Программа профессионального самообразования учителя математики МБОУ «Гимназия» Гребенниковой Ирины Сергеевны
Согласовано на МО
Протокол № ---- от ----------------
Программа
профессионального самообразования
учителя математики
МБОУ «Гимназия»
Гребенниковой Ирины Сергеевны
Пояснительная записка
Саморазвитие является одной из фундаментальных потребностей личности, однако пути и формы саморазвития индивидуальны и своеобразны. Саморазвитие педагога – обязательная составляющая современного образования, показатель субъективности учителя на всех этапах его непрерывного педагогического образования. Творческое саморазвитие направлено на активизацию внутренних личностных ресурсов учителя с тем, чтобы в полной мере реализовать себя в профессии, и охватывает философские, психологические, педагогические, физиологические и другие процессы личности, поднимая их на новый уровень функционирования.
Для разработки программы профессионального саморазвития необходимо выполнить три условия:
выявить исходное состояние, то есть определить уровень профессиональной деятельности, ее достоинства и недостатки педагога, уровень развития личностно–деловых качеств;
разработать теоретические основы саморазвивающей деятельности в определенной системе, которые позволять осуществить на практике качественный скачок вперед;
используя результаты анализа профессиональной деятельности личности, наметить направления повышения профессионального уровня педагога.
Модель организации процесса творческого саморазвития учителя можно представить в виде схемы, где в основу положена индивидуальная траектория педагога, что дает возможность реализовать путь его дальнейшего профессионального роста и самообразования, самосовершенствования, саморазвития и самореализации.
Программа разработана в соответствии с Программой развития МБОУ «Гимназия» г. Моршанска Тамбовской области.
Тема самообразования:
«Проектирование уроков математики в условиях реализации ФГОС ООО»
Сроки реализации: 2013-2018г.г.
Актуальность, перспективность, адресная направленность:
В основе Концепции образования МБОУ «Гимназия» г. Моршанска заложена гуманистическая позиция, требующая осознания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, признания его способностей и права на саморазвитие. Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Этот уровень должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов повышения квалификации невелика без процесса самообразования учителя.
Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Понимание того, что интеллектуальный потенциал нации является главным гарантом её развития и благополучия, побуждает к поиску новых сочетаний форм, методов, приёмов обучения, которые бы позволили максимально раскрыть творческие способности детей.
Цель педагогической деятельности: поддержка интереса и мотивации к изучению математики, подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.
Мотив: забота о счастье ребенка, входящего в этот сложный противоречивый мир, желание содействовать радостному проживанию детства, беспроблемному переходу подростка в юношество.
Цель программы: освоение качественно нового уровня профессиональной компетенции, профессионального мастерства, обеспечивающего способность совершенствовать педагогическую реальность повышение теоретического, научно-методического уровня, и компетентности как учителя математики.
Задачи:
- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
- изучить опыт педагогов, школы, страны;
- овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
- вести мониторинг саморазвития школьников;
- обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
Основные направления реализации программы:
1. Расширение образованности.
2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
Методы самообразовательной работы по программе:
-теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме,
-анализ учебных программ;
-обобщение эффективного педагогического опыта;
-наблюдение, беседы (интервью), анкетирование;
-анализ продуктов учебной и самообразовательной деятельности учителей;
-моделирование;
-организация опытно-экспериментальной работы;
-социологическое исследование;
-методики для определения уровня самооценки, экспертной оценки;
-тесты - опросники субъективного контроля.
Формы самообразовательной деятельности учителя по программе:
-курсы повышения квалификации при институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования;
-методические практикумы в школах;
-обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;
-подготовка к аттестации;
- научно-практические конференции;
-обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях;
- освоение информационных технологий образования и воспитания;
-теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и личностно-профессионального развития учителя;
-обсуждение проблем самообразования и повышения качества образования на заседаниях методического совета, методических объединений учителей, в проблемных группах;
- работа творческих мастерских учителей-исследователей;
- проведение самоанализа деятельности учителя за год, рефлексия своего опыта.
Предполагаемый результат:
1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже 3,7, отсутствие неуспевающих).
2. Проведенные открытые уроки.
3. Проведенные мастер-классы перед учителями школы, района.
4. Доклады и выступления.
5. Разработка дидактических материалов.
6. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.
7. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
8. Личный сайт-портфолио.
Оценка эффективности программы:
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий (уровень мастерства педагогических кадров);
уровень обучаемости и обученности школьников;
степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
качество учебно-методического и технологического обеспечения;
качественное и количественное размещение информации на веб-сайте.
Этапы работы по реализации программы педагогического эксперимента по теме:
«Проектирование уроков математики в условиях реализации ФГОС ООО»
на 2013-2018 годы
Этапы
Задачи
Мероприятия
Сроки
Результаты
Констатирующий (диагностический)
1.Изучить методическую литературу по теме.
2. Выявить возможности применения ИКТ преподавании математики.
3.Определить уровень собственной педагогической компетенции в использовании компьютерных технологий.
1.Изучение методической литературы
2.Прохождение курсов повышения квалификации.
3.Дополнительная профессиональная подготовка на сайте «Открытый класс»
4.Самодиагностика.
Сентябрь – декабрь 2013г.
1.Аннотированный список литературы.
2.Консультации и беседы с учителями , которые внедряют ИКТ в учебный процесса.
2.Формирующий
(экспериментальный)
Освоить методы и способы организации учебного процесса с использованием ИКТ.
Внедрение педагогических результатов в педагогическую деятельность.
1.Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
Корректировка работы.
2.Участие в школьных и городских научно- практических конференциях.
3. Проведение уроков с использованием ИКТ по электронным учебникам.
Январь 2014 – февраль 2017 гг.
1.Участие в школьной, городской и областных научно– практических конференциях.
2. Выступление на методическом семинаре, заседании МО.
3.Проекты и презентации учащихся.
3.Аналитический (обобщающий)
Разработать методические материалы по применению ИКТ в преподавании математики для повышения качества обучения.
Анализ работы, обобщение опыта в форме творческого отчета.
Март – май 2018 г.
1.Подготовленные мультимедийные презентации к урокам математики.
2.Доклад по теме.