Методы исследования: интервьюирование; чтение литературы по теме; анализ фотоматериалов о детях военных лет; анализ проблемы в СМИ
Глава 1.
Обзор литературных произведений по проблеме исследования
Дети и война! Страшное сочетание двух противоестественных, невозможных рядом слов.
Но они стоят рядом, и с этим не поспоришь.
Чтобы более четко увидеть разницу в понятиях «война» и «дети», мы сравнили их.
Итак, что же такое детство? В чем оно проявляется? Что для него характерно?
Детство, детство, детство - это смех и радость.
Это песни, это дружба и мечты.
Детство, детство, детство – это краски радуг.
Детство, детство, детство - это я и ты.
И сразу же смотрим. Что же такое война?
Война! Это воющий голос металла,
Доносящийся с неба сквозь серую рвань облаков.
Это липкая слякоть, привычная злая усталость,
Надоедливый дождь, зарядивший на веки веков.
Эти сравнения еще раз подтверждают наши предположения, что война и дети понятия несовместимые. В этом же убеждают нас слова А.Т Твардовского: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Так ли это?
В первую очередь, мы решили обратиться к художественным произведениям, в которых отражается эта тема. Повесть В.Катаева «Сын полка» рассматриваем первой. Здесь наше внимание привлекает маленький мальчик, которого нашли разведчики в лесу. Разве можно прочитать равнодушно следующие строки? «В окопе спал мальчик. Стиснув на груди руки, поджав босые, темные, как картофель ноги, мальчик лежал в зеленой вонючей луже и тяжело бредил во сне. Его непокрытая голова, заросшая давно не стриженными, грязными волосами, была неловко откинута назад. Худенькое горло вздрагивало. Из провалившегося рта с обметанными лихорадкой, воспаленными губами вылетали сиплые вздохи. Выпуклые веки закрытых глаз были нездорового, малокровного цвета… Лицо было покрыто царапинами и синяками. На переносице виднелся сгусток запекшейся крови.»
Мы видим, как ужасны обстановка и внешний вид ребенка.
Далее по тексту знаем, что этот ребенок сравнивается с затравленным волчонком. Может ли быть такое сравнение? Наверное, может. «Счастливым местом для Вани Солнцева оказалась палатка разведчиков. Обратим внимание на его счастье. Он ел с такой торопливой жадностью, что куски мяса то и дело останавливались у него в горле… Голод был сильнее всех приличий.
Крепко держась одной рукой за придвинутый вплотную котелок, Ваня другой рукой проворно действовал ложкой. В то же время не отводя взгляда от длинных ломтей ржаного хлеба.»
Именно здесь Ваня почувствовал себе счастливым и не только в том, что он мог поесть. А в чем же мы видим его счастье?
« Ване не верилось, что позади были три года нищеты, унижения, постоянного гнетущего страха, ужасной душевной подавленности и пустоты.
Ему не верилось, что еще вчера он пробирался по страшному, холодному лесу один во всем мире, ночью, голодный, больной, затравленный, как волчонок, не видя впереди ничего, кроме гибели.
Впервые Ваня находился среди людей, которых не надо было бояться.»
Как не парадоксально, но счастье ребенка заключается в том, что он будет находиться среди взрослых мужчин, в самых опасных местах, где каждый день грозит смертью. А где же семья, детские игры и шалости? Где же детство? Задаем мы вопросы для размышления. И разве Ваня один такой? Конечно, нет. Сыны полков. Разными путями они попадали на войну, лишившись детства и видя те ужасы, которые неуместны для детского возраста.
Перед нами новое произведение и новые судьбы детей. Какие они?
«Из копны стали вылезать дети. Худые, полуголые, придавленные страхом и голодом, с глазами, полными слез», - читаем мы в повести В.Закруткина «Матерь человеческая».
Кто же они? Почему такие? Ответ находим в повести:
«Нас тут много…Семеро Мы из Ленинграда, из детского дома Эвакуированные.. Нас долго везли поездом, потом, когда немцы стали бомбить поезд, наши воспитатели были убиты и много детей сгорело.. А мы, которые остались живы, убежали…Бежали долго и заблудились.. Нас было восемнадцать, осталось семеро. Одиннадцать умерло по дороге с голода - три девочки и восемь мальчиков….Не обижайте нас, тетечка миленькая.. нам всем очень холодно и мы хотим кушать…»
Можно ли считать, что у этих детей было детство? Их счастье оказалось в том, что они остались живы и нашла их добрая женщина, потерявшая своего сына. Насколько смогла она попыталась их оделить материнской заботой. Речь идет о детях блокадного Ленинграда.
