Аттестационная работа Методическое обеспечение и планирование учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным областям)» по предметной области «Английский язык»
Аттестационная работа
Сформулируйте любую гипотетически возможную тему учебного исследования по Вашей предметной области. Выделите цель исследования и докажите, что она обладает каждым из признаков: полнотой содержания; временной определенностью; реальностью; побудительностью; контролируемостью.
Сегодня, когда основной задачей в сфере образования и воспитания является обеспечение их качества, ещё больше возросли требования к профессиональной компетентности и мастерству педагога. Он выполняет одновременно несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую, методическую, пропагандистскую и др. Успешная реализация каждой из них требует от педагога определённых знаний, умений, навыков и способностей, а также личностных качеств.
Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые.
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе — возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель — руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.
Современное образование должно создавать условия для формирования свободно развивающейся личности учащегося, формирование мышления, практических действий, а не получение объективно нового результата. В зависимости от уровня подготовки обучающихся, учитель предлагает темы на выбор или на основе реальных ситуаций. Темы выбираются из содержания учебных предметов или близких к ним. Нельзя брать темы проектов противоречащие законам РФ и её Конституции, несущие направленность против человека и общества в целом. Краеугольным камнем любого исследования является проблема. С которой и начинается исследование. Полная формулировка проблемы, включающая и условия проблемы, и её требование, позволяет более чётко увидеть возможные пути решения проблемы. Выбор темы - залог успеха. Она представляет объект изучения в определённом аспекте. Тема может быть краткосрочной или долгосрочной. Важно вначале правильно сформулировать тему. Должна быть актуальна. Лучше, если у темы 2 названия: теоретическое и творческое. Тема исследования в проблемной форме отразит отношение предмета и объекта исследования, которую предполагается изучить.
Одной из возможной темой для проекта на уроках английского языка я выбрала проект« Аббревиация и аббревиатура в современных компьютерных on line играх и e-mail переписке на английском языке»
Тема носит интегративный характер английского языка и информатики. При выборе темы исследования учитывались психо-физиологические особенности детей данного возраста. Тема выбиралась из учебных предметов. Совместный труд не только сближает, всех участников процесса, но и делает работу интересной, насыщенной по обобщению полученных данных. Подготовка к представлению результатов, полученной информации, необходима полнота содержания. Нужно проанализировать, обобщить, выделить главное, исключить второстепенное. Тема имеет смысл, конкретна, посильна, выполнима. Возможность подбора материала для исследования: Цель должна быть реализуемой в имеющихся условиях. Использование оборудования для ведения эксперимента. Цель исследования заключается в приобретении учащимися навыка исследования, как универсального способа освоения действительности. Развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация учащихся в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, личностно-значимые для учащихся.
Цель исследования обладает временной определённостью. Заключается в доказательстве фактов. Актуальность обусловлена стремительным развитием информационных технологий. Цель исследования определяет элемент общественной жизни (реальности), которая обладает очевидными границами. Это обусловлено необходимостью системного описания характерных свойств, как формы отражающей объективную реальность. Учит проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования. Весь путь планирования учебно- исследовательской и проектной деятельности учащихся контролируется учителем. Роль учителя раскрыть в учениках творческий потенциал, правильно организовать исследовательскую деятельность.
Выдвиньте гипотезу исследования, которая: содержит предположение (укажите, в чем именно оно состоит); является проверяемой (укажите каким образом это можно сделать), подтверждаемой при помощи методик (укажите, каких именно). Укажите, какие еще требования должна выполнить сформулированная гипотеза исследования?
