Программа работы с высокомотивированными детьми

Программа работы с детьми, имеющими высокий уровень учебно-познавательной мотивации на уроках биологии, химии, географии.
Учитель Мучкина Ю.Н.
Цель: развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах. предоставление возможности школьникам развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
Задачи:
выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии,химии,географии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.
Модель системы работы с одаренными детьми
Направления работы:
диагностика – изучение личности учащихся.
работа со способными и одаренными учащимися на уроках ;
внеклассная работа.
Методы работы:
анкетирование, опрос;
собеседование;
тестирование;
анализ литературных источников;
творческие работы;
проективный метод;
метод прогнозирования;
метод исследования проблемы;
Формы работы:
Формы работы с одаренными детьми варьируют с учетом их возрастных особенностей:
урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
факультатив;
свободное самообразование;
проведение предметных недель;
олимпиады;
Содержание программы
1. Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности
2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках  –
использование заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности 
задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;
задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся 
задания на прогнозирование ситуаций.
3. Внеклассная работа с учащимися –Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации
Ресурсное обеспечение программы:
наличие учебной литературы
библиотечный фонд
Критерии эффективности:
Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
Отсутствие неуспевающих по предмету.
Увеличение количества учащихся, выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его.
Ожидаемые результаты:
Удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня.
Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, поступление в вузы, качество знаний).
Увеличение количества участников и победителей конкурсов, олимпиад различного уровня.
Создание условий для самоопределения учащихся в отношении естественнонаучного профиля обучения.
































Класс
Формы работы

6 класс
1. Выявление детей, склонных к изучению биологии.
2. Участие в викторинах, школьных олимпиадах, турнирах знатоков

7 класс
1. Привлечение ребят к оказанию консультативной помощи одноклассникам.
2. Обучение навыкам выполнения нетипичных заданий, решение проблемных вопросов.
3. Чтение дополнительной литературы.
4. Участие в интеллектуальных турнирах различного уровня.


8 класс
1. Разработка и реализация плана индивидуальных консультаций, начало подготовки к участию в предметных районных олимпиадах
2. Исследовательская деятельность, написание и защита рефератов.

9 класс
1. Привлечение консультативной помощи младшим школьникам организация для них викторин, турниров и т.п.
2. Участие в предметных районных олимпиадах.

10 класс
1. Выполнение заданий исследовательского характера.
2. Участие в различных олимпиадах и творческих конкурсах.

11 класс
1.Составление и реализация индивидуального графика подготовки к итоговой аттестации.
2. Участие в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, проектах различного уровня.
3. Участие в дистанционных формах довузовского обучения.






























Основные направления работы с детьми, имеющими высокий уровень учебной мотивации.
I. Разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для данной категории учащихся.
II.  Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.
III.Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.
IV.  Развитие творческих способностей учащихся.
Основные мероприятия по реализации программы
I.                  Диагностика:
Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативности емкости.
Создание банка тестов для диагностирования учащихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.
Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.
Изучение работы учащихся на уроке
Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
      II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:
Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
Знакомство учащихся с новинками литературы.
Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
Организация помощи ученикам в подборе литературы.
Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы
       III. Развитие творческих способностей:
Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
творческие ответы;
выполнение творческих тематических заданий;
выполнение проблемных поисковых работ;
выступление в лекторских группах;
назначение ответственными за проведение предметных недель;
приобщение (в различных формах) к работе учителя;
повышение степени сложности заданий;
Направление и способы работы с одарёнными детьми
Организационное направление
Работа на этом этапе предполагает диагностику и анализ информации об одарённых детях, условиях их обучения и развития.
Научно-методическое направление
Создание банка методических материалов для работы с одарёнными детьми.
Экспериментальное направление
Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.
Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.
Аналитическое направление
На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, определить проблемы, пути их решения и составить перспективный план на учебный год.













































План работы с детьми, имеющими высокий уровень учебно-познавательной мотивации к предметам на 2015-16 учебный год.
 
Класс
Формы работы

6 класс
8 класс
1. Выявление детей, склонных к изучению биологии, химии.
2. Участие в викторинах, школьных олимпиадах, турнирах знатоков

7 класс
1. Привлечение ребят к оказанию консультативной помощи одноклассникам.
2. Обучение навыкам выполнения нетипичных заданий, решение проблемных вопросов.
3. Чтение дополнительной литературы.
4. Участие в интеллектуальных турнирах различного уровня.

8 класс
1. Разработка и реализация плана индивидуальных консультаций, начало подготовки к участию в предметных районных олимпиадах
2. Исследовательская деятельность, написание и защита рефератов.

9 класс
1. Привлечение консультативной помощи младшим школьникам организация для них викторин, турниров и т.п.
2. Участие в предметных районных олимпиадах.

10 класс
1. Выполнение заданий исследовательского характера.
2. Участие в различных олимпиадах и творческих конкурсах.

11 класс
1.Составление и реализация индивидуального графика подготовки к итоговой аттестации.
2. Участие в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, проектах различного уровня.
3. Участие в дистанционных формах довузовского обучения.


Список детей имеющих высокий уровень учебно-познавательной мотивации по предметам. 2015-16 учебный год.
класс
Предмет
Фамилия. Имя.

7
биология
Вязигин Данилл.
Шумский Павел

7
география
Сансызбаев Нурсултан

8
биология
Каретина Валерия
Купербаев Данияр

6
биология
Манабаев Рамиль

11
биология
Манабаева Айдана


15