Программа по самообразованию Педагогический проект профессионального самообразования учителя русского языка и литературы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Берегаевская СОШ»
Педагогический проект профессионального самообразования
учителя русского языка и литературы
Кириенко Светланы Николаевны
Тема «Новые педагогические технологии в деятельности учителя - предметника»
П. Берегаево«Воспитание, полученное человеком, закончено,
достигло своей цели, когда человек настолько
созрел, что обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей жизни и
знает способ и средства, как он может осуществить
в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
А. ДистервегСамообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные.
Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах.
Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству.
По мнению Н.С.Голициной, самообразование – целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогических и психологических наук.
Перечислим направления, в рамках которых, на мой взгляд, педагог должен заниматься самообразованием:
- профессиональное (теория преподавания предмета); - психолого-педагогическое (индивидуальные особенности ученика); - методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); - информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы); - коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса); - личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт); Какова же область их приложения:
- посещение уроков коллег и участие в обмене опытом; - периодический самоанализ профессиональной деятельности; - постоянное совершенствование знаний в области классической и современной педагогики и психологии; - повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.
Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии, РКМЧП, личностно ориентированные, проблемного обучения, информационные технологии, здоровьесберегающие, модульно – развивающие технологии.
Есть такое высказывание: «Учение без принуждения». Поэтому моя задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. На помощь в этом и должны прийти новые педагогические технологии. У меня возникла необходимость познакомиться с данными технологиями и внедрить их в свою деятельность. Так я определила для себя тему самообразования:
«Новые педагогические технологии в деятельности учителя - предметника»
Цели: Изучение и внедрение современных образовательных технологий в ходе организации образовательного процесса , повышение эффективности педагогической деятельности.
раскрытие потенциала различных педагогических технологий для формирования интереса у учащихся к предметам, повышения качества образования и возможности его реализации в учебной и внеклассной деятельности.
Через работу по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.
В качестве гипотезы мною было выдвинуто предположение о том, что самообразование в данной области может стать эффективным условием повышения моей профессиональной компетенции.
Объектом работы являются педагоические технологии в деятельности учителя – предметника. Предмет — методика внедрения данных технологий.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
познакомиться с существующими технологиями, изучить теоретические основы педтехнологий (сроки: по мере необходимости)
посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом (сроки: в течение учебного года)
рассмотреть особенности применения технологий в конкретных классах (сроки: регулярно)
исследовать влияние применения на уроках педтехнологий на результативность учебного процесса (сроки: май-июнь каждого учебного года)
выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования новых технологий для формирования прочных знаний, навыков самостоятельной работы
дать рекомендации по организации и применению новых технологий
на основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения обобщить педагогический опыт на уровне школы и муниципальном уровне (раз в год)
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования;
изучение и обобщение педагогического опыта;
педагогическое наблюдение;
анализ результатов ученической деятельности;
анализ результатов исследования.
Практическая значимость работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности организации учебного процесса при изучении различных дисциплин вне зависимости от предметной области.
Предполагаемый результат:
Повышение качества преподаваемого предмета
Повышение интереса учащихся к изучению русского языка и литературы
Разработка и проведение уроков с использованием современных образовательных технологий
Обобщение опыта по исследуемой проблеме
Выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий
I. Этапы реализации программы самообразования
Реализация программы самообразования запланирована мною в срок до 5 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
1.2009-2010 учебный год.
2. 2010-2011 учебный год.
3. 2012-2013 учебный год.
4. 2014-2015 учебный год.
В ходе исследования были осуществлены 4 последовательных этапа:
1 этап (сентябрь 2008 – май 2009 г.): аналитический (изучение педагогической и методической литературы по проблеме, анализ существующей практики по применению таких технологий, как РКМЧП, ИКТ, здоровьесберегающих технологий, участие в конкурсе медиауроков).
2 этап (сентябрь 2009 – май 2010 г.): проектный (моделирование подхода к решению проблемы использования данных технологий в своей педагогической деятельности).
3 этап (сентябрь 2010 г. – май 2011 г.): практический (внедрение разработанного подхода; знакомство с технологией проблемного обучения и личностно – ориентированного; обмен опытом с коллегами).
4 этап (сентябрь 2011 – май 2012 г.): результативный (итоговый контроль исследования, анализ его результатов, корректировка деятельности, представление собственного опыта на школьном и муниципальном уровне).
Каждый из этапов представлял собой довольно длительный период, это давало возможность постепенно нарабатывать теоретическую и практическую базу по внедрению в педагогическую деятельность нескольких педтехнологий.
Таким образом, я пришла к выводу, что разумно и уместно использовать различного рода технологии и методики наряду с традиционными формами, это увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно, даже те, у которых низкая мотивация к учению.
IV. Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях школьного МО учителей
Форма отчета по проделанной работе
Обобщение опыта работы на уровне школы и муниципальном уровне
Форма представления опыта работы (доклад, публикация, творческий отчет, мастер-класс и т.д.) Уровень представления (муниципальный, региональный,…) с указанием названия мероприятия Тема представленного опыта работы Дата представления опыта работы
Творческий отчёт Школьный Новые педагогические технологии в деятельности учителя – предметника 18.05.2012 г
Доклад Школьный Технология модульно-развивающего обучения 25.01. 2013 г.
После реализации двух основных и самых, на мой взгляд, важных этапов, я планирую продолжать работу по заявленной теме самообразования.
Методическое направление моей дальнейшей деятельности:
Знакомиться с новыми педагогическими технологиями (метод проектов, технология модульного обучения), формами, методами и приемами обучения через предметные издания, через Интернет-сайты.
1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.
2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации инновационных форм уроков
3. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.
4. Создавать комплект дидактики по предмету
5. Создавать пакет сценариев уроков с применением новых технологий.
6. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс (в том числе компьютерные программы Adobe Photo Shop, Publisher и другие)
Источники самообразования
Источники, являющиеся основой самообразования способствуют моему личностному развитию, а также профессиональному росту:
СМИ, литература (методическая, научно – популярная, художественная), Интернет, информация на различных носителях, платные курсы, семинары и конференции. Мероприятия по обмену опытом. Курсы повышения квалификации.
Заключение:
Вы хотите, чтобы ваши дети
были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые
шаги по ступенькам творчества,
но… не опаздывайте и,
помогая,… думайте сами.
Б.П. Никитин.
Работа по самообразованию учителя повышает его теоретическую и методическую подготовку, способствует развитию у учащихся положительной мотивации обучения.
Рекомендуемая литература:
П.И.Третьяков «Модульное обучение»,
«Энциклопедия педагогических технологий »,2001г.
Д.Г.Левитес «Современные образовательные технологии»,М.1993.
В.М.Лизинский «Приёмы и формы в учебной деятельности»,М.,2002
Г.К.Селевко «Альтернативные педагогические технологии», М.,2005
Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП»
Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии», М., 1998
Н.К.Смирнов «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы», М.2003
Н.В.Кухарев «Педагог-мастер – педагог-исследователь», Минск.2003
Н.В.Сократов «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей», М.2005
А.Гин «Приёмы педагогической техники», Гомель, 1999
Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии»,М.,1998
Н.И.Дереклеева «Научно-исследовательская работа в школе»,М.,2001
Ю.Н.Шестакова «Организация методической работы в школе»
Д.Г.Левитес «Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит», М.2001
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.