Исследовательская работа Вредно ли сквернословие


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Хохловская основная общеобразовательная школа
Климовского района Брянской области
Исследовательская работа

Номинация: «Лингвистика. Язык в современном мире»
Выполнил:
Харитончик Евгений Владимирович
обучающийся 8 класса Хохловской ООШ
Руководитель:
Кузавова Надежда Викторовна,
учитель общественных дисциплин
Хохловской ООШ


Хохловка2015
2
Оглавление
1. Введение----------------------------------------------------------- 3 - 4

2. История происхождения сквернословия------------------ 5

3. Влияние сквернословия на человека и общество--------6 - 7

4. Почему люди сквернословят?---------------------------------8 – 9

5. Как победить сквернословие?---------------------------------10 – 11

6. Заключение---------------------------------------------------------12

7. Информационные источники----------------------------------13

8. Приложение-------------------------------------------------------14 – 16
3
Введение
«Ни одно слово, исходящее из уст человеческих,
не теряется в пространстве бесследно.
Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след.
Оно живёт среди нас и действует на сердца наши.
Ибо в слове содержится великая духовная энергия -
Или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла»
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) [10, с.46]
Однажды в нашем классе произошел случай: на переменке мы с мальчишками заспорили, и один из нас выкрикнул бранное слово. Все затихли, так как рядом была учитель, которая потом очень долго говорила о вреде сквернословия, сокрушалась о том, что такие слова вырываются из уст детей.
А я задумался, почему люди используют в своей речи бранные слова, наносят ли они вред человеку или же они часть нашей культуры.
Я решил проанализировать: вредно ли сквернословие, и свои наблюдения оформить в виде исследовательской работы.
Для того чтобы изучить данную проблему, я посетил районную и сельскую библиотеки, искал материал в Интернете, обращался за помощью к психологу, проводил социологический опрос и несложные эксперименты. Материала по интересующему меня вопросу много, особенно в интернете. Наиболее полно и интересно об употреблении бранных слов написано в православной литературе.
Особенно хочется выделить книгу В.Ирзабекова «Тайна русского слова», это уникальная в своем роде книга о созидающей силе русского языка.
Вопрос о сквернословии в современном обществе очень актуален. Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от людей, имеющих определенную власть. Сквернословие с заборов пришло на депутатские трибуны, затрагивает романы писателей и стихи поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы исполняют песни.
В толковом словаре В.Даля говорится: «Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами, от общеславянского скверна, которое восходит к той же греческой основе, что и существительное skoч - грязь».[1, с.287]
Изучив литературу по данному вопросу, я пришёл к выводу, что к «плохим» словам можно отнести: нецензурную лексику, грубые и ругательные слова, выражения, унижающие и оскорбляющие человека. Есть ещё и жаргонные словечки, которые нельзя отнести к ругательным, но, с другой стороны, они служат для выражения своих эмоций и звучат так же непристойно.
Свою работу я представлю на классном часе «Культура родной речи».
4
Цель:
-Выяснить, как сквернословие воздействует на личность человека и общество в целом, найти пути сохранения чистоты родной речи.
Задачи:
- Изучить литературу по данному вопросу;
- Узнать историю появления сквернословия;
- Установить причины употребления бранных слов;
- Выяснить влияют ли бранные слова на физическое и нравственное состояние человека;
- Проанализировать отношение различных социальных слоёв населения к сквернословию;
Гипотеза:
- Употребление бранных слов отрицательно влияет на физическое и нравственное состояние человека;
- Бранные слова являются частью культуры русского человека.
5
История происхождения сквернословия
Корни сквернословия уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращённые к языческим божествам. В языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Можно предположить, так называемый мат является языком общения с идолами, демонами. Изучая литературу, я понял, что заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат – славянская традиция.
Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. В Уложении подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися».[11,с.360]
Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке
Петр I, который придавал большое значение воспитанию, издал книгу "Юности Честное Зеркало", где писал, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. После революции мат вошел и в лексикон политических деятелей. Однако, по Уголовному кодексу СССР, за нецензурную брань в общественном месте полагалось 15 суток ареста.
Перед самой перестройкой мат взял ещё одну – последнюю ступень. Его подхватила интеллигенция. А в настоящее время непристойные слова можно услышать повсюду: и по телевизору, и в магазине, и на остановке… Из телевидения ушли старые, «классические» дикторы с правильной русской речью, поставленным голосом, верными интонациями. Вседозволенность выражений, матерный лексикон, засилье иностранной терминологии стали делом обыденным и даже привлекательным и престижным. Мат можно услышать не только от взрослых и подростков, но и от 5 – 6 летних детей. Складывается мнение, что такое положение становится нормой.
Вывод: сквернословие возникло в древние времена, в период распространения языческий верований, затем получило развитие в других исторических эпохах и продолжает развиваться в современном обществе.

