Заседание экологического клуба Тема заседания «Подготовка к проведению экскурсии в природу «Позвоночные животные леса»»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №7
Ставропольский Край, г. Минеральные Воды
ул. Советская, 32, тел\факс 6-07-53
Заседание экологического клуба
«Исследователи природы»
Тема заседания
«Подготовка к проведению экскурсии в природу «Позвоночные животные леса»»
Учитель биологии Шамилова Л.Ш2016-2017учебный год
Цель заседания : подготовка учащихся к зимней экскурсии в природу.. Задачи учебного занятия:
1.Формирование личностных УУД - умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях при работе в группе.
2.Формирование регулятивных УУД - способности к целеполаганию, планированию, прогнозированию, оценке и осознанию учащимся качества и уровня усвоения новых знаний, саморегуляции как способности к волевому усилию.
3.Формирование познавательных УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; сравнение и классификация объектов по выделенным признакам; построение логической цепи рассуждений; развитие навыков самостоятельной работы, умения самостоятельно предлагать методику исследовательской деятельности в природе по изучению позвоночных животных.
4.Формирование коммуникативных УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование:
•мультимедийная система
•презентацииучащихся
•на столах у учащихся инструктивные карточки для проведения исследовательских работ – составления слепка следа животных, для записи голосов птиц
бинокли
гипс
тесто
сотовые телефоны с диктофонами.
Методы проведения заседания: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, практический, исследовательский.
Форма проведения – заседание клуба.
Ученик 1.
Тема нашего заседания «Методы наблюдения за позвоночными животными». Мы готовимся к проведению экскурсии в природу «Позвоночные животные леса». Конечно, мы помним, что к позвоночным хордовым животным, обитающим в лесу, относятся животные класса Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы и Млекопитающие.
Зимние явления в природе точно описал Федор Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
При таких погодных условиях встретить пресмыкающихся и земноводных на экскурсии уже нельзя. Эти холоднокровные животные прячутся под камнями, корягами , в норах и впадают в спячку. А птицы и млекопитающие на фоне деревьев, лишенных листвы, покрытых белоснежным снегом становятся более заметны.

На экскурсию мы отправимся по маршруту, который предложит ученик 2, познакомит с правилами работы на экскурсии
Ученик 2
На экскурсии мы будем проводить прямые наблюдения за обитателями леса под г. Змейкой. Прямые наблюдения осуществляются при перемещении по лесу или во время подкарауливания, из укромного места.
Маршрут экскурсии заранее намечается и продумывается. Мы выйдем из школы. Соблюдая правила движения по пешеходному переходу перейдем дорогу. Направляемся далее по проселочной дороге к лесу . Учетный маршрут я проложил по тропам или узким дорогам .Протяженность маршрута в лесу составляет 500–1000 м. Ширина учетной ленты – 100 м в лесу. Ширину ленты определяют на глаз. В лесу экскурсанты должны идти медленно и бесшумно, все время осматриваясь и прислушиваясь, в случае необходимости моментально останавливаться и замирать на месте. Важно заметить животное до того, как она насторожится и убежит. При подходе к животному нужно учитывать направление ветра, имея в виду, что у животных обостренные обоняние и слух. Подходим с подветренной стороны – ветер дует на нас.
При подкарауливании устраивают засады около гнезд и нор, на местах кормежки и т.д. При подкарауливании необходимо тщательно маскироваться Для рассматривания и подсчета животных применяется оборудование– бинокль. Работают с биноклем так: открывают защитные покровы , подносят к глазам и подкручивая винтами над правым и затем левым окулярами добиваются четкого увеличенного изображения рассматриваемого объекта. Полученную информацию заносят в блокнот.
Кто никогда не применял бинокль для наблюдения объектов?
Подойдите , научитесь пользоваться!
Можно применять фотографирование живого объекта на фотоаппарат или сотовый телефон, а после экскурсии по фотографиям проводить подсчет животных
Ученик 1: Особенности методики изучения и подсчета птиц расскажет ученик 3.
Ученик 3:
Птицы - летающие позвоночные животные. Они скрываются в ветках деревьев и кустарников . Рассматривают и подсчитывают их с помощью бинокля. Количественный учет птиц проводится главным образом маршрутным методом. Наблюдатель подсчитывает всех встреченных в полосе учета птиц по двум особенностям
- морфологическим признакам
- или по голосу.
При подсчете птиц по морфологическим признакам применяется бинокль.
Большое значение в изучении птиц имеет голос. По крикам и песне можно определить вид той или иной птицы. Крики и песни – сигнал, по которому наблюдатель легко может подкрасться к птице и произвести прямые наблюдения.
Послушаем и запомним голоса птиц.
Научимся записывать на диктофон сотового телефона голоса птиц.
После окончания экскурсии прослушиваем запись, определяем виды птиц и их количество.
(звуки птиц – это синица, ворона,….)
Проверим результаты записи.
При изучении питания дневных хищных птиц, сов хорошие результаты даёт анализ погадок. Погадки – это непереваренные шерсть, кости съеденных животных, которые отрыгивают птицы, очищая желудок.
(видео образования погадки)
Подсчет мест с погадками позволит определить количество птиц - хищников в данном лесу.
Ученик 1.С методикой изучения и подсчета млекопитающих нас познакомит ученик 4
Ученик 4
Непосредственные наблюдения возможны не всегда и не над всеми животными. Особенно зимой – они пугливы и редко попадаются на глаза человека. Поэтому проводить подсчет нужно по отпечаткам лап на снегу, остаткам пищи, клочкам шерсти, по помету. От наблюдательности зависит успех полевых исследований.
Звери опускают конечности (ногу, лапу) полого, а вынимают их из снега почти вертикально вверх. Эти различия получили названия: поволока — задняя стенка и выволока — передняя стенка следа. Поволока всегда длиннее выволоки, значит, животное двигалось в ту сторону, куда направлены короткие, то есть более крутые стенки следа. Иногда, чтобы точно определить направление движения зверя, необходимо его поторопить, наблюдая за почерком следовой дорожки. Четкие отпечатки следов бывают только на плотном мокром снегу, на иле и на мягкой глине. На сыпучем грунте или рыхлом снегу следы зверей составляют ряд бесформенных ямок без когтей и пальцев. Для определения свежести следа нужно тонкой веточкой разделить след. Если след легко делится, то он свежий, если не делится - старый, ему более суток.
Чтобы многократно не подсчитывать животных по следу наблюдатель может сделать слепок следа и прикладывая его к вновь найденным отпечаткам выяснять - это новое животное или уже подсчитанное.
Для этого отпечаток следа снимают так: очищают след от попавших веточек и заливают его раствором гипса. Гипс затвердевает и его вынимают.
(демонстрация снятия слепка)
Ученики выполняют .Ученик 1. Экскурсия состоится на следующем занятии. На нем мы будем применять методики изучения позвоночных животных, рассмотренные на заседании клуба.