Рабочая программа танцевального танцевального кружка «Седарчий»
Программа
дополнительного образования
танцевального кружка
«Седарчий»
Возраст обучающихся:
6-10 лет
Срок реализации программы :1год
Автор программы:
Ахмадова Райса ЯрагиевнаРуководитель кружка
2014-2015г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования танцевального кружка «Седарчий». Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем. Обучение подростков танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Еще раз следует упомянуть, что танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у подростков способностей. Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у подростков творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры.
Цель программы: Развить творческие способности подростков через включение их в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Задачи программы:
1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.
2. Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.
3. Раскрыть способности у подростков и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное.
4. Привить любовь к танцевальному искусству.
5. Развивать воображение и фантазию в танце.
6. Познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.
7. Познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене.
8. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе подростках (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т. д.).9. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы. Развивать коммуникативные способности подростков через танцевальные игры.
Основные формы проведения занятий:• танцевальные репетиции, беседа, праздник.
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.
Методы:
• игровой;
• демонстрационный (метод показа);
• метод творческого взаимодействия;
• метод наблюдения и подражания;
• метод упражнений;
• метод внутреннего слушания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы руководитель предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :Выработка осанки и походки
Следить за осанкой детей (держаться прямо, стройно, легко и свободно ходить, бегать, эластично отскакивать и приземляться при прыжках ). Вырабатывать правильную координацию рук и ног в любых движениях. Развивать торможение, сохраняя при этом правильное положение тела.
Развитие музыкального слуха и чувства ритма
Этот раздел включает в себя ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся. Дети знакомятся с чеченской музыкой ,исполняют движения в такт звучания музыки. Передача в движении шагом различного характера музыки ( быстрый, задумчивый ), различной силы звучания (громко, тихо).
Партерная гимнастика
Позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок. Упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.
Партерная гимнастика позволяет приобрести упругость и эластичность всего тела, необходимую не только тем, кто собирается стать танцовщиками, но и всем, кто хочет иметь здоровое, красивое, правильно сформированное тело.
Элементы классического танца
Этот раздел включает в себя изучение основ классического народного чеченского танца. Знакомство с позициями и положениями рук и ног, положение корпуса и головы во время исполнения танцевальных движений, развитие элементарных навыков координации.
Элементы народного танца
Этот раздел включает в себя изучение отдельных танцевальных движений. Народные танцы приобщают детей к народной культуре, порождают положительные эмоции, помогают формированию эстетических чувств. Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети учатся различать разнохарактерные части музыкального произведения, передавая пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение. Простые танцевальные движения, простой шаг, бег на носочках, скольжение по полу, повороты на носках, движения друг за другом ( по кругу, змейкой, в обратном направлении ), синхронность движений, упражнения для развития зрительной памяти.
Танцевальные этюды, игры и танцы
Раздел включает этюды, игры и танцы, которые учат строиться в колонну по росту, в шеренгу, в круг, в несколько кружков, сужать и расширять круг, соблюдая равнение, при "рассыпном" построении, уметь занимать всё свободное пространство помещения. При любых построениях и перестроениях соблюдать интервалы и равнение. Работа над качеством выполнения движения во всех упражнениях, танцах и играх. Создание образа с импровизацией движений под музыку. Развитие танцевальной выразительности посредством правильного подбора репертуара. Постепенный переход от простого к сложному.
Итоговое занятие
Итоговое занятие проходит в форме открытого урока.
Оценка знаний учащихся осуществляется на контрольных уроках с показом всех разделов пройденной программы.
Открытые уроки по предмету «Хореография» проводятся в середине и в конце учебного года.
Предполагаемый результат:
В ходе занятий воспитанники не только научатся основным танцевальным элементам, но и смогут общаться на языке танца, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами, как видом творческой деятельности, что будет способствовать их успешной адаптации в обществе
Содержание программы
Программа содержит 3-х уровневую структуру, которая следует принципам системности и последовательности:
1 год – знакомство с позициями рук и ног, развитие чувства ритма, координации, осваивание простейших композиций, развитие актёрского исполнительства. На первом году обучения участники знакомятся с позициями рук, ног, осваивают простейшие координации, а также элементами танцев, понятные детям. Выработка умения двигаться на площадке в различных рисунках и ракурсах, развитие чувства позы, навыка координации, культуры обучения с партнёром, начальных навыков танцевального исполнения, эмоциональной отзывчивости, умения передавать в движении стилевые особенности танца. С первых занятий ребёнок учится красиво ходить с натянутыми пальцами стоп, с ощущением стройности натянутой ноги.
2 год – знакомство с несложными рисунками танцев, жанрами танцев, с простыми элементами танцевальных движений, развитие актёрского исполнительства.
3 год – осваивание ритмических композиций, постановка танцев с усложнёнными элементами.
Календарно-тематический
план занятий 1-го года обучения.
№ п/п Тема Кол –во
час.
Гр.занятия Инд.
зан.