6
Влияние сквернословия на человека и общество
Во всём мире известно, что русский язык – один из самых богатых и выразительных языков. И весьма печально, что, обладая великим, прекрасным и могучим языком, многие русские люди отказываются от этого бесценного «клада и достояния», и в общении друг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи – нецензурной бранью.
Речь человека, заражённого недугом сквернословия, до крайности бедна и свидетельствует о душевной неразвитости. Академик Д.С. Лихачёв, отбывая в молодости срок на Соловках, создал научный труд, в котором подверг филологическому анализу воровскую речь и пришел к интересным выводам. Сквернословие не является в подлинном смысле человеческим языком. Эти «слова» воздействуют не на интеллект человека, а на чувственную часть души, т.е. подобны сигналам, которыми пользуются животные. [4, с.25]
Из этого можно заключить, что не только употреблять в своей речи, но даже слушать сквернословие вредно, так как можно «испортить вкус» к нормальному человеческому слову.
Учеными доказана тесная связь языка и мышления. «Вся логика мышления вышла из языка», – писал выдающийся лингвист, почётный академик Санкт-Петербургского университета Д.Н. Овсянико-Куликовский. – Все логические понятия первоначально были даны в качестве членов предложения». [4, с.15]
А так же ученые сделали вывод, что через язык осуществляется контроль над сознанием. Именно язык контролирует и направляет наше сознание, мышление, а отчасти и работу всего организма, т.е. выполняет над ними управленческие функции.
Доказательства были приведены академиком П.П. Гаряевым в его работе «Волновой геном», где описаны многочисленные опыты. Гаряев создал аппарат, который «переводил» человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем исследовал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности – ДНК.
Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. Опытам подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно – по три-четыре часа в день – магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли. А выжившие стали генетическими уродами. А когда тот же самый магнитофон стал воспроизводить слова добрые, «теплые» – аппарат зафиксировал, как стала меняться структура молекул ДНК. Разорванные спирали «срастались», семена ожили и взошли. А в контрольной группе они так и остались мертвыми.
В ходе экспериментов было доказано, что воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч (!) рентген. То есть, бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. А я сделал вывод: грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека.
Я провёл несложный эксперимент: одновременно посадил два одинаковых растения хлорофитум. Каждый день одному растению говорил ласковые приятные слова, а другому грубые, неприятные. То растение, которому говорил
7
добрые слова, прижилось быстрее и стало расти, даже появились новые листочки. А вот растение, которое «слышало» злые слова, приживалось плохо, листья были бледные и вялые. Наверняка, оно засохло бы, только эксперимент я прекратил.
Поставил два растения рядышком и попросил маму с бабушкой мне помочь. Мы разговаривали с цветами по- доброму, улыбались им. Скоро и второй хлорофитум прижился и стал расти. (Приложение 1)
В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно творить красоту.
Если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком! А ведь наше тело примерно на 80 процентов состоит из воды!
Я попробовал провести эксперимент. В две стеклянные плошки налил воды, добавил по капельки краски и два дня разговаривал с ней. Над одной я читал стихи Пушкина А.С., а над второй - возмущался, кричал, критиковал. Воду я заморозил, а когда стал смотреть на свет через льдинки, то увидел, что кристаллики у обеих разные. Четче и гармоничнее линии у льдинки, над которой читались стихи Пушкина.
Ещё одна группа советских ученых доказала, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К такому же выводу пришли ученые из Красноярского центра медицинских технологий при Сибирском отделении наук. Их исследования подтвердили влияние словесной информации на иммунную систему человека. Специалисты объективно показали, что правы были наши предки, использовавшие при лечении заговоры и молитвы. «Добрая лексика», которую стали применять красноярские медики на своих психотерапевтических сеансах, не только поднимала настроение больных, она еще и реально меняла состав их крови: повышала ее энергетическую емкость, клеточный иммунитет. Вывод: сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Не только религия, но и научные исследования доказали вредное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. Издревле известно: хотите долго жить – чаще говорите хорошие слова.
8
Почему люди сквернословят?
«Сегодня, и особенно у молодых людей, утрачиваются навыки емко и образно выражать свои мысли, различать эмоциональные и художественные оттенки, - заявил Владимир Путин на очередном заседании Совета по культуре и искусству при президенте России. - Многие молодые люди плохо знают, а подчас просто оторваны от собственных культурных корней".[13] Нецензурные слова перестали быть непечатными в буквальном смысле: мало кого удивляет, когда герои современных кинофильмов и литературных произведений не стесняют себя в «крепких словцах». Сквернословие стало распространенным и будничным: одних оно коробит, другие считают его нормальным, большинство людей просто привыкли.
