Элементы занимательности на занятиях и во время экскурсии в природу
ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХИ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ
1. Театрализованное представление «Волшебный огород».
М е т о д и ч е с к о е у к а з а н и е. Проводится после экскурсии в огород осенью.
Девочка Маша (ее роль исполняет ученица 4 класса) пришла в огород за овощами для обеда и просит разрешения взять их у бабушки Загадушки, рядом с которой сидит пёсик Черный носик.
Бабушка Загадушка. Мой огород богатый. Растут в нем и капуста, и морковь, и лук, и зеленый огурчик. Только взять их нелегко: хитрый волшебник спрятал их в загадки, назвал именами людей и посадил пёсика Черного носика стеречь огород. Только того, кто отгадает загадки, пустит пёсик в огород.
Маша (печально). Что же мне делать? Не сумею я отгадать загадки.
Бабушка Загадушка. А ты ребят попроси, они смышленые, живо отгадают.
Дети с радостью соглашаются помочь Маше. И вот бабушка Загадушка загадывает загадки, а Маша с помощью ребят разгадывает и объясняет их.
1. Красная девица родилась в темнице,
Выкинула косу за окошко ловко.
Наступает осень, выдернут… (морковку).
2. Любопытный красный нос по макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке зеленые прядки. (Морковь.)
3. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю. (Лук.)
4. Скинули с Егорушки золотые перышки,
Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук.)
5. Закутан ребенок в сорок пеленок. (Капуста.)
6. Кругла да гладка, откусишь – сладка,
Засела крепко на грядке… (репка).
7. Кругленькие братцы в домике ютятся,
В домике зеленом им совсем неплохо,
Варят их в бульоне и зовут… (горохом).
8. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Подкопай его немножко – под кустом найдешь… (картошку).
Бабушка Загадушка хвалит детей за то, что они отгадали все загадки и помогли Маше набрать в корзинку овощей.
На дом дети получают задание: найти новые загадки об овощах.
2. Задания Ежа Ежовича.
О п и с а н и е. Знания детей проверяет Ёж Ежович. Он сделан из картона, а на его иголках наколоты картинки, изображающие листочки, яблоки, грибы. Дети снимают их и читают (с помощью воспитателя или самостоятельно) вопросы и задания, написанные на обратной стороне. Например:
Его из леса ветер гонит,
И, как на крыльях, он летит,
И сам он в речке не утонет,
И в ней воды не замутит.
Уносит осенью поток
Опавший желтенький… (листок).
Детям надо определить, с чьей ветки эти детки (по картинкам, где нарисованы плоды и листья деревьев и кустарников).
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы.)
Воспитатель задает в о п р о с ы:
1. Назовите съедобные грибы. Найдите их на картинках.
2. Какие птицы улетают от нас осенью?
3. Какой зверек летом серый, а зимой белый?
3. Инсценировки по рассказам.
Дети исполняют инсценировки по рассказам Н. Сладкова или Э. Шима. Например, разыгрывается такой диалог белки и медведя.
– Ау, Медведь! Ты что по ночам делаешь?
– Я-то? Да ем.
– А днем?
– И днем ем.
– А утром?
– Тоже ем.
– Ну, а вечером?
– И вечером ем.
– А когда же ты не ешь?
– Да когда сыт бываю.
– А когда ты сыт бываешь?
– Да никогда…
4. Загадка – преддверие экскурсии.
1) Перед началом зимней экскурсии воспитатель предлагает детям загадку.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
«Конечно, зима», – отвечают дети. Воспитатель сообщает, что во время экскурсии они будут искать отгадки на зимние загадки. А загадок у зимы много – и про снег, и про мороз, и про лед на реке. Так дети не только отгадывают загадки, но и наблюдают, какие изменения происходят в природе зимой.
2) Загадку о дереве воспитатель загадывает детям в начале экскурсии в парк.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели.
Затем под руководством воспитателя дети учатся различать лиственные и хвойные породы деревьев.
Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
При подведении итогов экскурсии воспитатель от имени Зимушки-Зимы обязательно должен похвалить ребят за их активность и наблюдательность.
5. Письмо Почемучки.
На одном из занятий в классе воспитатель показывает детям конверт, адресованный им. Когда его вскрывают, то обнаруживают в нем письмо Почемучки. Там, где живет Почемучка, нет зимы, и он просит ребят рассказать ему о зиме и ответить на его вопросы. Вопросы могут быть следующие:
1. Что такое зима?
2. Какие месяцы считаются зимними?
3. Как объяснить пословицы?
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь – году начало, зиме середина.
Вьюги да метели под февраль налетели.
По приготовленным заранее картинкам дети рассказывают о медведе, лисе, белочке, зайце, еже. О каждом животном заранее подбираются маленькие стихотворения.
Белка пряталась в дупло:
В нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
По картинкам дети вспоминают и о том, какие птицы улетают осенью, какие остаются зимовать. В заключении занятия рассказывают Почемучке о своих зимних забавах, о веселом празднике – встрече Нового года. А чтобы Почемучке легче было представить зиму, воспитатель предлагает детям выполнить рисунки о зиме и отправить их Почемучке.
6. Зимующие птицы.
Отправившись в воображаемое путешествие в зимний лес, ученики знакомятся с зимующими птицами. На одном из занятий воспитатель показывает рисунок, изображающий зимний лес и предлагает детям прогуляться по лесу, внимательно посмотреть, какие птицы в нем остались зимовать.
Черный жилет,
Красный берет, Нос как топор,
Хвост как упор.
Многие ребята узнают дятла. Один из учеников находит фигурку птицы среди других, разложенных на столе, и прикрепляет ее на доску (можно установить муляж зимнего дерева).
– Почему так говорят про дятла? Как еще называют дятла?
Воспитатель выясняет знания детей и дополняет их. Далее воспитатель показывает детям шишку, побывавшую в «кузнице» дятла и рассказывает, что там, где кормится дятел, часто можно видеть стайки синичек, так как среди упавших кусочков коры может встретиться жучок или личинка. В голодные зимние дни даже маленький жучок становится добычей для синичек.
Подобным образом дети знакомятся со снегирями, читают о них стихи.
Выяснив, что зимой птицы прилетают ближе к жилью человека, чтобы люди помогли им, позаботились о корме для них, дети читают плакат:
«В холодные дни и зимние вьюги
Мы вас не забудем, родные пичуги!»
На дом дети получают задание: понаблюдать за птицами, которые прилетают к кормушке, не забывать насыпать для них корм.
7. Старичок Лесовичок в гостях у ребят.
В гости к детям приходит старичок Лесовичок. В руках у него корзинка с шишками, а на них – листочки с вопросами и загадками о весне.
1. Какие весенние месяцы вы знаете?
2. Угадайте, о каком месяце говорится в каждом из отрывков стихотворений:
Дует теплый южный ветер,
Снег чернеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель.) Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май.)
3. Какой снег быстрее тает: грязный или чистый, почему?
4. О чем рассказал на экскурсии ручеек?
5. Какое дерево «плачет» весной?
6. Какие цветы появляются первыми?
8. Соревнование – залог активности и любознательности.
Воспитатель продумывает форму соревнования – на лучшую команду или на личное первенство. Итоги воспитатель подводит по-разному: то к веточке, нарисованной на листе бумаги, прикрепляет зеленые, желтые и красные листочки в зависимости от правильности и полноты ответа; то из «снежинок» делает горку; то на кормушку прилетают «птички». (На чьей кормушке их больше?) Дети, правильно ответившие на вопрос или загадку, получают на память фигурку птички, зверя, снежинку или сосульку. Осенний листочек, цветочек и т. д.
Так элементы занимательности, которые использует воспитатель на занятиях и во время экскурсий, делают детей активными и любознательными.