Конспект урока математики в 7 классе Решение уравнений с одной переменной


ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 г. Рязани»

план-конспект урока в 7 классе
Учитель:
Е.А. Денисова
2013/2014 учебный год
Цели урока:
- повторить и обобщить знания по теме «Линейные уравнения»;
- проверить степень усвоения изученного материала;
- составить алгоритм решения линейных уравнений;
- совершенствовать вычислительные навыки учащихся;
- воспитывать гордость за свою страну, свой народ.
Формируемые УУД:
- предметные: повторение теоретического материала по данной теме; формирование знаний и умений по изученному материалу, закрепление навыков решения линейного уравнения с одной переменной;
- личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, навыков составления алгоритмов для выполнения поставленной задачи, устойчивой мотивации к обучению;
- регулятивные: определение цели учебной деятельности, осуществление поиска средства её достижения, выявление отклонений от эталона в своей работе, понимание причины ошибок;
- познавательные: умение заменять термины определениями, выделение и формулирование проблемы, выражение смысла ситуации с помощью алгоритма;
- коммуникативные: регулирование собственной деятельности посредством речевых действий, умение организовывать учебное взаимодействие в коллективе, паре, умение высказывать точку зрения, обосновывая её и приводя аргументы.
Коррекционная составляющая урока:
- многократность повторения информации с применением материализованных опор;
- составление и применение алгоритма;
- автоматизация произношения и написания терминов со сложной слоговой структурой.
Ожидаемый результат: в ходе урока происходит систематизация знаний учащихся по данной теме, что создаёт более целостную картину изученного, формирует умение в многообразии заданий находить рациональный, обоснованный способ решения, даёт возможность перейти к изучению других видов уравнений.
Тип урока: комбинированный.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Оборудование: карточки для индивидуальной и коллективной работы учащихся; раздаточный материал.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Устная работа.
3. Формулировка темы урока, целей, задач.
4. Актуализация знаний и умений учащихся.
5. Основной этап урока:
а) проверка и корректировка знаний и навыков при решении уравнений, составление алгоритма решения линейного уравнения;
б) обобщение изученного материала.
6. Физкультминутка.
7. Закрепление:
а) выполнение творческого задания;
б) самостоятельная работа.
8. Домашнее задание.
9. Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку.
Устная работа.
1) Решить уравнения:
х - 7 = -9
-3 + у = 10
-2z = -14
2) Восстановить пропущенные числа уравнения:
5х = 0,5у = 3z =
х = -9 у = 0 z = 11
Формулировка темы урока, целей, задач.
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, постановке целей и задач.
Учитель. Сегодня наш урок мы посвятим не только уравнениям, но и вспомним первую в мире женщину-космонавта - Валентину Терешкову, так как 16 июня 2013 года исполнилось 50 лет со дня её полёта в космос.
Актуализация знаний.
Индивидуальная работа: каждый ученик получает карточку с заданием. Выполнив задание, он вписывает полученную букву в соответствующую таблицу на доске (задание для 2 рядов).
1 ряд: Название космического корабля, пилотируемого В. Терешковой («Восток»).
2 ряд: Позывной, звучащий с орбиты во время полёта В. Терешковой («Чайка»).
задания 1 ряда задания 2 ряда
1,5х = 6 - 4,5х 3,2х = 10 - 1,8х
0,3х - 5 = 6 - 0,7х 8х - 5 = х - 40
13 - 5х = 8 - 2х 6х + (2х - 1) = 14
5х + (3х - 7) = 9 13 - (5х + 11) = -6х
3х - (5 - х) = 11 2х - 3 = 5х + 6
3х + 5 = 5х + 13 Ключ для 1 ряда:
11
1 5,2 -4 4 1232 -8
О В М К О С Т Л
Ключ для 2 ряда:
-5
-2 0,3 2 0 178-3 10
А К ПЧ ЗЙ А И
Сообщение ученика: 16 июня 1963 года космический корабль "Восток-6" доставил Валентину Терешкову на орбиту. Старт прошёл с космодрома Байконур. Как отмечает Валентина Терешкова, никакого страха на старте у нее не было. "О страхе ты не думаешь. Единственное - ты должна выполнить программу космического полета", - сказала она. "Когда ты видишь Землю, первое, что ты испытываешь - это восторг. Чем дальше ракета тебя уносит от Земли, тем ближе ты к ней становишься. И сколько бы человек не летал в космосе, он всегда будет тосковать по своей планете!"
5. Основной этап.
а) Ученики отвечают на вопросы учителя и составляют алгоритм решения линейных уравнений.
Вопросы:
- определение линейного уравнения, примеры;
- определение корня уравнения;
- что значит решить уравнение;
- сколько решений может иметь линейное уравнение;
- свойства линейных уравнений;
- правила раскрытия скобок, распределительное свойство умножения.
В результате деятельности ученики должны прийти к следующему алгоритму:
Упростить выражения в левой и правой частях уравнения.
Перенести слагаемые, содержащие неизвестное, в левую часть.
Перенести слагаемые, не содержащие неизвестное, в правую часть.
Привести подобные слагаемые.
Найти корень уравнения.
Записать ответ.
б) Решение уравнения (ответ уравнения сообщит нам, сколько витков вокруг Земли сделал корабль «Восток- 6»):
5(х - 10) = 3(х + 4) + 34
Сообщение ученика. В.Терешкова провела в космосе 2 суток 22 часа 40 минут и 48 секунд. За это время «Восток-6» совершил 48 витков вокруг Земли, пройдя расстояние 1 млн 971 тыс. км и поднявшись на высоту 231,1 км.
Перед стартом В.Терешкова произнесла фразу «Эй! Небо, сними шляпу!». Тогда В.Терешковой было 26 лет.
6. Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
выше-выше потянулись!
Ну-ка, плечи распрямите,
поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
и на месте побежали!
7. Закрепление.
а) Задание: из заданных выражений составьте уравнения с одной переменной и решите их:
3х - 1
3а + 1
z + 4
b - 9
4y+52х + 1
2y+23c-12+ 2
b - 9
3а - 1
1-2c37z + 9

