Доклад Об общих компетенциях
Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеРеспублики Саха (Якутия) «Намский техникум»
Организация воспитательной работы как условие формирования общих компетенций
Васильева Марианна Семеновна, преподаватель ГБПОУ РС(Я) «Намский техникум»
Графский Берег, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение-------------------------------------------------------------------------------------3 стрI.Общие компетенции: условия формирования и классификации
Компетентностный подход в системе воспитательной работы-------------4 стрУсловия формирование общих компетенций обучающихся в учреждениях СПО----------------------------------------------------------------------------------5 стр3. Классификации общих компетенций----------------------------------------------6 стрII Организация воспитательной работы в условиях формирования общих компетенций1. Современные проблемы воспитания------------------------------------------------7 стр2. Планирование воспитательной работы в группе «МОСР»---------------------8 стр3. Проект воспитательной работы по формированию общих компетенций---9 стрЗаключение----------------------------------------------------------------------------------16 стрИспользованная литература------------------------------------------------------------17 стрВведение.
Воспитательный процесс в учреждениях СПО - динамичная совокупность последовательных взаимодействий педагога и обучающихся, направленных на формирование личности будущего молодого специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного производства и рынка труда.
Цель воспитательного процесса - ориентация обучающихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию, создание благоприятных условий, содействующих развитию социальной и культурной компетенции личности выпускника-гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, готовой к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к раскрытию творческого потенциала, уважающей права и свободы другого человека, физически и духовно развитой, ориентированной на лучшие традиции отечественной и мировой культуры.
С внедрением ФГОС в учебно-воспитательный процесс, к приоритетным направлениям воспитательной работы на основе модульно-компетентностного подхода следует отнести:
- профессионально-трудовое воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- правовое воспитание, профилактику правонарушений;
- нравственно-эстетическое воспитание;
- формирование здорового образа жизни;
- студенческое самоуправление.
Анализ, моделирование и развитие компетенций является необходимым условием для успешного обновления системы воспитания, управления ее организацией, а также для эффективного функционирования всех направлений современного воспитательного процесса.
Таким образом, цель нашей работы – это поиск новых направлений воспитательной работы, обеспечивающих формирование общих компетенций. В частности - разработка проекта воспитательной работы на примере конкретной группы.
Считаем, что наша работа достаточно актуальна, так как современный рынок труда требует специалистов конкурентоспособных, обладающих широким кругом компетенций.
I. Общие компетенции: условия формирования и классификации
1.Компетентностный подход в системе воспитательной работы. Мы живем в обществе бурно развивающихся технологий, когда объем информации удваивается каждые 3 года, список профессий обновляется более чем на 50% каждые 7 лет. Фундаментальные академические знания в эпоху Интернета и электронных справочников перестают быть капиталом. От человека теперь требуется не столько обладание специальными знаниями, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Компетентностно - ориентированное образование – ответ на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетенций учащихся, т.е. способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Понятие «компетентность» (от лат. сompete – «соответствую», «подхожу», competens – «надлежащий», «способный») стало достаточно часто появляться в педагогической лексике, хотя для российской педагогики оно является относительно новым, поэтому наблюдается его разное толкование.Компетентность – мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Включает, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Наряду с понятием «компетентность» употребляется понятие «компетенция». Есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Согласно первому варианту, компетенция определяется как способность делать что-либо хорошо или эффективно, соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу, способность выполнять особые трудовые функции. В глоссарии терминов рынка труда отмечается, что «...термин «компетентность» используется в тех же значениях». Второй вариант рассмотрения соотношения этих понятий продемонстрирован в словарных статьях. Так, толковый словарь русского языка С. Ожегова, словарь иностранных слов определяют компетенцию как круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. В компетенции входят: управление отношениями, работа в группах, влияние, сбор и анализ информации, принятие решений, личное развитие, генерирование и накопление идей, планирование и организация, управление выполнением задачи к установленному сроку, постановка цели. Компетенция – это способность действовать самостоятельно и ответственно в рамках своей компетентности в соответствии со своими правами, обязанностями и областью профессиональных задач, на которые распространяются необходимые полномочия.
