Классный час об экскурсии на природу
Тема: «В гости к леснику»
Цели и задачи:
дать представление о понятии лес;
обучать детей проведению простых наблюдений;
развивать познавательные способности детей, коммуникативные навыки общения, любознательность;
прививать навыки грамотного поведения в лесу, на природе;
учить беречь природу.
Форма проведения: прогулка в лес.
(иметь схему маршрута)
Ожидаемый результат:
Открытие нового знания и способность к его применению при решении учебных задач (показать тайны природы, научить наблюдать за живой природой).
Развитие личности учащихся (мыслительных операций, эмоционально – волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности) .
Ход мероприятия
Учитель:
Сегодня мы все вместе отправимся в лес. Как
вы думаете, зачем?
Дети:
За грибами, листьями…
Учитель:
Нет. Узнать о тайнах леса, постараемся подружиться с ним, вспомним правила поведения в лесу, а подобрать ключ к тайнам леса нам поможет лесник. Ребята, а вы знаете кто такой лесник?
Дети:
Лесник – помощник леса.
Учитель:
Правильно, лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы. Он прислал нам схему маршрута. В путь, ребята! (слайд №1)
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится.
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забилось в цветок.
А третье – лягушкой скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норках,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «Отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдемте, друзья, по тропинке лесной
Ответы искать под зеленым шатром.(слайд №2)
Лесник:
Милости просим! Кто из вас ответит что такое «зеленый шатер» в этом стихотворении?
Дети:
Лес, листья, деревья.
Лесник:
На все вопросы стихотворения можно получить ответы, изучив лес, читая книги. А что такое лес?
Дети:
Лес – это когда много деревьев.
Лесник:
Лес, не просто «много деревьев». Лес – это деревья, кустарники, трава, что растет под ними, и грибы, и мхи, и даже все звери, птицы. насекомые. Даже без червяков, что живут в земле, лес - это еще не лес. Вот когда они все вместе – это все лес. Вот кто живет по зеленым шатром. (слайд№3)
Учитель:
А какими красками можно нарисовать лес летом? (осенью, зимой, весной). Назовите мне предметы неживой природы и живой.
Дети:
К неживой – солнце, воздух, вода, почва. Живая природа содержит 2 группы: растения и животные.
Лесник:
Итак, вы в гостях в моих владениях. Я покажу вам свое хозяйство и научу разгадывать тайны леса, тем детям, которые берегут растения и животных, которые хотят научиться правильно вести себя в лесу. А ведь красоту леса могут испортить следы пребывания людей на природе (оставленный мусор, сломанные ветки, сбор букетов). Мне становится очень грустно, когда я вижу это.
Нарушать тишину и покой леса нельзя. Запомните правила поведения в лесу.
Не ломать веток
Не рвать цветов
Не пугать зверей и птиц (слайд №4)
Лес прячет от крикунов все самое интересное.
Учитель:
Мы знаем, что растения бывают разные: культурные и дикорастущие. В лесу мы встретим только…
Дети:
Дикорастущие.
Учитель:
А культурным нужен уход человека.
Обратите внимание на отличительные признаки трав, кустарников, деревьев.
Дети:
Трава мягкая, ломкая, листочки растут прямо из земли.
У кустарников ветки жесткие, листья растут на жестких ветвях. Основных ветвей несколько.
У дерева один основной ствол – жесткий, деревянистый.
Лесник:
Хотел бы я проверить, кто из вас внимательный и догадливый.
Отгадайте загадки:
1.Стоят в лесу сестрицы: платья белые, платочки зеленые.( березки) (слайд №5)
2.Никто не качает, а вся дрожит (осина)
А в чем исцеляющая сила дуба?
Оказывается, дуб выделяет полезные вещества – фитонциды, которые убивают микробы. Соберитесь вокруг могучего дуба, подышите.
Учитель:
Придумайте свои загадки о кустарниках, травах, деревьях.
Лесник:
А вот взгляните, паук плетет свои сетки – это к ясной погоде. А знаете ли вы народные приметы ожидаемой погоды?
Дети:
Цветы пахнут сильнее перед дождем.
Лесник:
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица)
Если мы не будем разговаривать, то сможем проследить за поведением птиц. Возможно, мы услышим поющих птиц – тогда представится возможность запомнить их внешний облик. Или понаблюдаем за птицей, которая строит гнездо, или собирает корм.
А вот впереди пенек: чем больше колец, тем старше жилец.
А вот модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха
Укусит - будет плохо (оса).
Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила,
Подросла – зеленой стала.
Хвост на весла поменяла (лягушка).
Своей яркой окраской этот жучок, словно предупреждает:
«Не тронь меня, я несъедобный», и не трогают его звери и птицы (божья коровка).
Что это такое: снаружи – куча хвоинок и мелких веточек, а внутри – настоящий многоэтажный дом с улицами и перекрестками (муравейник).
С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Скачет, резвится рыжий циркач.
Вот на лету он шишку поймал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал (белка).
Как называется дикое животное, очень похожее на собаку? (волк).
Не высок и коренаст,
Поглядеть решил на нас,
Приподняв с утра под елками,
Лист с прилипшими иголками (гриб).
Дети:
А можно ядовитые грибы уничтожать?
Лесник:
Нет, они являются кормом и лекарством для многих животных.
А как вы поступите, если увидите в лесу ежика, бельчонка, зайчонка? Можно ли их брать домой? Почему?
Дети:
Их нельзя брать домой, потому что они могут погибнуть.
Учитель:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И чтобы такое не случилось,
Мы должны помогать природе.
Лесник:
Нельзя вторгаться в жизнь животных в период, когда у них рождаются детеныши, когда рыба идет на нерест, когда у птиц идет гнездование. Иначе, не произойдет восполнения численности животных, и их будет становиться все меньше.
А что вы знаете о Красной книге?
Дети:
Исчезающие растения и животные занесены в эту книгу.
Учитель:
Животные, растения, которых в природе становится мало, внесены и описаны в Красной книге.
Лесник:
Действительно, если человек ради меха, пуха, мяса чрезмерно вылавливает животных, неумеренно ловит рыбу, факты исчезновения местных животных будет иметь место. Поэтому на охоту существуют определенные ограничения.
Учитель:
У природы много помощников здоровья, надо только суметь их найти. О каких помощниках здоровья речь?
Лесник:
Например, отвар шиповника или его сироп помогают при упадке сил.
А зверобой поможет при болях в животе.
Учитель:
Ребята, пришла пора нам возвращаться. А закончить нашу прогулку хотелось бы словами великого писателя, знатока и любителя природы М. Пришвина: «Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека». Эти слова помогут вам быть истинными друзьями и защитниками леса, природы. (слайд №6)
Лесник:
Я думаю, лес всегда будет рад таким гостям! До следующих встреч! Берегите природу!
(слайд №7)