Выступление из опыта работы на тему Воспитательный потенциал учебной экскурсии школьников в природу.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12
поселка Терек Буденновского района»
Ставропольского края








Тема проекта: Воспитательный потенциал
учебной экскурсии
школьников в природу.



















Работу выполнила
учитель биологии
Попова Н.Ю.




Человек живёт на Земле в постоянном окружении растений и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи обитают семьями.
Люди тоже живут вместе, говорят на одном языке, делают одно общее дело.
То место, где родился человек, называется Родиной. Мы не мыслим своей жизни без её лесов, полей, рек, озёр. М. Пришвин сказал: « Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни, рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять родину».
Книга природы открывается для всех, но по – настоящему доступна лишь тому, кто понимает её язык. И у нас каждый по – своему любит природу, и по – своему к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломает цветущую ветку черемухи, не разрушит муравейника, птичьего гнезда.
А другой вырвет все цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок, и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет! Не назовёшь такого человека частью природы, её детищем.
«Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни человеческой мысли.
Только исследуя какой - нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой её тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги», - сказал однажды замечательный писатель К.Г.Паустовский, который призывал путешествовать, ведь каждое путешествие – это проникновение в область прекрасного, это здоровье, бодрое настроение, эмоциональный заряд, знания, навыки. Именно окружающая природа, растения и животные, благотворно влияют на человека, его физическое и эмоциональное состояние. А где воспитывать у ребят любовь к родной природе, показать всё её разнообразие, красоту, если не на экскурсии? Изучением этого вопроса занимались,,,,,,
Использование экскурсий в школе актуально и в наше время, и из этого вытекает тема моего проекта «Воспитательный потенциал учебной экскурсии в природу». Изучив теоретический материал по этой теме, я выдвинула проблему Влияние учебной экскурсии в природу на развитие нравственных категорий личности учащегося.
Целью моего проекта раскрыть роль учебной экскурсии в развитии нравственных качеств личности учащегося,
задачи проекта
Определить воспитательный потенциал учебной экскурсии
Определить наиболее эффективные методы и формы учебной экскурсии нравственно-экологического воспитания младших школьников.
Гипотеза заключается в том, что использование экскурсий как средства повышения воспитательного потенциала будет эффективным при соблюдении определенных условий организации и проведения экскурсий на природу.
Экскурсия – это одна из организационных форм воспитания и обучения биологии, которая позволяет изучать объекты, явления и закономерности непосредственно в природе.
Именно экскурсия является важным средством развития познавательного интереса, способствует расширению кругозора, помогает учащимся осмыслить сложные взаимоотношения организмов со средой обитания, глубже проникнуть в мир живой природы, лучше его понять. Они также помогают обобщить знания учащихся по предмету или отдельной темы, понять, что дети усвоили, восполнить пробелы в их знаниях.
Кроме эстетических взглядов и образов, на экскурсиях можно формировать экологическое сознание и ценностное отношение школьников к природе.
Формируются общечеловеческие, культурные, научные и личностные ценности.
Общечеловеческими ценностями является такая система усвоенных знаний, как жизнь, живая природа, здоровье, человек, биосфера.
Уровень культурных ценностей составляет система знаний «человекприродаобществокультура», формирующая нравственные и эстетические ценности школьника. Это также нормы и идеалы этического отношения человека к природе.
Третий уровень ценностей наука биология и школьная биология как образовательные области, формирующие научную биологическую картину мира. Она лежит в основе ценностного отношения школьника к окружающему миру, потому что позволяет мыслить глобально, а поступать экологически целесообразно.
Четвертый это уровень индивидуальных ценностей, таких как система знаний, чувств и способов взаимодействия личности с природой. Они составляют личностный опыт эмоционально-ценностного отношения к живой природе, биологическую культуру и побуждают человека к экологически грамотному поведению и поступкам.
По моему мнению, именно на биологических экскурсиях удовлетворяются разнообразные потребности, а личность обогащается всей системой ценностного отношения к природе. Как организовать формирование ценностного отношения школьников к природе?
Для формирования ценностного отношения к объектам и процессам живой природы, кроме вышеуказанных, мы также используем специальные методы: * ролевые и деловые игры;
идентификация природных объектов и процессов;
ассоциации;
художественная репрезентация природных объектов;
экологическая эмпатия;
экологическая рефлексия;
ритуализация экологической деятельности.