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формирование у учащихся компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации. Содержательная характеристика личностного развития, данная Б.Ф. Ломовым и Дж. Равен, позволяет заключить, что учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности. Именно эти качества обуславливают формирование компетентной личности в современном мире. Универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования называют ключевыми или базовыми. Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны. Другими словами, базовые компетенции называют общими.Общие компетенции иногда называют инструментальными, безличными, систематическими. Воспитательный потенциал технологий обучения и развития способствует формированию у обучающихся в учебном процессе, в предметной деятельности, следующих компетенций: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции.
2. Условия формирование общих компетенций обучающихся в учреждениях СПОВнедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностей (профессией).Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности». Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности. В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной. Анализ опыта работы по новому ФГОС свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса, между:- потребностью современного общества в личности, владеющей общими, профессиональными компетенциями, способной адаптироваться на рынке труда и традиционным содержанием, технологиями образования, не позволяющими в полной мере сформировать необходимый уровень подготовки специалиста;- необходимостью организации педагогического процесса, ориентированного на формирование общих, профессиональных компетенций у обучающихся и недостаточного теоретического обоснования, конкретных практических рекомендаций по реализации основных положений ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях СПО. Данное противоречие усугубляется по причине отсутствия или незначительного количества современных учебных пособий , имеющихся в образовательных учреждениях ", разработанных в соответствии с ФГОС,- необходимостью оценки сформированности компетенций и не разработанностью контрольно-оценочных средств.С учетом обозначенных проблем встает вопрос: как организовать воспитательный процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия Результативность организации воспитательного процесса во многом зависит от создания педагогически целесообразных программ, методик и технологий.
3. Классификации общих компетенций
Обратимся к классификации ключевых компетенций, предложенных Андреем Викторовичем Хуторским.Ученый выделяет 7 ключевых компетенций:
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции.
7. Компетенции личностного самосовершенствования
Как видим, ценностно-смысловые компетенции, включая компетенции личностного самосовершенствования имеют первостепенное значение, являются основой, «фундаментом» развития всех других ОК, далее идут учебно-познавательные, информационно-коммуникативные компетенции, общекультурные и социально-трудовые.
Аналогичные результаты получим, ориентируясь на классификацию ОК, предложенную И.А. Зимней.
1.Компетенции, относящиеся к самому человеку, как к личности, субъекту деятельности и общения.
2.Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.
3.Компетенции, относящиеся к деятельности человека.
II. Организация воспитательной работы как условие формирования общих компетенций
Современные проблемы воспитания.
Я работаю преподавателем в ГБПОУ РС (Я) «Намский техникум» с 2000 года. Воспитательной работой, в качестве куратора, занимаюсь 10 лет. В данное время являюсь куратором группы по профессии «Мастер общестроительных работ.Как известно, куратор ведет закрепленную за ним группу постоянного состава от начала до самого выпуска. Его деятельность за весь период направлена на развитие не только профессиональных, но и умственных, нравственных и физических способностей учащегося. Куратор осуществляет воспитание учащихся в процессе учебной деятельности, во внеучебной работе, помогает в воспитанию в семье. Это позволяет направленно и всесторонне управлять формированием личности учащегося.
Ежедневная учебная воспитательная работа с подрастающим поколением, постоянные педагогические наблюдения за обучающимися и изученный теоретический материал позволяет нам сделать следующие выводы:
Резко снизился престиж нравственности, возросли интересы сугубо личного прагматического плана в молодёжной среде. У значительной части молодёжи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала.
Продолжается процесс переориентации нравственного сознания и чувств российской молодёжи по отношению к тем явлениям, которые недавно категорически осуждались: невыполнение долга, данного слова, проявление нечестности, неверности, половой распущенности, наркомании, иждивенчества, воровства, гомосексуализма, поклонения западным ценностям.
За последние годы значительно снизился умственный, творческий потенциал молодёжи. В глазах молодёжи продолжает быстро падать ценность умственного труда и образования. Для большей части молодёжи неоправданно приниженным является значение народного искусства, художественных произведений отечественной классики, традиционных промыслов и ремёсел. Не ослабевает интерес молодёжи к восприятию сцен и эпизодов насилия, жестокости в кино, на телевидении.
В социокультурных ценностях молодёжи наблюдается приоритет потребительских ориентаций. Продолжается «американизация» культурных потребностей, интересов и ценностей российской молодёжи.