Происходит взаимопроверка.
б) Задание на карточках: вставьте пропущенные буквы в следующие математические термины: множ...тель, пр...изведение, ур...внение, п...добные, разн...сть, разл...жение.
Проверка на слайде.
8. Домашнее задание.
Ученикам раздаются карточки с заданием: найдите и исправьте ошибки в решении уравнения
5х - 8 = 4 - 8х
5х - 8х = 4 + 8
-3х = 12
х = 12∙(-3)
х = -36
9. Рефлексия.
Учитель подводит итог урока, ещё раз обращает внимание учеников на многообразный мир уравнений и предлагает ответить на вопросы:
- что понравилось на уроке?
- что было интересным?
- что самым трудным?
Анализирует ответы учащихся и даёт им оценку.
Учитель. В.Терешкова - первая в истории Российской армии женщина-генерал, Герой Советского Союза. Она является кавалером двух орденов Ленина, ордена Дружбы, ордена Почета, ордена Октябрьской Революции, ордена Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы народов, ордена Александра Невского, а также орденов «За заслуги перед Отечеством» II и III степени. Кроме того, В.Терешкова удостоена множества иностранных наград.
Ее имя носят кратер на Луне, малая планета 1671 Chaika, улицы в ряде городов, школы в России и Казахстане и планетарий в Казахстане. В 1983г. в честь 20-летия полета В.Терешковой в космос в СССР была выпущена памятная монета с ее изображением. Она стала единственным советским гражданином, чей портрет при жизни был помещен на монету. Кроме того, В.Терешковой посвящены почтовые марки разных стран.
Международная ассоциация «Женщина года» в 2000г. назвала В.Терешкову величайшей женщиной XX века.