Урок физики на тему: Давление в жидкостях, газах и твердых телах (7 класс)

Урок по физике для 7 класса
Тема урока: «Давление в твердых телах, жидкостях и газах»

Цели урока:
- обучающие: обеспечить понимание физического смысла давления всеми учениками; выяснить особенности передачи давления в разных средах; продолжить формирование навыков практической деятельности учащихся, умений применять знания для решения качественных и количественных задач в знакомой и незнакомой ситуации;
- развивающие: научить обобщать и систематизировать учебный материал; содействовать развитию мыслительных операций, речи, коммуникативной культуры учащихся;
- воспитывающие: прививать умения работать в парах, самостоятельно приобретать знания; формировать навыки взаимоконтроля, положительное отношение к учению;
Оборудование и оснащение урока:
- на доске: тема урока, дидактические единицы содержания учебного материала (давление, сила давления, площадь опоры, закон Паскаля, формулы расчета давления твердых и жидких тел, единица давления);
- учебник Физика 7 класс
- таблица на доске и в тетрадях учащихся (таблица заполняется в течение урока):

Агрегатное состояние
Подвижность молекул
Передача давления
Рисунок

Твёрдое




Жидкое




Газообразное





Оборудование для эксперимента:
Для исследования давления в твердых телах: пластилин и гвоздь, столик и песок, гирька.
Для исследования давления в жидкости: воздушный шарик с водой, крем для рук.
Для исследования давления в газах: воздушный шар, мыльные пузыри.

Тип урока: урок-исследование

Класс разделен по группам и микрогруппам. Три группы исследуют давление в твердых телах, жидкостях и газах.
Опросный лист (раздать каждому учащемуся):
Использование элементов педагогических технологий: исследовательской деятельности; проблемного обучения; игрового обучения; деятельностного подхода.
на столах учащихся рабочий лист для конспекта с пропусками, которые должны быть заполнены по ходу урока
Ход урока 1. Вступительное слово учителя:
Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем создать теорию, объясняющую одно из явлений природы. Вам придется побыть в роли не только исследователей, но и теоретиков, которые дают определение понятиям, делают выводы. Именно так создаются научные теории. 2. Актуализация знаний учащихся – фронтальная беседа.
Давайте вспомним основные физические понятия и явления, но вспоминать мы будем необычно для вас - наоборот, то есть я вам буду предлагать варианты ответов, а вы сами будете формулировать к ним вопросы. Итак, приготовьтесь. Смотрим на слайд.
Вопрос 1: работа, мощность, давление, энергия.
Вопрос 2: молекула, атом, частица, электрон.
Вопрос 3: паскаль, килограмм, ньютон, квадратный метр.
Вопрос 4: жидкость, твердое тело, газ, вакуум.
Вопрос 5: Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Аристотель, Блез Паскаль.

Подготовка к основному этапу. Учитель: Итак, немного повторили, а теперь внимание на экран. (Видео).
Что мы увидели в этом видео? (передачу давления в твердых телах и жидких). Почему такой разный результат? А ответим мы на него после ряда исследований в конце урока.
Ребята, какую цель мы поставим на сегодняшний урок?
(выяснить, как передается давление твердым тела, жидкостям и газам)
Откройте тетради и запишите тему урока: Давление в твердых телах, жидкостях и газах.
И чтобы ответить на эти вопросы, мы проведем несколько исследований, для этого вас просила разделиться по равносильным группам. И каждая группа будет выполнять свои исследования. Итак, у вас на партах лежат заготовочки таблицы, которую вы будете заполнять.

Исследовательская работа в группах(10 мин)

Сравним, как будут оказывать давление на стенки твердые тела, жидкости и газ.
В процессе беседы заполняется таблица (на доске), в которой фиксируются возможные зависимости, предложенные учениками.
Учитель. Есть ли отличие в оказании давления? Что необычного? Ответы учеников: отличия есть - в случае давления твердых тел мы видим, что давление передается по направлению действия силы, а в жидкостях и газах давления передается по всем направлениям одинаково. Учитель. Молодцы! А вы знаете, что только что сами сформулировали закон Паскаля, который исследовал свойства жидкостей и газов. Откройте стр.87 учебника, найдите закон Паскаля и прочтите его. Верно ли мы установили этот закон?

6. Проверим себя. (вопросы на слайдах)
7. Домашнее задание: творческое: найти интересные факты из биографии Б.Паскаля, из мудрых изречений Паскаля, заинтересовавшее вас, записать в тетрадь примеры проявления закона Паскаля в жизни и природе.

8. Подведем итоги: Каждый из вас заполнил таблицу, в которой обобщил свои знания по теме «Давление твердых, газообразных и жидких тел». Учитель показывает на доске аналогичную заполненную таблицу и предлагает учащимся провести самопроверку.

Давайте вспомним видео «Галилео». Почему так произошло?
Видите ли вы практическую значимость знаний, приобретенных на уроке?


































1 группа: Лист исследования
Исследовать давление в твердых телах.

Возьмите пластилиновый кубик и гвозди, проделайте несколько отверстий гвоздем в кубике. Пронаблюдайте за движением гвоздя.
Возьмите воздушный шарик, поместите в него тяжелые твердые предметы. Пронаблюдайте за давлением (куда направлена сила).
По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в твердых телах.
Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
Подготовьте отчет о проделанной работе.

Агрегатное состояние
Подвижность молекул
Передача давления
Рисунок

Твёрдое






2 группа: Лист исследования
Исследовать давление в жидкостях.

Возьмите воздушный шарик, наполненный водой. Попробуйте его сжать в нескольких местах. Пронаблюдайте за движением воды из отверстий в шарике.
По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в жидкостях.
Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
Подготовьте отчет о проделанной работе.

Агрегатное состояние
Подвижность молекул
Передача давления
Рисунок

Жидкое





3 группа: Лист исследования
Исследовать давление в газах.

Возьмите воздушный шарик, надуйте его. Какой формы получился шарик? Попробуйте его сжать в нескольких местах и отпустить. Получается ли изменить форму?
Возьмите мыльные пузыри, выдуйте несколько мыльных пузырей. Какой формы получился мыльный пузырь?
По результатам эксперимента сделайте вывод о передаче давления в газах. (Почему воздушный шарик и мыльный пузырь всегда принимают сферическую форму?)
Объясните наблюдаемое явление на основе строения вещества.
Подготовьте отчет о проделанной работе.

Агрегатное состояние
Подвижность молекул
Передача давления
Рисунок

Газообразное








Рисунок 115