Народная культура, традиции, обычаи, обряды, фольклор воспринимаются большей частью молодёжи как анахронизм. Заметно снижается политическая активность молодёжи.
Резко проявляется неадекватное отношение молодёжи к труду, к общественно- полезной деятельности.
Вышеназванные проблемы, а так же внедрение ФГОС, требуют новых подходов в воспитании обучающейся молодежи.
Планирование воспитательной работы в группе «Мастер общестроительных работ».
По ФГОС для профессии 270802.09. «Мастер общестроительных работ» предусмотрены следующие общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителемОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельностиОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентамиОК. 7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знанийДля успешного планирования воспитательных мероприятий и работ мы соотнесли общие компетенции, предложенные А.В.Хуторским и общие компетенции предусмотренные ФГОС по профессии «Мастер общестроительных работ»
Ценностно-смысловые компетенции.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.2. Общекультурные компетенцииОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.3.Учебно-познавательные компетенции. ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителемОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. 4. Информационные компетенции.ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности5. Коммуникативные компетенцииОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
6. Социально-трудовые компетенции.ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы 7. Компетенции личностного самосовершенствования ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Исходя из данной классификации, запланированы направления воспитательной работы, а так же составлен проект воспитательных работ и мероприятий для группы по профессии «Мастер общестроительных работ»
Проект воспитательной работы по формированию общих компетенций.
Информационная карта проекта:
1. Наименование: Проект воспитательной работы в группе «Мастер общестроительных работ»
2. Руководитель проекта: Васильева Марианна Семеновна-куратор группы
3. Краткая информация о группе: Группа по профессии «Мастер общестроительных работ» набрана на базе 9 класса. Срок обучения- 2 года 6 месяцев. В группе обучается 22 юноши в возрасте от 17 до 22 лет из 10 улусов и города Якутска. Большинство обучающихся из малообеспеченных и неполных семей, а так же в группе обучается 3 круглых сирот. Успеваемость в группе 84%, при качестве 46%.
4. Аннотация: Проект воспитательной работы направлен на формирование общих компетенций предусмотренных ФГОС. Проект будет воспитывать в обучающихся помимо сугубо профессиональных знаний и умений такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию, т.е те качества, которые присущи современному специалисту.
8. Кадровое обеспечение:
-Куратор-Васильева М.С.
- Руководители кружков:
-«Профессиональное мастерство»-Сметанин Т.П.-мастер п/о
- «История. Культура. Искусство »- Корякина М.И., преподаватель
- «Военное дело» -Васильев А.Е, - руководитель кружка «Военное дело»
- «Мой выбор» - Федорова Е.А., преподаватель
- «Спортивный»- Соловьев Л.А., преподаватель
- «Психология. Деловая культура» - Андреева М.С., педагог-психолог
-«Я-исследователь»- Ядрихинская И.Г., преподаватель
-«ИКТ»-Сивцев Е.А., преподаватель
-«Одна команда!»-Васильева М.С, преподаватель
9. География проекта: ГБПОУ РС(Я) «Намский техникум», поселок Графский берег, Намский улус.
10. Сроки реализации: октябрь 2015 – май 2016 года.
Постановка проблемы:
Наш проект рассчитан на решение двух проблем, связанных с учебно-воспитательным процессом: успешное трудоустройство выпускников и занятость обучающейся молодежи во внеучебное время.
Организация воспитательного процесса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, разнообразную деятельность и общение за пределами учреждения. Воспитательная работа проводится усилиями всех участников образовательного процесса: от администрации до учащихся и родителей.В результате взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса происходит формирование активной личности, сочетающей в себе нравственные качества, творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение к людям и всему миру, т.е обладающей всеми общими компетенциями, необходимыми для его дальнейшей профессиональной деятельности.
Цель проекта: Формирование общих компетенций обучающихся группы по профессии «Мастер общестроительных работ».
Задачи:
-Организовать внеучебную деятельность обучающихся с целью формирования общих компетенций
- Выявление и развитие творческого потенциала личности обучающихся, приобщение их к основам отечественной культуры, формирование ценностных ориентиров, патриотизма, устойчивых нравственных принципов и норм, приобщение к выбранной профессии, укрепление активной жизненной позиции.