Ни одно научное исследование не совершается без умения предвидеть, прогнозировать предстоящий эксперимент. Предвидение важное условие педагогического исследования, оно помогает предусмотреть возможные ошибки. Конкретной формой научного предвидения выступает гипотеза. Она является обязательным элементом в структуре исследовательского проекта, предположения, при котором, на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, причины, явлении, не вполне доказаны формулировки гипотезы по решению проблем. Гипотеза - одухотворённый прогноз в будущее науки, преддверие её побед. Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что значение пространственно-временной определённости. Гипотеза- предположение о фактах, связях, принципах, функционирования и развития систем их компонентов не имеющих экспериментального обоснования или теоретического или обоснованных недостаточно. Гипотеза не должна включать в себя слишком много предположений, одно должно быть основным. Не должна содержать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уяснённые самим исследователем. При формулировании гипотезы следует избегать ценностных суждений. Гипотеза должна быть адекватным объектом на поставленный вопрос , соответствовать фактам , быть проверяемой к широкому кругу явлений. Стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности. Научное исследование состоит в исследовании проблем, предполагающем формирование, разработку и проверку гипотез. Чем более смелой является гипотеза, тем больше она объясняет и более степень её проверяемости. Как проблема может быть решена. Гипотеза –это догадка, не доказанная логически и не подтверждённая опытом. Употребляются слова предположим, допустим ,возможно. К гипотезе предъявляют определённые требования: должна содержать предположение, должна проверяться, подтверждаться при помощи методик; должна быть логически непротиворечивой; быть реально опровергаема или доказуема. Проверить гипотезу-значит проверить те следствия, которые логически из неё вытекают. Предположение должно быть логически непротиворечивым, принципиально проверяемым. Если нельзя проверить или опровергнуть, оно не признаётся в качестве гипотезы. Предположение должно быть эффективным в познавательном или практическом отношении (в частности, позволяющим конкретизировать программу дальнейших исследований). Предполагаемое решение проблемы в данной области исследования, решение противоречивой ситуации. Гипотеза определяет основные направления исследования. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположения о том, каким образом намеревается достичь поставленные цели. В процессе исследования, гипотеза корректируется, претерпевает изменения. После определения объекта и предмета, цели и задачи исследования, при разработке экспериментальной работы и её осмыслении постоянно приходиться возвращаться к гипотезе, как опорной точке научного-исследования. Научные познания складываются из различных мнений. В процессе обоснования и развития, гипотеза должна быть доказана. Создаётся система знаний, которая помогает вскрывать новые факты, закономерности и является инструментом движения познания. Может быть проверена путём сопоставления. Пути построения гипотезы различны. Когда гипотеза строится на некоторых данных и идеях др. исследователей, необходимо проверить. Проверяется гипотеза с помощью эксперимента, наблюдения, анализа. Эксперименты являются методом проверки гипотез. Представляют собой длительные мероприятия, в которых исследователь исследует объект. Гипотеза подлежащая проверке на истинность утверждения о наличии (или отсутствии) причинно-следственных связей между определёнными процессами или явлениями. Научная гипотеза излагает общеизвестные истины, поэтому всегда подтверждается данными исследования. В строго выполненном научном исследовании, что-то в гипотезе подтверждается. Что-то отвергается. Деятельность учащихся - выдвижение гипотезы. Учитель, как руководитель исследования помогает в формулировании гипотезы, участвует в обсуждении возможных объяснений выдвинутой гипотезы.
Какие из методов исследования наиболее применимы для учебных исследований по вашей предметной области? Свой выбор обоснуйте. Кратко раскройте содержание этих методов.
Метод - (греч.) путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений в процессе исследования. Методы исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Методы исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).
Гипотеза: я предполагаю, что использование аббревиатур в онлайн общении значительно экономит время, придает речи экспрессивную и эмоциональную окраску, но оказывает пагубное влияние на нормативный язык.
Методы исследования:
- аналитическое чтение;
- теоретический анализ литературы;
- поисковый, контекстуальный анализ;
- сравнительный анализ;
- обобщение;
- анкетирование, опрос.
Учебный вид чтения ориентированный на раскрытие содержания текста и его структуры. При аналитическом чтении внимание учащегося направлено на детальное восприятие текста с анализом языковой формы, который позволяет осознавать структурные компоненты речи, устанавливать их структурно семантические и функциональные соответствия.
Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.
