Разработка открытого урока по теме: «Трагедия совести и ее разрешение в пьесе» (Урок-игра «Дебаты» «Самоубийство Катерины — ее сила»)
Разработка открытого
урока по теме:
«Трагедия совести и ее разрешение в пьесе»
(Урок-игра «Дебаты»
«Самоубийство
Катерины - ее сила»)
Литература 10 класс
Учитель: Лебедева Е.П.
2015 год
Урок-игра «Дебаты»
Тема: Самоубийство Катерины - ее сила.
Цель: формирование компетенций:
1. Мировоззренческой. Развитие критического мышления, способности отстаивать свою точку зрения.
2. Речевой. Выработка навыка логически выстраивать аргументацию и убеждать.
3. Духовно-нравственной. Обучение самостоятельному получению знаний из разных источников и совершенствованию умений пользоваться им.
4. Культурологической. Формирование умения вести дискуссию, уважительно относиться к оппонентам.
Оформление:
1) Портрет А.Н. Островского.
2) Репродукции.
Регламент:
Выступающий Время
Утверждающий 1 5 мин
Вопросы О3 к У1 2 мин
Отрицающий 1 5 мин
Вопросы У3 к О1 2 мин
Утверждающий 2 4 мин
Вопросы О1 к У2 2 мин
Отрицающий 2 4 мин
Вопросы У1 к О2 2 мин
Утверждающий 3 4 мин
Отрицающий 3 4 мин
Итого: 34 минуты.
Утверждающий 1.
Тезисы конструктивной речи.
«Гроза» (1859 г.) А.Н. Островского не только одна из вершин драматургии, но и крупнейшее литературно-общественное событие накануне реформы 1861 г.:
1) новое освещение мира патриархальной семьи: мощное отрицание застоя и гнета;
2) появление положительного, светлого начала, настоящей героини из народной среды, судьбу которой определило столкновение двух исторических эпох;
3) Катерина у Островского - воплощение духа патриархального мира, его мечты, его порыва. Это образ - доказательство того, что и в окостенелом мире Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Важно, что в духе незаурядной калиновской женщины рождается новое отношение к миру.
Вопросы Отрицающего 3 к Утверждающему 1.
1) Можно ли считать положительной героиню, нарушающую устои семейной жизни?
Отрицающий 1. Тезисы конструктивной речи.
1) «Гроза» - пьеса из современной жизни середины XIX века, написана на основе бытового материала.
2) В ней предстает частная жизнь одной семи и «жестокие нравы» города Калинова.
3) В душе Катерины под влиянием чувства любви к Борису начинается смятение.
Вопросы Утверждающего 3 к Отрицающему 1:
Приведите примеры «жестоких нравов» города Калинова.
Утверждающий 2. Тезисы опровергающей (развивающей) речи:
Н.А. Добролюбов в статье «Луч света в Темном царстве» пишет: «Точно русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело».Там же – «Почувствовалась неотлагательная потребность в людях, хоть бы и менее прекрасных, но более деятельных и энергичных».
Образ Катерины, несомненно, соотнесен с образом Кабанихи. Обе они – максималистки, обе никогда не примирятся с человеческими слабостями. Обе верят одинаково – религия их сурова и беспощадна, греху нет прощенья, и о милосердии они обе не вспоминают. Но Кабаниха воспринимает жизнь как церемониал, ей страшно подумать о давно отлетевшем духе этой формы. А Катерина, по мнению Добролюбова, - «луч света в темном царстве». В ее монологе о своей жизни в девичестве нарисован идеальный вариант патриархальных отношений.
Катерина живет в эпоху, когда самый дух морали: гармония между отдельным человеком и представителями среды – исчез и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении.
Вопрос Отрицающего 1 к Утверждающему 2:
В чем смысл слов Добролюбова: «потребность в деятельных и энергичных людях»?
Почему, несмотря на набожность, Катерина попадает под власть страсти, а не борется с собой (если вы считаете ее сильной натурой)?
Как могла сильная личность совершить самоубийство, считающееся большим грехом?
Отрицающий 2. Тезисы отвергающей (развивающей) речи:
«Гроза» - пьеса о трагедии женщины, которая страстно полюбила, но не смогла жить во лжи, приносить другим людям страдания.
По мнению Д.И. Писарева «воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Только живая и самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют темноту, уничтожают пороки и глупые добродетели».
Во всех поступках и ощущениях Катерины резкая несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм.
Вопросы Утверждающего 1 к Отрицающему 2:
Есть ли в пьесе хотя бы одна благополучная семья?
Возможна ли в условиях старой морали романтическая любовь?
Тезисы заключительной речи.
Подведение итогов.
Утверждающий 3: Катерина родилась и сформировалась в тех же калиновских условиях, что и другие герои пьесы. Ее жизнь в девичестве – своего рода идеальный вариант патриархальных отношений, когда человек живет в героине с окружающем миром, в котором нет насилия и принуждения. В данный момент героиня чувствует, что это согласие между отдельным человеком и обществом исчезло. Но по-прежнему, по словам Добролюбова «всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души…старается все осмыслить и облагородить в своем воображении».
В душе Катерины рождается новое отношение к миру; новые чувства, неясные еще самой героине. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или…уж я не знаю». Это просыпающееся чувство личности.
В душе Катерины оно принимает формы индивидуальной, личной любви. Страсть, просыпающаяся и растущая в ее душе, одухотворенная, далекая от безумного стремления к постоянным радостям. Проснувшееся чувство любви к Борису воспринимается Катериной как страшный грех. Она стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе. («Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что»).
Сознание греха с огромной силой овладевает ею и тем мучительнее, что героиня исключает понятия прощения и милосердия. Что и толкает ее на самоубийство, еще более тяжкий грех с христианской точки зрения. Катерина – не жертва какого-либо из окружающих персонажей, она жертва истории. Н. Добролюбов утверждает: «В Катерине мы видим протест против кабановсих понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» «Что ей смерть?... – продолжает критик, - Конец этот кажется нам отрадным: в нем дан страшный вызов самодурной силе».
Таким образом, поступок Катерины – свидетельство невозможности жить далее с насильственными, мертвящими порядками. Его могла совершить только сильная личность.
Отрицающий 3.
В чем же заключается внутренняя сущность конфликта пьесы «Гроза»?
Катерина сама, по мнению Писарева, разрубает затянувшиеся узлы глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой.
Гибель Катерины – результат столкновения ее с самодуркой-свекровью. Она лишь жертва семейного гнета.
По словам Писарева, можно «считать светлым явлением только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания». Критик считает, что нельзя назвать «лучом света или саму способность страдать, или ослиную кротость страдальца, или нелепые порывы его бессильного отчаяния». Это позволяет сделать вывод о том, что самоубийство Катерины – ее слабость.
Решение судей (заполнение протоколов).
Заслушав выступление, утверждающей и отрицающей сторон, судьи пришли к единому мнению о том, что утверждающая сторона привела более веские доказательства того, что Катерина – незаурядная, сильная личность, способная бросить вызов «темному царству».
Заключительная часть урока. Этап рефлексии (обсуждение плюсов и минусов урока).
Учащиеся делают вывод о результате работы в группах, об умении пользоваться критической литературой, выстраивать выступление, отстаивать свою точку зрения.