- Создание оптимальных условий для развития и самореализации обучающихся, оказание им помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого социального опыта;
Целевая группа:
Обучающиеся группы «Мастер общестроительных групп»-22 человек
Механизм реализации (методы):
Для успешного реализации проекта необходимо согласовать расписание занятий у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, определить график и место проведения кружковых занятий.
Занятия планируется проводить после учебного дня, т.е с 16 до 18 часов. Мероприятия можно проводить после 19 часов. Таким образом, что обеспечит 100% занятость обучающихся в течение дня.
Занятия планируются проводить по 9 направлениям, наиболее необходимым для формирования общих компетенций.
Кружок «Профессиональное мастерство» предполагает формирование умений, знаний и практического опыта в профессиональной деятельности, а так интереса к своей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
Кружок «История. Культура. Искусство» развивает общий кругозор обучающихся, их знания в области истории, культуры, искусства. Будет изучать наряду с историей нашего государства и историю нашей республики. Кроме этого, будет изучать традиции и нравы, место и роль России в мировой истории, воспитывать осознание неразрывности с судьбой Отечества, чувство гордости за него и ответственность за происходящее в нашем обществе.
Кружок «Военное дело» перестраивает сознание подростка – призывника, формирует необходимые установки на предстоящую воинскую службу, вызывает интерес, стремление и положительное отношение к своему воинскому долгу.
Кружок «Мой выбор» - воспитание здорового образа жизни, а так же формирует глубокое и правильное понимание современного законодательства, своих гражданских обязанностей и прав.
Кружок «Спортивный» направлен на воспитание любви к спорту, пропаганду различных видов спорта, формирования ответственного отношения к своему физическому здоровью.
Кружок «Психология. Деловая культура» призван воспитывать у молодежи постоянную готовность к решению ответственных и сложных проблем, умение выдерживать высокие психологические нагрузки и преодолевать стрессовое и депрессивное состояние, а так готовность работы в коллективе, умение найти правильный выход из конфликтных ситуаций и других корпоративных проблем. А так же воспитание высокой культуры, формирование прочных духовных и этических норм поведения, способность руководствоваться в жизни определяющими социально-значимыми принципами и идеалами.
Кружок «Я-исследователь» -это организация научного общества, где обучающиеся смогут научиться находить нужную информацию, анализировать, выявлять лучшее, научно обосновывать свои открытия.
Кружок «ИКТ» развивает умения использовать информационно-коммуникационные технологии в учебе, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности.
Кружок «Одна команда!» - это мастерская совместных дел, призванная в первую очередь воспитывать коллективизм, сотрудничество, умение общаться и работать в команде.
Для успешного проведения занятий преподавателям необходимо разработать планы кружковой работы. Оплата преподавателям планируется из кружкового бюджета.
Кружок Общие компетенции Основные мероприятия
«Профессиональное мастерство» ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 -конкурсы профессионального мастерства
-организация выставки прикладного творчества (сварные и деревянные изделия)
-экскурсии на строительные предприятий-выполнение различных индивидуальных и групповых проектов
-оформление слайд-презентации или видеоролика о профессии, имеющий профориентационный характер
-организация встреч, бесед с профессионалами строительного дела
-оформление и производство стендов, инструментов, наглядных пособий для учебного кабинета, мастерской
-выполнение ремонтно-строительных работ на базе техникума
«История. Культура. Искусство» ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, -лекции, беседы, тематические игры по истории, культуре, искусстве
-организация посещения музеев, выставок, театров, концертов, библиотек
-выполнение групповых и индивидуальных проектов-организация встреч с представителями культуры, истории, искусства
-оформление тематических стендов, стенгазет, плакатов
«Мой выбор» ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, -лекции, беседы, тематические игры по ЗОЖ, правоведению, законодательству
-организация оздоровительных мероприятий
-выпуск санбюллетеней. стенгазет, плакатов
-организация встреч, бесед с людьми с высокой гражданственностью
-выполнение тематических проектов
«Военное дело» ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7 Беседы, лекции, «Уроки мужества», игры, просмотр и обсуждение телефильмов и телепередач, посвященных вопросам защиты Отечества
-организация военно-плевых выходов
-строевая подготовка
-посещение музеев, памятников, обелисков воинской славы