Контекстуальный анализ - тип исследования, при котором наряду с индивидуальными признаками явления учитываются признаки контекстов, к которым относится явление; контекстуальные признаки выступают в качестве независимых переменных, оказывающих влияние на индивидуальные величины или модифицирующих взаимосвязи между индивидуальными величинами.
Сравнительный анализ – метод анализа объектов, при котором производится сравнение нового состояния объекта со старым состоянием или сравнение состояния одного объекта с другим, с которым сравнение может быть уместным.
Метод обобщения независимых характеристик - это объединение и обобщение данных многих наблюдений, выполненных независимо друг от друга в разное время, при разных условиях и в разных видах деятельности личности.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
На основе сформулированной ранее или на сформулированной новой теме гипотетически возможного учебного исследования по Вашей предметной области, выделите 3-4 пункта научной новизны этой темы. Помните, что научная новизна должна не просто описать то, как Вы ее получили, но и для чего Вы ее получили, зачем она нужна? – Что она позволяет, в чем состоит конкретно?
Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике еще одним исследованием.
Практическая значимость состоит в разработке удобной для использования в виртуальном общении классификации сокращений по видам, темам и значениям. Это значит, что данная работа будет иметь учебную, теоретическую и практическую значимость.
Новизна работы заключается в детальном анализе аббревиатур виртуального дискурса, их группировании и составлении списка наиболее употребляемых из них
Развитие Интернета и его стремительное, распространение в современном обществе не проходит незамеченным для английского языка, который в настоящее время является наиболее распространенным в сети.
Будучи явлением мирового масштаба, Интернет становится предметом массовой коммуникации, что порождает необходимость образования нового лексикона. Таким образом, Интернет является внешним стимулом активизации внутриязыковых потенциальных возможностей.
Одной из особенностей лексического фонда языка Интернета является образование и повсеместное использование различного вида сокращений, что связанно с письменной природой электронной коммуникации. Из-за постоянно убыстряющегося темпа общения в Интернете появляется необходимость передать максимальное количество информации в единицу времени, реализующуюся посредством принципа экономии языковых усилий, что более явно выражается в использовании большого количества аббревиатур.
Многие лингвисты говорят, что из-за Интернета люди теряют способность нормально общаться, поскольку язык засоряется сленгом и аббревиатурами. Однако есть и другая точка зрения. Язык не деградирует, а переходит на новый уровень по мере того, как человечество вступает в новую эру коммуникаций. «Ресурсы для неформальных выражений в письменной речи значительно увеличились — такого в английском языке не было со времен Средневековья», — говорит Дэвид Кристал, профессор лингвистики. «Благодаря Интернету гораздо большее количество людей начали писать», - сказал он, - «и это очень хорошо» .Таким образом, анализ коммуникации Интернета позволил установить, что аббревиация как явление системы языка находится в развитии, поэтому представляет огромное пространство для исследовательской деятельности.
Становится понятным, что благодаря возникновению Интернета появилась возможность создания новой проблемной области знаний — лингвистики Интернета. Исследовательским объектом лингвистики Интернета будет электронная коммуникация, под которой понимается коммуникативное взаимодействие в глобальной компьютерной сети Интернет, а предметом исследования станут лингвистические особенности электронной коммуникации на различных языковых уровнях: морфологическом, лексическом, синтаксическом, текстовом, коммуникативном и т.д.
В данной работе систематизированы, проанализированы и классифицированы аббревиатуры, наиболее часто встречающиеся в Интернете. Это, несомненно, будет полезно тем начинающим пользователям Интернета, которые хотят полноценно и грамотно общаться виртуально и, выходя во «всемирную паутину», не теряться в догадках по поводу расшифровки встречающихся там сокращений.
Поэтому, говоря о результатах исследования, основными итогами работы можно назвать следующее:
1. Составление классификации аббревиатур, встречающихся непосредственно в Интернете.
2. Систематизация существующих английских сокращений по видам для эффективного использования в общении в Интернете.
