Презентация школьному психологу на тему Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка


Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка Основные потребности ребенка: безопасностьздоровьеобразованиепознавательныепривязанностьэмоциональное развитиеидентичностьсоциальная адаптациястабильные отношения в приемной семье Потребность ребенка в безопасности: является базовойоснована на инстинкте самосохраненияИменно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания. Потребность ребенка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский Потребность ребенка в умственном развитии и образовании подразумевает: - необходимость изучать окружающий мир - формировать о нем определенное представление - получать соответствующее образование Потребность в привязанности можно определить как «близкую связь между двумя людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости»(Вера Фелберг) Эмоциональные потребности - это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими Потребности в идентичности - это потребность чувствовать свою уникальность, неповторимость и вместе с тем принадлежность к семье. «Я» - «Мы» «Кто я?» = «Чей я?» «Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ» Социальная адаптация - это социализация ребенка в обществе, а именно:-усвоение социальных норм и правил-усвоение социальных ролей-общение со сверстниками и взрослыми-навыки самообслуживания-бытовые навыки Взрослые Ближайшее окружение является базовой связана с нормальным развитием психики жизненно необходимой Потребность в устойчивых позитивных отношениях б К чему приводят нереализованные потребности? Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, ощущение брошенности. Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения), неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор, примитивность, отсутсвие стремления к личностному росту и развитию. Компетентный родитель - -это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка -это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и прилагать усилия для того, чтобы ее менять -это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое Типы родительских компетенций: -инструментальные компетенции-межличностные компетенции-системные компетенции Инструментальные компетенции - это знания и технологические умения в области психологии и педагогики замещающей семьи, воспитания приемного ребенка, собственного поведения в семье. Межличностные компетенции - это индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, с критическим осмыслением, способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, с умением принимать социальные и этические обязательства. Системные компетенции - это сочетание понимания, отношения и знания, способность планировать изменения с целью совершенствования семейной системы. Приемные родители должны стараться: сотрудничать со специалистамистроить доверительные отношения с ребенкомпреодолевать конфликтные ситуацииэффективно общаться с другими людьми Спасибо за внимание!