Статья на тему Информационно-методическое обеспечение достижения метапредметных результатов на уроках математике
Стремительными темпами происходит развитие информационных и коммуникативных технологий. К. Ф. Гаусса говорил: «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.
Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом учитель объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения, причем часто методом проб и ошибок. Это не усложняет, скорее увеличивает эффективность работы детей.
Информационно-коммуникационные технологии можно использовать для обучения математике в различных вариантах: использование тренировочных программ; диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков. Но в любом случае учитель – основное действующее лицо на уроке. Поэтому компьютер и мультимедийные средства надо рассматривать как инструмент обучения, и помощь от этого инструмента существенна.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося. Использование ИКТ потребовало от меня как учителя переосмысления форм и методов работы.
Где и как применяю ИТК на своих уроках? На этапе организации используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др.
Для актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности так как дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе. Можно создать проблемную ситуацию. Даю задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагаю задачу, с которой ребята не знакомы.
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, где обеспечивается высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет мне акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Чтобы заинтересовать учащихся своим предметом, провожу нестандартные уроки, уроки-сказки, уроки-путешествия, соревнования, работа в группах и в парах, например «Путешествие в страну дробей» (5класс), интегрированные уроки, например, «Диаграммы» (6 класс). Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности. Современные компьютерные средства позволяют решить и эту проблему.
Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, позволяет увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения. Для оживления урока, для поддержания интереса к предмету, для привлечения учащихся к проектной деятельности, на уроках использую свои презентации, а также презентации, выполненные учащимися. Дети с удовольствием принимают участие в проектной деятельности. Проводились исследовательские работы «Признаки делимости на простые числа», «Симметрия вокруг нас», проектные работы по темам «История развития математики», «Задачи нашего класса».
Использование ИКТ в учебном процессе существенно дает свои результаты. Я считаю, что информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку оригинальность и выразительность.
ИКТ в образовательном процессе — это норма жизни современного учителя и ученика. Использование ИКТ в образовательном процессе обязательно приводит к положительным результатам обучения, а именно: знания приобретают качества системности; умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях; усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учеников; более эффективно формируются их убеждения, достигается всестороннее развитие личности.
Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. С его помощью ребенок получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. В связи с этим естественно, что это позволяет заметно повысить качество обучения ребят математике. Рассмотренные проблемы организации работы с компьютером подтверждает необходимость применения данной техники на уроках математики.