Военное детство – опыт раннего взросления, пережитые и навсегда запомнившиеся испытания. Еще раз убеждаемся мы.
Труд детей тыла
Из воспоминаний Москвитина Федора Васильевича
Великая Отечественная война…
Как далеко она от нас – современных мальчишек и девчонок. Наше детство – счастливое и почти беззаботное. Мы можем учиться и заниматься интересными делами, встречаться с друзьями и совершать увлекательные путешествия. Нам невозможно представить, что такое голод и непосильный труд. Но мы знаем, что более 70 лет назад была война, рвались снаряды и гибли люди, а наши военные ровесники так и не узнали, что такое детство.
Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость трудолюбие.
 О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и сухие цифры статистики. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но, ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий.
Всем им уже за 75. И хотя силы уже не те и здоровье неважное, они по-прежнему молоды духом и готовы общаться с нами. Но как тяжелы эти воспоминания о войне, как будто заново переживают все то, что обрушилось на хрупкие юные плечи в те далекие 1940-е.
Из воспоминаний «детей войны» можно сделать вывод о том, что в годы войны в разных уголках нашей страны было трудно: дети недоедали, недосыпали, как могли, помогали своим родителям, работали. И не отчаивались, всегда следовали девизу «Все для фронта» и верили в Победу.
Из воспоминаний Москвитина Федора Васильевича
Мой дедушка, Москвитин Федор Васильевич, родился в 1936 году в семье потомственного казака, участника Великой Отечественной войны Москвитина Василия Лаврентьевича и Москвитиной Анны Дмитриевны.«В семье нашей было пять детей -четверо братьев и одна сестра. После гражданской войны родители трудились в колхозе«имени Калинина» и выполняли самые разные сельскохозяйственные работы. Когда началась Великая Отечественная война мне исполнилась пять лет. Отца мобилизовали в армию и он служил во внутренних войсках (на фронт его не взяли так как во время гражданской войны был ранен). Отец служил сначала в г. Закаменске, а затем был переведен в город Норильск, где в то время строился металлургический комбинат. Домой он вернулся в 1948 году.
В 1943 году был призван на войну старший брат Василий (ему в то время исполнилось 17 лет).
Детство наше было, как и у всех детей того времени, трудным. Моя мама, Анна Дмитриевна, целыми днями была занята на колхозной работе, да еще ночью она вместе с соседками охраняла колхозный склад, где хранили зерно.
Колхозникам в то время, на месте работы выдавалось 400 грамм хлеба,а детям было не положено, а на трудодни почти нечего не выдавали, так вся произведенная продукция отправлялась на фронт.В нашей семье работали мама и братья Николай, Иван и Василий до призыва в армию. Я, моя сестричка Катя и брат Алеша занимались домохозяйством. На нашем попечении были куры, теленок, ягнята и огород. Поэтому наша трудовая жизнь началась очень рано. Когда я подрос с ранней весны вместе с соседними детьми мы начали заготавливать мангыр - дикий лук (так как мы жили в близи их произрастания). Позднее мы начали заготавливать черемшу и саранку - нашу главную пищу.
С 10 лет начал работать в колхозе.В летнее время охранял поскотину(забор) от индивидуального скота. Во время сенокоса все дети моего возраста были на сенокосе - лошадях возили копны от валков к стогам. В то время жили очень бедно, впроголодь, одевать было нечего. Частенько вечерами, во время скудного ужина, каждый из детей задумывался: скушать ли последний кусок или оставить на утро. Ели лебеду, крапиву, хлеб пекли из мякины (это обмолотые льняные головки), из горчичника. «Мы постоянно испытывали чувство голода», - говорит дедушка.Зимой мы в основном находились дома, так как не было теплой одежды.
В 1948 году я пошел в школу. Во время учебы осенью все дети выходили на поля собирать оставленные на поле колосья. Полученное зерно сдавали на склад.Работали до темна, делали норму, помогали друг другу. Ночами пасли лошадей, чтобы взрослые днём могли работать. Дрова заготавливали для себя и для колхоза, пилили ручной пилой, зимой дрова возили на санях. В летние каникулы работали в колхозе на разных работах. Но всё пережили, пережили вместе.