Теор. Практ. Введение. Вводое занятие. 10 2 8 1-2 Инструктаж по технике безопасности 2 3-4 Разучивание хореографического приглашения к занятиям вправо и влево с руками. 2 5-6 Переступания на полупальцах в 6-ой позиции. 2 7-8 Подъем и приседания на полупальцах и ступнях обеих ног .2 9-10 Разучивание и повторение шага в марше, прыжки в марше. 2 Знакомство с различными позициями рук и ног. 18 2 8 8
11-12 Отработка приглашения. 2 13-14 Подъем на полупальцах. 2 15-16 Подъем и приседание на полупальцах и ступнях обеих ног. 2 17-18 Выбросы обеих ног на носок и пятку вперед. 2 19-20 Разучивание ковырялки прямой, боковой ковырялки. 2 21-22 Разучивание переменного кавказского шага с руками. 2 23-24 Разучивание чеченского девичьего шага с руками. 2 25-26 Разучивание ингушского народного шага с руками ( девочки и мальчики) 2 27-28 Разводка чеченского девичьего танца (на 10 девочек). 2 Использование элементов танца, движение под музыку .20 2 18 29-30 Приглашение. 2 31-32 Подъем и переступания на полупальцах2 33-34 Выбросы на носок и пятку ног. 2 35-36 Ковырялка прямая, боковая. 2 37-38 Растяжки: прямой, боковой, круговой- отработка. 2 39-40 Разучивания и отработка кабардинских и осетинских шагов с руками. 2 41-42 Отработка круговых движений чеченского, осетинского танцев. 2 43-44 Отработка финала чеченского танца. 2 45-46 Полукруг. Перестановка мальчиков и девочек в паре переменным шагом. 2 47-48 Разводка ингушского перепляса (4 мальчика, 4 девочки) 2 Развитие сценического мастерства. 20 2 13 5
49-50 Участие в концерте, посвященном Дню учителя с показом двух танцев: чеченский девичий танец и ингушский перепляс. 2 51-52 Подъем на полупальцах. 2 53-54 Выбросы обеих ног на носок и пятку. 2 55-56 Прямая и боковая ковырялки. 2 57-58 Разучивание прямого и бокового растяжей с руками. 2 59-60 Кавказский переменный шаг с руками. 2 61-62 Ингушский народный шаг с руками. 2 63-64 Отработка ингушского шага с движениями вперед и назад. 2 65-66 Разучивание верчений вправо и влево. 2 67-68 Повторение растяжей и ковырялок. 2 Постановка простейших композиций. 40 4 28 8
69-70 Отработка финала осетинского и девичьего танцев; отработка финала и композиций ингушского танца. 2 71-72 Полукруг. Перетанцовка в паре, мальчики и девочки в переменном шаге по кругу. 2 73-74 Разучивание верчений вправо и влево на месте и по диагонали. 2 75-76 Повторение растяжей и ковырялок. 2 77-78 Отработка чеченского девичьего шага, осетинского шага «Симд» и «Хонга- Кафт». 2 79-80 Разучивание горского шага. Разводка танца «Чепалгаш». 2 81-82 Разучивание отработка комбинаций всей середины. 2 83-84 Отработка чеченского девичьего шага: ингушского, кабардинского, дагестанского, горского шагов с руками. 2 85-86 Участие в Новогоднем концерте танцевального коллектива. 2 87-88 Чеченский девичий танец. 2 89-90 Осетинский плавный танец. 2 91-92 Ингушский перепляс. 2 93-94 Чепалгаш (хореогр. картина). 2 95-96 Разучивание движений: подъем на полупальцах, переступания на полупальцах обеих ног в 6-ой позиции. 2 97-98 Разучивание прямой и боковой ковырялки. 2 99-100 Разучивание прямого и бокового растяжа. 2 101-102 Повороты (шанэ) влево и вправо. 2 103-104 Разучивание переменного кавказского шага с руками. 2 105-106 Занятие с основным составом. 2 107-108 Повторение подъема и переступания на полупальцах. 2 Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 36
28
6
109-110 Подъем приседания на ступнях обеих ног в 6-ой позиции. 2 111-112 Прямая и боковая ковырялки. 2 113-114 Прямые, боковые и круговые растяжки. 2 115-116 Шанэ влево и вправо с руками. 2 117-118 Переменный кавказский шаг с руками по кругу в паре. 2 119-120 Ингушский народный шаг; движения вперед, назад с руками. 2 121-122 Осетинский народный шаг с руками. 2 123-124 Осетинский шаг «Хонга-Кафт»- приглашение. 2 125-126 Дагестанский шаг с руками. 2 127-128 Кабардинский народный шаг «Удж-Кафа». 2 129-130 Горский грузинский народный шаг «Удж-Кафа». 2 131-132 Отработка пальцовки вперед и назад. 2 133-134 Повтор композиции чеченского девичьего танца; осетинского плавного танца; шуточного танца «Чепалгаш». 2 135-136 Отработка финалов чеченского девичьего танца. 2 137-138 Участие в концерте, посвященном женскому празднику. 2 139-140 Отработка движений: чеченского, осетинского, ингушского, горского с руками по кругу. 2 141-142 Участие танцевального коллектива в концертах, посвященных 1-9 Мая. 2 143-144 Экскурсия в Государственный чеченский ансамбль «Вайнах». 2 В году 36 недели.
4 часа в неделю, в том числе индивидуально:
Всего за год – 144 часов.
Календарно-тематический план занятий 2-го года обучения.
№
п/п Тема Кол.
час.
Гр. занятия Инд.
зан.
Теор. Практ. 1. Знакомство с различными жанрами танцевального искусства.
3 3 2. Овладение простыми элементами хореографии.
40 2 28 10
3. Постановка танцев с несложными танцевальными рисунками, в умеренном темпе.
46 6 30 10
4. Развитие сценического мастерства.
15 2 10 3
5. Подготовка и проведение праздников.
Концертная деятельность.
40 34 6
В году 36 недели.
4 часа в неделю, в том числе индивидуально
Всего за год – 144 часов.
Календарно-тематический
план занятий 3-го года обучения
№
п/п
Тема Кол.
час.
Гр. занятия Инд.
зан.
Теор. Практ. 1. Осваивание сложных ритмических элементов русского народного танца (дробей, пересечей).
34 2 22 10
2. Развитие исполнительского мастерства.
10 1 9 3. Постановка танцев с использованием усложнённых элементов.
60 6 42 12
4. Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.
40 34 6
В году 36 недели.
4 часа в неделю, в том числе индивидуально
Всего за год – 144 часов.