игровые ситуации это различные конкурсы, малые «олимпиады», составление ребусов и задач, которые подсказывает природа. Они позволяют создать активную игровую творческую деятельность: «на маршруте», в процессе самостоятельной деятельности, на этапе закрепления и обобщения, при оформлении отчетов по экскурсии. Они соответствуют природе детей и поэтому развивают познавательный интерес, влияют на формирование других мотивов, создают атмосферу успеха, а значит, комфортных для школьника условий обучения.
Задания на эмпатию сопереживания школьников тому или иному состоянию природного объекта широко практикуются нами для всех возрастных групп. Выполнение задания предполагает, что ученик отразит личное сопереживание засыхающему пруду, сломанной ветке, погибшей ящерице, природной композиции, природе в целом. А дальше можно использовать художественные произведения поэтов и писателей, которые сопереживают природе – это стихотворение «Рассказ березки» (Н.Бутырин)
Я березка белая,
Я в лесу жила,
Горем поделиться
К вам сюда пришла
Про мою обиду,
Про мою беду.
С самого начала
Речь я поведу.
Я шумела весело
Летом и весной,
Птицы голосистые
Пели надо мной.
Приходили люди
В жаркий летний день,
Под моими ветками находили тень.
Радовались, глядя
На мою листву,
Радовались люди, что и я живу.
Но житью хорошему
Вдруг настал конец:
В лес пришел однажды
Мальчишка- сорванец.
Он изрезал ножичком
Всю мою кору.
Было очень больно мне
Думала- умру.
. Ведь березка каждая
Тоже хочет жить,
С ветерком шептаться,
С ручейком дружить
Ведь березку каждую
Следует беречь
Ну зачем березку
Резать или жечь?
..
Или описание М. Пришвина «Осинкам холодно»

- задание на идентификацию – формируют образы природы. Это чтение отрывков из художественных произведений, стихов, создание эмблем, девиза, выполнение рисунков, фотовыставки.
Например, использование басни И.А. Крылова «Корни спорят с листьями», в которой рассказывается о споре между этими органами, о том, кто из них важней, позволяет усвоить идею о целостности растительного организма, связи его со средой обитания и необходимостью сохранять растения и среду их жизни.
Задания на экологическую рефлексию - это (переосмысление учеником своих поступков и поведения, деятельности в природе, с точки зрения их экологической целесообразности) очень широко используются на экскурсиях как при исследовательской, проектной деятельности, так и при решении задач. Они требуют оценочных суждений ученика о своем поведении (поступках) или другого человека (лесника, руководителя производства, депутатов законодательного собрания), направленных на мир природы с точки зрения их экологической целесообразности. Выбор этого метода осуществляется практически на каждой экскурсии после общественно полезной деятельности в природе.
Задания по ритуализации экологической деятельности заключаются в педагогической организации в школе ритуалов и традиций, связанных с работой, в мире природы. Возможности этого метода огромны. Они заключаются в организации в школе, классе, группе экологических клубов, отрядов, движений с соответствующей символикой (эмблема, флаг, девиз, награды), иерархией (звания, должности), уставом. Все это позволяет мотивировать и структурировать работу учащихся, вовлечь коллектив в экологическую деятельность.
Метод экологической заботы заключается в помощи природным объектам, особенно в трудных для них ситуациях. Он ценен тем, что создает условия личной сопричастности к делу сохранения здоровой среды для своей жизни и в регионе. Это такие мероприятия по охране и восстановлению экосистем, как лесные посадки, вывешивание искусственных гнездовий, подкормка птиц, оборудование водопоев для животных, создание лесопарковой мебели, укрытий от дождя, создание искусственных кострищ, мусоросборников, развешивание аншлагов-указателей. Да и просто вынести из леса мусор тоже значимый акт для природы и повод уважать себя за маленький шаг навстречу другу.
Все эти методы и соответствующие задания направлены на формирование у детей экологического сознания как специфического вида мышления. Именно оно является условием экологически целесообразного поведения и экологической культуры школьника.