Потом начались послевоенные будни. Мало кто из ушедших солдат вернулся с фронта. Деревня продолжала держаться на стариках, женщинах и детях. Было трудно, но война закалила людей, восстановили разрушенное хозяйство. Началась новая жизнь.
В 1955 году окончил Хулдатскую 7-летнюю школу и начал учиться в Нижнеторейской средней школе. После окончания 8 класса начал трудиться в колхозе«им. Калинина» на разных работах.
В 1958 году - окончил курсы колхозныхбухгалтеров, работал бухгалтером в колхозе.
В 1960 году поступил в Иркутский геологоразведочный технологический техникум , окончил и работал геологом на геологических съемках в Северо-Байкальском и Тункинском районах , на разведке Депутатского олово- рудного месторождения (Якутия) молодежного месторождения асбеста (Муйский район) , Чемуртайского месторождения молибдена , Инкурского месторождения вольфрама ,занимался поиском и разведкойОйногорского месторождения молибдена (Закаменский район),Хурайского месторождения флюорита (Джидинского р-на).
С 1971 года до 2003 года – работал учителем географии в Нижнеторейской средней школе (педагогический институт закончил заочно в городе Чита).Вел кружки «Геологический», «Картографический» и народных промыслов(туески).По линии общества "Знания" читал лекции о международном положении в организациях села Н-Торей.8 лет работал начальником ЛТО (лагерь труда и отдыха «Чайка») -выращивали куузику ,работал на стрижке овец .
За труд награжден множеством грамот от Конного завода «Торейский» ,Джидинского районного отдела образования, райкома КПСС, Министерства образования республики Бурятия, Народного Хурала, присвоено звание «Старший учитель».
Женат. Имеет двух детей, двух внуков – Максима и Андрея Москвитиных
В 1915 году награжден медалью дети войны.
Заключение
Мы, сегодняшние школьники, гордимся, знаем, и никогда не забудем   о подвигах совершенных советскими людьми в годы Великой Отечественной войны.
     В тяжелых условиях войны при острой нехватке продуктов, рабочей силы советские люди своим самоотверженным трудом в тылу обеспечили армию и страну продовольствием.   Женщины, дети работали за себя и за тех, кто ушел на фронт.
 Выступая на параде, в честь 65-летия Победы 9 мая 2010 года, президент России Дмитрий Медведев сказал:
"Время имеет огромную власть, но оно слабее человеческой памяти, нашей с вами памяти. Мы никогда не забудем солдат, сражавшихся на фронтах. Женщин, заменивших мужчин на заводах, детей, прошедших через немыслимые для их возраста испытания. Все они - герои войны".     Я   полностью согласен с этим высказыванием.
Сегодня, на территории нашего поселения нет в живых ни одного ветерана Великой отечественной войны.Но рядом с нами живут те, кто может рассказать о Великой войне – это дети войны, труженики тыла. Они – герои той войны.
Выполняя исследовательскую работу, я сделал следующие выводы:
1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.
2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, работали в поле тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.
3. Дети войны – это одно из мало раскрытых страниц минувшей войны. Необходимо с привлечением архивного материала и свидетельств очевидцев составить летопись «Дети – войны»
А в заключение всей моей работы хотелось бы посвятить стихотворение всем детям военных лет:
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
Чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.
Настал чудесный светлый День Победы,
В тяжёлой битве выжила страна,
От радости забылись сразу беды,
Фронтовики надели ордена.
Войны не знают люди молодые,
Их детству золотому нет цены,
Теперь уже все старики седые
Мы – дети грозной праведной войны.
Бегут вдаль годы жизни неизменно,
Солдат ушёл, и память ушла с ним,
Но мы живём, и о поре военной
В сердцах навечно память сохраним.
(Автор не известен)
Список использованной литературы
Повесть В.Закруткина «Матерь человеческая».
Повесть В.Катаева «Сын полка»
Интернет-ресурсы:
http://zmt001.ucoz.ru/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7http://www.bibldetky.ru/prknon.html
http://selberezovo.narod.ru/muzeum/meropriyatiya/detstvo_opalennoe_voinoi.htm
http://ticshen.narod.ru/Book_Bib.htmlМатериалы экспозиций музея МБОУ «Нижнеторейская СОШ»
Материалы архива семьи Москвитина Федора Васильевича
Материалы интервью с Москвитиным Федором Васильевичем

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Село Хулдат, родина моего дедушки Москвитина Федора Васильевича
820227109662

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2 Моя семья.

Мой дедушка. Москвитин Ф.В(сидит в первом ряду справа,второй)