3. Снятие основных затруднений школьников в понимании и употреблении английских сокращений в процессе работы в сети Интернет.
Это может оказать незаменимую практическую помощь при онлайн общении.
Разработайте проект плана учебного исследования, который представляет собой более подробное изложение вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал учебного исследования. В Вашем плане должны быть освещены следующие позиции: что необходимо сделать, с кем, как и к какому сроку; какие источники информации необходимо изучить; какие способы сбора и анализа информации можно использовать; в какой форме или каким способом можно представить результаты работы (формы проекта и исследования); каковы процедуры и критерии оценки результатов и процесса проектной и исследовательской деятельности; как распределить обязанности между членами команды (если проект выполняется группой).
Составление плана исследования начинается с выбора методики сбора исходящих данных. План представляет последовательность мероприятий, который решают поставленную перед исследователями цель. Не каждая проблема решается путём последовательного выполнения каждого из этапов. Поэтому план должен предусматривать методы решения возникших проблем Источники информации в процессе подготовки выделяют 5 этапов: накопление научной информации; формулирование темы, цели, задач, проблемы, гипотезы; проведение эксперимента. Исследование начинается с анализа материалов по выбранной теме. Процедура оценивания, критерии оценивания проектно-исследовательской работы учеников: актуальность- обоснованность проекта в настоящее время,; осведомлённость—комплексное использование имеющихся источников; научность соотношения в проекте материалов , метод. Работа; Учитель должен помочь получить материал, справочную информацию и др. Проект для учащихся это возможность делать интересное самостоятельно в группе или индивидуально. Максимально использовать свои возможности, проявить себя, приложить знания, показать достигнутый результат. Оценка процесса и результат работы это рефлективность. Выполнение проекта начинается с планирования действий, с определения вида продукта, по решению проблемы и формы презентации. Разработать проект следует по операционно, где указан перечень конкретных действий с указанием сроков, ответственных. Некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу спланированы от начала и до конца. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Т/О, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации. Её нужно затем обработать. Будет представлена участниками проектных групп. Результатом работы над проектом, является продукт, которые разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Любой проект имеет одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проекта любого типа (долгосрочного, краткосрочного, группового, индивидуального.) Проект должен быть представлен заказчику.
Проект на «5»: Проблема, Проектирование (планирование), поиск информации, Продукт, Презентация, Портфолио, где собраны все материалы проекта-черновики, планы, отчёты. Каждый этап работы должен иметь свой конкретный продукт. Берём проект на месяц. На установочном занятии определяем цели, задачи проектных работ, замысел. Используется стендовая информация о проектной работе. Выдача устной рекомендации (темы, графики, консультации). Формулирование идей замыслов, формирование проектных групп; утверждение темы проектов, индивидуальных планов. Поисковый этап- отчёты учащихся индивидуальных групп. Контроль, оформление проектов. Обобщающий этап - оформление результатов; предзащита проектов. Учёт, замечание. Заключение. Необходимо выбрать тему. С кем? -всем классом . Как? – известить вначале проекта с утра , в школе. К какому сроку? С 13 ноября по 30 ноября. Какие источники информации?- лекции, фото, рисунки, литература, видео. Какие способы сбора и анализа информации?-фото, литература, видео, рисунки. В какой форме или каким способом можно представить результаты работ?- экскурсии, видео материалы, Рисунки, стенды. Каковы процедуры и критерии оценки результатов? проектные недели, подведение итогов, достигли цели проекта, чего узнали, чему научились. Как распределить обязанности между членами команды проектных групп?- деление на несколько групп.
Мероприятия срок Исполнители КонтрольОпределение темы проекта, первичное формирование проектных групп 10.11.2016 ученики учительНаучный совет класса: определение общей направленности, особенности проведения проекта. 13.11.2016 ученики учительФормирование проектных групп, подготовка методических разработок проектов, утверждение 17.11.2016 ученики учительРаспределение проектных групп, защита проекта 30.11.2016 ученики учительТаким Образом, на завершающем этапе проект требует презентации своего продукта.