Обучение детей проектной деятельности на уроках английского языка

Метод проектов. Обучение детей проектной деятельности на уроках английского языка
Современное общество в течение всей жизни будет проверять уровень сформированности общеучебных компетенций выпускника, а на рынке труда эти компетенции в сочетании со свободным владением иностранным языком откроют новые возможности. Для «свободного владения» традиционной программы, ограниченной страницами учебника, недостаточно.
Современная школа должна вовлечь учащихся в языковую деятельность, сформировать желание самовыражения, помочь преломить языковой барьер, реализовать их интеллектуальный потенциал. Проектная деятельность помогает решать эту проблему.
Программа проекта в соответствии с ФГОС развивает способности ребёнка и формирует такие универсальные учебные действия, как планирование, прогнозирование, целеполагание, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция, формируя коммуникативные и социальные навыки для успешного интеллектуального развития личности. Проблемное обучение в рамках проекта проходит индивидуально и в группах, краткосрочно и долгосрочно. Аргументированная защита своей концепции, оценка работы по обозначенным критериям дают бесценный опыт публичных презентаций.
Для урочных проектов я планирую проектную деятельность на базе разговорных тем уроков. Подготовительный этап – стандартная проработка темы с обозначением всех гипотетически важных аспектов. Одновременно происходит планирование и распределение ролей. Дополнительно рассматриваются пункты плана, которые ученики собираются изучить углубленно в индивидуальном порядке. Обязательно проведение контроля с целью профилактики возможных проблем. Обучающиеся совместно с учителем разрабатывают критерии оценивания, которое проводится в трехстороннем порядке: учитель – класс – ученик.
На подготовительном этапе внеурочных проектов межпредметной и надпредметной направленности через анкетирование или личную беседу выявляются интересы и предпочтения обучающихся. Правила участия и инструкции по вопросу оформления конечного продукта оговариваются заранее. Группы формируются по личностным характеристикам, по интересам, по уровню владения английским языком.
Следующие этапы внеурочного проекта – выбор темы, определение цели и задач проекта, формирование групп, распределение обязанностей. На этапе  поискового исследования мы решаем, откуда черпать информацию, в каком виде можно представить публике продукт проектной деятельности. Это «внешний продукт», определяемый участниками проекта. Я анализирую ещё и  «внутренний продукт» проектной деятельности – развитие межличностных, вербально-лингвистических, визуально-пространственных  и внутриличностных способностей учащихся.
Промежуточный контроль работы – трансляционно-оформительский этап, предзащита и доработка проекта. Заключительный этап – публичная защита, подведение итогов, анализ выполненной работы, выявление причин успехов и неудач. Конечный продукт подлежит обязательному оцениванию.
Метод проектов – «метод решения проблем» эффективен, так как позволяет реализовать потенциал как учеников, так и учителя.
В теоретическом плане проектная деятельность позволяет:
1.     Вовлечь максимальное количество учеников, проявить исследовательские навыки, повысить мотивацию к обучению.
2.     Изменить способ коммуникации учителя и ученика: учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.
В практическом плане имеется ряд инновационных моментов:
1. Овладение навыками работы с новейшими сетевыми ресурсами.
2. Активное внедрение в учебный процесс идеи самоконтроля и самооценки, способствующих достижению устойчивых положительных результатов.
3. В рамках проектной деятельности на уроках (с 5 класса) монологические высказывания (разговорные темы) переводятся в разряд монопроектов. Личное участие в составлении рассказов, экскурсий, или научных лекций с подборкой фото, видео материала повышают мотивацию учащихся и способствует снятию языкового барьера. От раза к разу ребёнок чувствует себя все более уверенным в себе. Так достигается ситуация успеха!
Проектная деятельность базируется на принципах теоретической педагогики:

· принцип доступности (соответствия возрастным особенностям);

· субъектности (содействия развитию способности осознавать свое "Я");

· принцип добровольности и партнерства (полноправного сотрудничества);

· принцип преемственности (опоры на пройденное);

· результативности, объясняя важность процесса работы и результата;

· принцип научности и созидания.
Добавлю только, что принцип творчества и успеха является логичным завершением списка методологической базы.
«Три кита» - полезные жизненные принципы  проектного выпускника:
· Индивидуальность и  социальное самоопределение;
· Сформированность навыка индивидуальной и командной работы;
· Способность давать адекватную оценку действиям своим и чужим.
Принципиальные условия, соблюдаемые при работе над темой:

· Компьютерная грамотность;

· Умение аргументировать и делать логичные выводы;

· Распределение материала от простого к сложному, от  частного к общему.
Подходы, позволяющие мне реализовать ключевые компетентности:
· Личностный подход: формирует социально-значимые качества выпускников – самосознание и самореализацию, социальную активность, мобильность, креативность, стремление реализовывать конкретную осознанную цель.
·  Компетентностный подход: ученик из пассивного объекта педагогического воздействия превращается в активного субъекта проектной деятельности.
·  Дифференцированный подход: гарантирует адекватную языковую нагрузку, отработку практических навыков самостоятельной деятельности.
·  Деятельностный подход: открывает перед ребенком весь спектр возможностей и создает установку на свободный выбор.
Программа моего проекта не оставляет без внимания вопросы физического и психического, социального и нравственного здоровья. Мне важно поддерживать духовное здоровье, систему ценностей и убеждений. Здоровьесберегающий режим работы способствует становлению и духовному развитию личности ребенка. Я учу детей распределять усилия для самостоятельной работы и систематизации новых знаний.
При этом происходит не менее важный процесс профессиональной самореализации учителя. Осознание того, что потенциал ребенка реализован, а педагогический опыт и идеи педагога востребованы в полной мере также ведет к счастливому, спокойному и здоровому существованию, а не к нервным срывам на фоне профессионального выгорания.
Проектная деятельность на всех уровнях осуществляется при руководстве учителя-предметника, при участии старшеклассников для внедрения элементов самоуправления, а также при поддержке коллег для работы в жюри, участия в бинарных проектах.
Проектная деятельность дает возможность совершенствовать коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, развивать языковые средства и навыки пользования ими, формировать социокультурную осведомленность, применяя общеучебные и специальные учебные умения.