-выполнение групповых и индивидуальных проектов-организация военизированных соревнований
-организация встреч, бесед с ветеранами боевых действия
-выпуск «Боевого листка»
«Спортивный» ОК 2., ОК6. -занятия по укреплению физического здоровья
-соревнования
-беседы, лекции
«Психология.Деловая культура» ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 - лекции, беседы, деловые игры, тренинги
-выполнение групповых и индивидуальных проектов«Я-исследователь» ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 -привлечение к научному исследованию
-участие в различного рода конференциях, чтениях с докладами
-выполнение индивидуальных и групповых проектов
-публикации
«ИКТ» ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6 -лекции, беседы, тематические игры
-практические занятия по освоению новых программ и новых возможностей ИКТ
«Одна команда!» ОК 1, ОК5, ОК6,
-проведение классных часов, мероприятий на сплочение
-организация концерта художественной самодеятельности
- организация шефской работы
-организация субботников
-организация выходов на природу
-организация различных конкурсов и мероприятий воспитательного характера
- составление портфолио обучающихся-составление портфолио группы
Ожидаемые результаты:
Наш проект охватит 22 обучающихся и 9 педагогов ГБПОУ РС(Я) «Намский техникум». За 8 месяцев каждый из обучающихся группы должен посетить определенное количество часов по каждому из кружков, которые в конечном итоге сформируют общие компетенции, воздействует на его сознание и поведение с целью формирования определенных принципов, установок, понятий и ориентаций на основе лучших профессиональных традиций. За это время у учащихся должны повыситься мировоззренческие и духовно-нравственные взгляды, они должны получить начальные знания в области правовых основ, психологии, деловой культуры.
Если все пойдет по плану и работа участников проекта будет качественной, то у обучащихся должны появиться такие положительные качества как: физическая и психологическая стойкость, ответственность, активность, любознательность, целеустремленность, общий кругозор, умение мыслить, искать информацию, анализировать, производить самоконтроль и самоанализ.
Посещая кружки обучающиеся узнают, что такое коллективизм, сотрудничество, совместная работа. Научатся организовывать мероприятия и обретут активную жизненную позицию. Для призывников появится интерес к армии, мотивация для успешного прохождения военной службы.
Таким образом, группа из 22 человек, прошедшая через данный проект, должны приобрести ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные информационные, коммуникативные компетенции, социально-трудовые знания и навыки, а самое главное у них должно произойти личностное самосовершенствование.
Эффективность проекта оценивается:
- Психологическими тестами, которые психолог проводит в начале и в конце проекта.
- Характеристиками куратора и мастера п /о, закрепленных к учебной группе.
- Характеристиками родителей до и после проекта.
- Уровнем правонарушений со стороны обучающихся до и после проекта.
- Итоговыми испытаниями по теоретическому и практическому обучению
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Проект имеет все шансы на дальнейшее развитие по следующим причинам:
- ГБПОУ РС(Я) «Намский техникум» ежегодно принимает на обучение от 125 до 175 учащихся при общем количестве около 300 учащихся. Поэтому проект может реализовываться ежегодно.
- Современному рынку труда необходимы специалисты, владеющие не только профессиональными компетенциями, но и общими, те имеющие высокие личностные качества
Заключение
В процессе воспитания создаются условия для формирования у обучающихся мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности. Это доброжелательность, отзывчивость, инициативность, адекватность самооценки, умение толерантно относиться к позиции собеседника, навыки совместной деятельности. Это и осознанное принятие ценностей здорового образа жизни, чувство сопричастности к своей Родине, чувство прекрасного, готовность действовать в соответствии с моральным выбором, нравственными нормами.
Необходимо стремиться к интеграции учебной и воспитательной работы. Важно, чтобы знания, полученные на уроке, апробировались обучающимися на практике, чтобы нравственные нормы, демократические ценности, гуманистический, субъектный подходы определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся в рамках учебного процесса.
Использованная литература.
1. Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2004. - № 11. – С. 3-14 2. Васильева З.И. Воспитание в процессе обучения // Советская3. Мухлынина О.В. Воспитание ответственности у подростков на основе многомерно- функционального подхода.// Образование и наука. – 2007.- Прил. №2 –с.73-80.
4. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М., 2002.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.
5.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm