ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
У.К.Кукуева
учитель русского языка и литературы средней школы № 4
Павлодарская область, г.Аксу

Новое время определяет новые цели образования. И можно с уверенностью сказать, что использование в работе интерактивных технологий – это уже веление времени.
Но что же означает термин «интерактивное обучение»?
Само слово «интерактив» образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” взаимный, “act” действовать. Это значит, что слово «интерактивный» будет означать «способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком)».
Таким образом, интерактивное обучение это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
Сам термин «интерактивность» предполагает особую позицию учителя в системе «учитель-ученик». Если в рамках «традиционной» системы обучения роль учителя сводилась к основному источнику информации, то в системе интерактивного обучения учитель – это скорее фасилитатор, менеджер, определяющий направление, цели и время работы ученика с материалом, что способствует развитию навыка самостоятельного поиска информации учеником, т.е. формирует его информационную компетентность.
Противопоставлять «традиционную» систему обучения «интерактивной» было бы ошибочным. Они скорее дополняют друг друга, как дополняют и иные техники.
Традиционные методы обучения носят универсальный характер, интерактивные же методы, проектные технологии и д.р. носят узкоспециализированный (или проблемный) характер.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.
Существует большое количество технологий интерактивного обучения, которые можно применять как в учебной, так и во внеклассной деятельности.
1. Работа в парах.
2. Ротационные (сменные) тройки.
3. Карусель.
4. Работа в малых группах.
5. Аквариум.
6. Незаконченное предложение.
7. Мозговой штурм.
8. Броуновское движение.
9. Дерево решений.
10. Суд от своего имени.
11. Гражданские слушания.
12. Ролевая (деловая) игра.
13. Кейс-метод
14. Метод пресс
15. Займи позицию.
16. Дискуссия.
17. Дебаты.
Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Данную технологию не только можно, но и нужно использовать в школе, ведь ее применение активирует процесс мышления детей, развивает способность выражать свои мысли при помощи слов и правильно строить при этом предложения.
Технология «Открытое пространство» (Open Space) это методика проведения конференций и встреч, которая позволяет индивидам и группам эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения. Она очень проста и одновременно очень мудра, основываясь на естественных законах взаимодействия между людьми. Технология способна раскрыть знания, опыт и инновации в организации, которые трудно обнаружить в менее открытых процессах. Изобретатель технологии - Харрисон Оуэн.
Чтобы лучше понять дух этой технологии, стоит познакомиться с ее принципами:
Четыре принципа
1.Все кто пришли – это правильные люди (единственные, кто мог прийти).
2.Что бы ни случилось - это единственное, что может произойти.
3.Когда бы это ни началось – это правильное время (напоминает людям, что процесс творчества неуправляем).
4.Когда это закончится – тогда это закончится (поощряет людей продолжать разговор так долго, как этого требует необходимость и присутствующая энергия. Занятие может завершиться быстрее, чем предполагалось, но может идти и дольше отведенного времени).
Кейс-метод (разбор ситуаций) - от англ. сase - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.
Преимущества метода
Учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией.
Вносит в обучение элемент загадки, тайны.
Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.
Классификации методов интерактивного обучения
Творческие задания
Сходства/Различия
Ранжирование
Рейтинг
Классификация
Обобщение
Верно/Неверно
Правильно или требует изменений
Преимущества и недостатки
Выявление последствий
Как вы думаете?
Исследование и отчет
Мозговой штурм
Дискуссия
Интерактивная лекция
Творческие задания.
Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:
не имеет однозначного и односложного ответа или решения
является практическим и полезным для учащихся
связано с жизнью учащихся
вызывает интерес у учащихся
максимально служит целям обучения
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Ранжирование - это прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них.
Рейтинг, подобно ранжированию, требует oт учащихся рассмотреть ряд утверждений и критериев их рейтинга, представленных в виде оценок. Они должны решить, какой рейтинг присвоить каждому утверждению. Ответы в заданиях такого типа часто основаны, главным образом, на личном мнении и могут вызывать много дискуссий. Они могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в данных вопросах, но, конечно, не применяются для оценки их знаний.
Прием Верно/Неверно. При выполнении мною приема учащиеся внимательно рассматривают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.
Правильно или требует изменений. При выполнении этого задания учащиеся рассматривают утверждения и решают, являются ли они правильными. Если нет, то они должны переписать утверждение таким образом, чтобы оно стало правильным.
Метод мозгового штурма оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Этапы и правила мозгового штурма:
1. Постановка проблемы. Предварительный этап.
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.
Правила для этого этапа:
Главное количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Основная задача дискуссии - выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут. Следует помнить, что психологи называют спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я». Полемика подразумевает столкновение с идейным противником. Дебаты – прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. Диспут от латинского (disputare) – рассуждать, разбирать, спорить. Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специально организованную для определенной аудитории.
Преимущества дискуссии
дает импульс проблемному обучению (студенты не просто пассивно получают знания, но «добывают» их, решая познавательные задачи)
в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), развивать навыки критического мышления.
Интерактивная лекция представляет собой выступление ведущего обучающего мероприятия перед большой аудиторий в течение 20-90 минут с применением следующих активных форм обучения:
Фасилитация - повышение эффективности обучения личности в условиях присутствия других учеников
Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа
Модерация - вовлечение всех участников во все стадии общей работы
Демонстрация слайдов или учебных фильмов
Мозговой штурм
Мотивационная речь - обращение к классу в целом, чтобы повысить его мотивацию, когда мы не можем использовать индивидуальный подход к каждому
Кейс-метод (разбор ситуаций)
В своей практике для реализации различных задач: формирование информационной компетенции, развития творческого мышления и т.д. я использую элементы следующих современных методов обучения:
Наименование технологии
Уровень использования
Область использования


Отдельные элементы
Апробация
Системное использование
(не менее трех лет)
Урочная
Внеурочная

Кейс-технологии
+


+
+

Проектное обучение

+

+
+

Интерактивное обучение


+
+
+

Методика обучения сообща
(сотрудничества)

+

+
+

Преимущества интерактивных методик обучения:
пробуждают у обучающихся интерес;
поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
обращаются к чувствам каждого обучающегося;
способствуют эффективному усвоению учебного материала;
оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
формируют у обучающихся мнения и отношения;
формируют жизненные навыки;
способствуют изменению поведения.
Схема фрагмента урока по теме «Правописание приставок на пре- и при-»
Метод: Работа в группах.
Тема урока: Правописание приставок ПРЕ - и ПРИ-.
Цели урока:
знания правил написания гласных в приставках ПРЕ - и ПРИ - (З),
умение правильно писать слова с приставками ПРЕ - и ПРИ- (Н),
умение обладать компетенцией в извлечении информации из текста.
навык сотрудничества.
Ресурсы: карточка с текстом (См. Приложение)– на пару учеников
Технология:
1 шаг. Ученики класса делятся на пары и получают карточку с заданием и таблицей.

2 шаг. Ученики в парах читают текст стихотворения и выбирают слова с приставками ПРЕ - и ПРИ - и распределяют их в таблице, ищут закономерности и составляют правило написания гласных в приставках ПРЕ - и ПРИ -.

4 шаг. На каждое значение слов с приставками ПРЕ - и ПРИ - читаются от группы слова. Остальные слушают, дополняют.
3 шаг. Пары объединяются в четверки и корректируют, дополняют таблицы.

Потенциал: Данный вид деятельности позволяет ученикам самостоятельно вывести правило о написании гласной в приставках ПРЕ - и ПРИ -, формирует навык правописания слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-, развивает способность к анализу и синтезу.


Вопросы для обсуждения:
1. Какое открытие вы сделали для себя?
2. Трудно ли вам было самим выводить правило о написании гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-?
3. Чему вас научил сегодняшний урок?
4. О чем бы вам хотелось рассказать своим одноклассникам?
Расширение: Ученикам предлагается продолжить работу над таблицей, подобрать и записать по три слова на каждый случай написания слов с приставками ПРЕ - и ПРИ –
Вариации: Можно не указывать значения слов с приставками, а ученики сами, исходя из слов, встречающихся в тексте, определят их.
Приложение к модели плана урока
Прочитай текст.
ПРЕ - или ПРИ -, ПРЕ- или ПРИ- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной.
Обо всех, кто приедет, прилетит, приплывет,
Пишется ПРИ - , несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется ПРИ - обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой ПРИ -.
Предлинный достанет с крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой –
ПРЕ - мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным – дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ -,
Та только ПРЕ - ставить надо.

Заполни таблицу, выписав соответствующие по смыслу слова из текста.
Слова с приставкой ПРИ-
Слова с приставкой ПРЕ-

Значение приставки в этих словах
Значение приставки в этих словах

Присоединение
Приближение
Неполнота действия
Нахождение вблизи чего-либо
Сходство со значением слова очень
Сходство со значением ПЕРЕ –

























Схема фрагмента урока на тему «Правописание букв О и А в корне –КОС- , -КАС-»
Метод: Творческое прикосновение. “Застывшая картинка”.
Тема урока: Правописание букв О и А в корне – КОС - - - КАС-.
Цели урока:
Знание правила написания букв О и А в корне - КОС - -КАС -;
Умение правильно писать слова с изученной орфограммой;
Развитие творческих способностей;
Воспитание чувства доброты и уважения друг к другу.
Ресурсы: тетрадь, ручка – у каждого ученика. 8 карточек со словосочетаниями: окружающая природа, загрязнение вод, загрязнение воздуха, вырубка леса, взрыв бомбы, картина известного художника, мир и содружество народов, конфликт между людьми.
Технология:
1 шаг. Ученики произвольно объединяются в группы по 4 человека.
2 шаг. Каждая группа получает карточку с одним словосочетанием и обсуждает, как можно показать данное понятие при помощи жестов и мимики


3 шаг. Ученики в группах показывают в “застывшей картинке” понятие с карточки.

7 шаг. Один ученик от группы читает список слов, другие ученики из групп дополняют этот список и вспоминают все возможные слова с корнем – КАС - - -КОС-.

4 шаг. Учитель подходит к первой группе учеников и касается рукой каждого и ученики как бы оживают, показывая действия, соответствующие понятию на карточке. Остальные ученики других групп отгадывают, какую картинку показывает первая группа.

6 шаг. Ученики в своих группах высказывают свое мнение по поводу того словосочетания, по которому они создавали “застывшую картинку” и вспоминают, какие действия они осуществляли при “оживлении застывшей картинки” и записывают те слова, которые помогли оживить картинки (например, касание, коснуться, прикоснуться, прикасаться, прикосновение и т.п.). Выясняют, какие буквы ( О или А ) нужно писать в корне слов (-КАС - - -КОС-).
5 шаг. Ученики первой группы касаются рукой учеников второй группы, которые показывают свою картинку с карточки, и как бы оживляют их. Ученики второй группы оживляют учеников третьей группы и т.д. Действие происходит до тех пор, пока все ученики групп не оживут. Ученики других групп пытаются угадать, что изображено на «застывшей картинке».


Потенциал: Данная стратегия поможет сформировать навык правильного написания слов с корнем – КАС - - - КОС-, развивает умение выражать свои мысли и умение изображать предметы, прививает бережное, чуткое отношение к природе и воспитывает чувство сотрудничества.

Вопросы для обсуждения:
1. Что вы можете рассказать о словах с корнем – КОС- - КАС-
2. Что вы можете сказать о тех проблемах, которые вы попытались изобразить через “застывшие картинки”?
3. Как вы относитесь к таким явлениям в окружающей нас жизни?
4. Что изменил в вас этот урок?
5. Что вы чувствовали, когда к вам прикасались другие ученики
Расширение: Ученикам предлагается составить текст, используя слова с корнями – КАС- и – КОС-, для сборника удивительных диктантов.
Вариации: В каждой группе учеников можно выбрать ведущего, который будет прикасаться к ученикам и оживлять каждого.





Модель плана фрагмента урока по теме Н.В.Гоголь.
«Ночь перед Рождеством».
Название приема: Ромашка качеств характера.
Тема фрагмента урока: Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни и родной природы в повести. Любовь кузнеца Вакулы.
Цели фрагмента урока: знание содержания повести (З); умение анализировать поступки героев и оценивать их (Н); воспитание толерантного отношения друг к другу (О).
Ресурсы: портрет писателя Н.В.Гоголя, бумажные круги с надписями героев повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» (диаметр 4 см): Чуб, Вакула, Оксана, Солоха, Пузатый Пацюк, черт, царица Екатерина 2; 5 самоклеющихся разноцветных полосок в форме лепестков ромашки (длина 5 см), фломастер (ручка) – на каждого ученика. Скотч, булавки.
Процедура:
1 шаг. Каждому ученику выдается бумажный круг с надписью одного из героев повести и пять лепестков ромашки.
2 шаг. На каждом из лепестков ромашки ученики записывают по одному слову, которое характеризует одного из персонажей повести (например: смелый, красивая, хитрая и т.п.).
3 шаг. Ученики встают, двигаясь по классу, образуют динамические пары и наклеивают на круг с названием героя повести соответствующий лепесток.
4 шаг. Когда ромашки образовались из пяти лепестков, ученики образуют группы по общему названию героя повести и составляют его литературный образ.
5 шаг. Ученик от каждой группы рассказывает о своем герое, используя оценочную характеристику ромашки. Остальные слушают, дополняют.
Потенциал: Данная стратегия помогает ученикам научиться анализировать литературный образ и давать оценочную характеристику, развивает речь учеников, формирует чувство сотрудничества.
Вопросы для обсуждения: 1.К кому из героев повести относится пословица: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»?
2. Какую героиню «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина напоминает Оксана, любующаяся собой перед зеркалом?
3. Солоху соседки называли ведьмой. Согласны ли вы с этим утверждением?
4. Любит ли кого-нибудь Оксана?
5. Какими словами она особенно обижает кузнеца?
6. Какое условие ставит ему Оксана?
Расширение: Ученикам предлагается подготовить рассказ о приключениях кузнеца Вакулы в Петербурге.
Вариации: Вместо пустых листов ромашки можно раздать ученикам уже заполненные оценочными прилагательными.

15