Экскурсии бывают:
Научно-познавательные;
Экологические;
Эстетические;
Этические;
Коммуникативные;
Экономические;
Комплексные;
Локальные;
Как подготовиться к экскурсии?
- учитель должен хорошо познакомиться с местом её проведения: выявить многообразие видов и составить список растений, о которых он будет рассказывать.
- необходимо заранее настроить ребят на экскурсию, для этого на уроке рассказать о маршруте, взять с собой блокнот и карандаш, ведь после экскурсии они оформляют отчёт – это учащихся настраивает на рабочий лад.
- это самое главное. Учитель должен продумать, что будут делать учащиеся во время экскурсии. Сложно заставить ребенка постоянно ходить рядом с учителем и внимательно слушать, поэтому надо продумать об интересных заданиях, которые к тому же будут оцениваться.
После проведения экскурсии важно оформить ее результаты. Я пытаюсь сделать это творческим видом работы. Результаты познания природы на экскурсии включают дневник наблюдений (он ведется в течение всего периода обучения в школе, превращаясь из флористического в фаунистичес-кий, общебиологический) и отчеты при подведении итогов каждой экскурсии.
Отчет и полевой дневник рассматриваются как компонент портфеля достижений учащихся по исследованию живой природы. В них школьник оформляет накопленный исследовательский материал. При этом происходит эстетическое и этическое осмысление его взаимодействия с живой природой, всего того, что он увидел и прочувствовал, когда находился в лесу, в поле, на пруду.
Отчет учащихся должен стать творческим видом деятельности. Дополняя полевой дневник, они рассматривается нами как компонент портфеля достижений школьников, в котором отражается самостоятельная познавательная, научная и экологическая практическая деятельность ученика. Только тогда отчет становится творческим видом работы. Он может быть устным, письменным, наглядно-образным, комплексным.

Многие учителя неохотно проводят экскурсии, ведь вывести весь класс на природу, в обстановку, не совсем обычную для ребят, - шаг серьёзный. А если занятие хорошо подготовлено, продуманно и организовано, то проблем с дисциплиной не будет. Конечно, 40 минут чаще всего не хватает, желательно для этого использовать сдвоенные уроки. Экскурсия интересной будет в том случае, если учитель подготовит интересные задания и необязательно выход в природу надо проводить где – то далеко от школы. Любое зеленое насаждение или птица, жучок на территории школьного двора могут стать объектами экскурсии – такие экскурсии называются локальными.
«Весь огромный мир кругом меня. Полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире» так сказал В. Бианки.
Практика показывает, что лучше на уроках проводить локальные экскурсии в природу – это такие экскурсии, которые ограниченны территориально и совершаются в определенное место, часто даже к одному объекту. Такие экскурсии дают богатый и поучительный материал для глубокого понимания явлений природы.
Например: на территории школьного двора растёт берёза. И к этому объекту можно совершить локальную экскурсию:
План
1 Территория, где находится объект.
2 Биологические особенности:
Корневая система.
Стебель.
Лист.
Крона.
Цветок.
Плод.
3 Берёза в поэзии и искусстве.
4 Бережное отношение к природе.
5 значение. Взаимосвязь с другими экологическими факторами. Цепи питания.
6 Моё впечатление об экскурсии.
Так же можно проводить и внеклассные экскурсии – это не обязательно для всех учащихся. Такие экскурсии также развивают познавательный интерес, расширяют кругозор учащихся по биологии, помогают учащимся осмыслить сложные взаимоотношения, взаимосвязи организма со средой обитания, глубже проникнуть в мир живой природы, лучше его понять.
Весна, радостное время года.
Природа, как сказочная птица Феникс, пробуждается после зимнего сна. Начинает пригревать солнце и в лесу появляются первые цветы – первоцветы.
Группа ребят отправляется в лес. Именно здесь они видят красоту своего леса и думаю никогда не будут рвать, топтать первозданную красоту, от их бережного отношения к природе, в душе формируется чувства гражданина, патриота, хозяина своей малой Родины.
Провожу экскурсию в лес на весенних каникулах.
Экскурсия в лес.
1. Тема экскурсии: «Первоцветы»
2. Девиз: «От тебя зависит, увидят ли твои дети эту землю такой, какой её видишь ты»
3. Цель: - познакомиться с растениями – первоцветами, почему так называются и их биологическими особенностями, их взаимосвязями с другими организмами.
- формировать навыки самостоятельности, внимательности, умение видеть красоту вокруг себя.
- формировать чувство бережного отношения к природе и чувство гражданина, патриота, хозяина своей Родины.

План экскурсии
1. Маршрут: Школа – лес.
2. Территория где находится объект.
3. Привал. Лес.
Лес ! Красота какая!
Нужно защищать эту красоту,
Защищать свой край!
Любая травинка, любой лист,
Любое, даже самое неприметное на первый взгляд живое существо по – своему красиво и интересно, заслуживает внимание и доброго отношения.
4. Изучение растений «Первоцветы» по группам:
1 группа изучает пролески.
2 группа изучает чистяк.
3 группа изучает хохлатку.
План изучения:
Биологические особенности.
Растение в поэзии, прозе.
Значение и бережное отношение к живому.
Моё впечатление об экскурсии.

Ребята во время такой экскурсии не только слышат, но и видят своими глазами в естественной среде, могут потрогать руками, это надолго запомнится и к тому же привьёт любовь к предмету, любовь ко всему живому и научит быть – гражданином.
Экскурсия – это иная, отличная от урока форма обучения и воспитания. Именно на прогулках отрабатываются другие навыки, другие виды памяти.
Учитель раскрывается перед детьми другой гранью, да и учащиеся могут удивить учителя. Ученик, который в классе не мог усидеть на месте 40 минут, на экскурсии может быть внимательным, и, составлять отчёт, проявить массу творческих способностей, о которых и сам раньше не догадывался.
Как можно чаще бывайте с детьми на прогулке. Это остаётся в памяти надолго.

Но изменилось время, изменились люди, изменились и дети. Мало читают художественной, научно – популярной литературы, имеют узкий кругозор, но большая тяга к использованию компьютера не по назначению. Расслоение общества привело к тому, что выезд на любую экскурсию требует материальных затрат, а их порой невозможно найти родителям. И ребенок остается дома.
Выход из этого положения я увидела в создании виртуальных экскурсий.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и т.д. Организация виртуальных экскурсий возможна в природу или в исследовательский институт, музей.
В настоящее время перед каждым учителем стоит задача научить учащихся пользоваться разными источниками информации для нахождения нужной ему информации и способам ее обработки. Эти умения хорошо вырабатываются при участии учащихся в проектировочной деятельности. По классификации проектов виртуальные экскурсии можно отнести к информационным проектам, которые требуют сбора информации, ознакомления с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки. Работа над виртуальной экскурсией, строящаяся по методу проектов, состоит из следующих этапов: погружение в проект, организация деятельности учащихся, осуществление деятельности учащимися, презентация проекта [3].
Подготовиться к экскурсии вам помогут следующие рекомендации:
помните, что даже виртуальная экскурсия обязательная часть учебных занятий;
определите тему экскурсии, составьте план экскурсии;
придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекайтесь на случайные вопросы;
рассказывайте на экскурсии только о том, что показываете;
избегайте длинных объяснений;
не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте их к активной работе;
не перегружайте экскурсантов новыми названиями, они их забудут;
умейте сконцентрировать внимание экскурсантов на нужном объекте;
умейте вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся;
закрепите материал экскурсии в памяти учеников на последующих уроках
К разработке каждой виртуальной экскурсии я привлекаю группу учащихся. Сейчас в разработке находятся две экскурсии: “10 видов самых опасных акул” и “Ребятам о зверятах”.
Считаю, что на данный момент за виртуальными экскурсиями будущее. Сколько интересных моментов таит в себе компьютер. Ну представьте себе такую ситуацию: “Обратите внимание на птицу, которая высоко в небе кружит над лугом. Это хищная птица – канюк”. Ребенок видит перемещающуюся точку в небе. А на экране проектора она во всей своей красе. Здесь опыт, фантазия учителя подскажет ему, как привлечь интерес учащихся к этому объекту живой природы: можно, например, найти признаки именно хищной дневной птицы во внешнем строении и т.д. Или, зимой на снегу можно наблюдать только следы зайца – беляка, сам обладатель их давно скрылся из виду, заслышав подходящую шумную группу ребят. А на мониторе компьютера увлекательный мир живой природы, во всей своей красе.


Но помимо предметной экскурсии мне бы хотелось остановиться на экскурсиях, которые совершаются по краю и за его пределами.
Ты вспомнишь ту страну Большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспомнишь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал. (К. Симонов).

В нашем, Ставропольском крае, есть такие уголки, которых нет больше нигде в мире. Это города – курорты КМВ – неповторимый мир красоты. Здесь можно встретить и таинственные пещеры, живительные родники, причудливые скалы, чарующие озёра – всё это манит любителей красивых мест.
Как не любить, не гордиться этой красотой.
Кавказ – это история богов и людей..
Это мир: жестокий и суровый,
Трогательный и весёлый,
Героический и всегда волшебный.
Мы с учащимися совершили экскурсии в горы, горы Кавказа, где открыли для себя тайны планеты Земля. Сказочные водопады, альпийские луга, мощные ледники и зелёные пихты, зеркальные озёра и острые пики, бурлящие реки и песни у костра. Переправы через бурные горные реки, купание в горном озере, подъёмы и перевалы – всё это мы испытали. И были горды за красоты нашей Родины.
Среди высоких гор,
Среди отвесных скал,
Где дремлют на вершинах облака,
На свете где – то есть
Мой первый перевал –
И мне его не позабыть никак.
Пусть ты опять устал
Пусть стёрты ноги в кровь,
И далека вершина как мечта,
Но первый перевал
Как первая любовь,
Останется с тобою навсегда.
«Какой простор! Какая очаровательная красота во всех этих снежных гигантах, мощью возвышающихся к небу! Какое разнообразие цветов и тонов в этих скалистых утёсах бесконечной цепи гор, теряющихся где-то далеко, далеко!....
Как глубоко всё это трогает душу и сердце человека! Тобой овладевает такое чувство восторга, описать которое сверх человеческих сил» (С.М.Киров.)
В живописном Черекском уголке Кабардино-Балкарии лежат Голубые озёра. Легенда гласит: Впадина, длиной 235м, шириной 125м, глубиной 258м, образовалась при падении дракона, поверженного сказочным героем Батаразом. Дракон лежит на дне и пополняет озеро слезами. В озере вода не просто голубая, она бирюзовая, потому, что примесь водорода придаёт неповторимую голубизну – 12 оттенков воды. Это чудо природы называют «Овальным сапфиром» в оправе горных вершин и деревьев».
А водопады в горах! Их водные брызги пенятся и бурлят. У этих водопадов название красивое, вкусное – Медовые водопады.
Много лет назад в скалах у водопадов водились рои диких пчёл. Они обитали в трещинах, углублениях, а во время летних ливней соты размывались водопадами, и по скалам стекали густые струйки мёда, вода была сладкой.
Пчёл давно нет, они погибли в одну из суровых зим, а название сохранилось.
Смотришь на детей во время экскурсии. Какие они увлечённые, им хочется узнать всё больше и больше, загорелые, уставшие, некоторые со слезами на глазах. Чувствую, что нравится им всё вокруг – они счастливы! Они увидели уголок природы, уголок Родины своими глазами, по другому.. и мне кажется им хочется громко крикнуть: «Друзья, будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле её цветы. Они будут радовать многих людей, которые придут после Вас». Значит они: настоящие граждане своей любимой Родины, своей малой Родины, своего любимого посёлка Терек.
Я горжусь ими!















Литература :
1. Дерябо С.В. Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология, - Ростов – на – Дону: Феникс, 1996 г.

2. Мамедов Н.М. Суравегина И.Т. Экология: что должен знать и уметь школьник. М. Школа – Пресс, 1997.
3. Моисеев Н.Н. Экология и образование. _ М. ЮНИСАМ 1996г.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студентов. Под ред. Е.С.Полат. – М. Академия, 2001.
5. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1979. – 285с.
6. Измайлов И.И., Михлин В.Е., Шашков Э.В. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 1993. – 224с., ил.
7. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие.– М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006. – 160с






15