Я обратился в Климовский центр социальной помощи к психологу Филипповой Наталье Викторовне с вопросом «Почему подростки употребляют в своей речи бранные слова?» Наталья Викторовна ответила: « По одной из версий ученых, занимающихся проблемой сквернословия, ругательство выступает средством разрядки эмоционального напряжения. Для многих подростков окружающий мир не очень уютен. Силясь защититься от возможной агрессии со стороны ближних, человек отвечает встречной агрессией. Это позволяет почувствовать себя не жертвой, а активно обороняющейся стороной.
Нецензурная лексика для подростков, это символ зрелости и независимости. Подросток быстро усваивает: если мат - лексика старших, запретная для ребенка, то стать взрослым можно, нарушив этот запрет. Немаловажно и то, что сквернословие стало общепринятым молодежным правилом, и отказаться от него во многих случаях означает противопоставить себя тому кругу, к которому хотелось бы или приходится принадлежать. Иной подросток начинает материться в кругу товарищей, дабы просто не оказаться белой вороной».
Во время сбора материала по сквернословию, по телевидению проходила передача, посвящённая "русскому" мату, на которую были приглашены защитники матерщины. Нам навязывалась мысль, что мат "строить и жить помогает", и что без крепкого словца ну никак не обойтись. Приводили в пример слова бывшего министра культуры Швыдкова, что, мол, русский язык без мата не бывает, что язык – это стихия и регулировать её, дескать, нельзя.
Для того чтобы узнать, как думают о проблеме сквернословия мои сверстники, односельчане, я провёл небольшой социологический опрос. (Приложение 3)
Анкетирование проводил в школе среди учащихся 5-8 классов, учителей, односельчан разных возрастов. Всего в опросе участвовало 38 человек.
Результаты у меня получились такие:
Люди в своей речи используют бранные слова по таким причинам: от злости, потому что нравится, все так делают, недостаток воспитания. Большинство мужчин и женщин отметили, что часто используют в своей речи бранные слова. А вот причины оказались разные, это и гнев, и когда, что-то раздражает или не получается, были ответы, чтобы речь была ярче и убедительней.
9
Меня удивило, что количество мужчин и женщин, которые матерятся почти равное и причины тоже очень схожи. Только вот отношение к употреблению бранных слов у мужчин и женщин получилось разное, немалая часть мужчин ничего плохого в этом не видят, а вот женщины считают бранные слова плохим явлением и что с ним обязательно нужно бороться. Причём методы указывали разнообразные от штрафов, вплоть до уголовной ответственности.
Особый интерес у меня вызвали ответы пожилых людей, среди них независимо, кто это был мужчина или женщина ответы практически всегда были категоричные. Сквернословие это грех, это плохо. Материться нельзя, а вот бороться нужно не штрафами, а воспитанием и объяснением детям, потому что бранные слова, как сказала Анна Прокопьевна Кравченко, это разговор с бесами, а с ними разговоры до добра не доведут.
Мнения моих сверстников тоже разделились, одни резко высказывались против сквернословия, другие были равнодушны «мат- это ни плохо, ни хорошо», а были ответы, где указывалось, что употребление бранных слов это вовсе не проблема. Сквернословят подростки по тем же причинам, что и взрослые. Добавляется ещё желание, выглядеть старше. Нужно отметить и тот факт, что девочки чаще заинтересованы в борьбе с матерными словами. На вопрос как, большинство ответило, «наказывать» или «не знаю».
Вывод: причины использования ненормативной лексики различные. Это привычка, возможность сделать речь ярче и убедительней, возможность выделиться или закрепиться в группе, желание выглядеть старше, «круче». Отношение в обществе к сквернословию различное, но перевес на стороне тех, кто считает мат плохими словами, которые не должны использоваться при общении людей.
10
Как победить сквернословие?
Что нужно делать, чтобы не было слышно скверны в нашем обществе? Я считаю, привыкший сквернословить находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Кто думает, что он независим от своей привычки сквернословить, пусть попробует хотя бы два дня не употреблять мат, и поймет, кто в доме хозяин. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить. Если наказывать, но кого тогда наказывать в первую очередь? Из статистики видно, что взрослые употребляют маты не на много меньше детей. Почему тогда мы постоянно слышим, что молодежь у нас распущенная и невоспитанная, а у кого она учится, с кого берет пример, что слышит с экранов телевизоров? Не пора ли задуматься над этими вопросами? О необходимости государственного вмешательства в этом вопросе говорил ещё Аристотель. "Законодатель, – писал великий древнегреческий философ, – должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков".[4, с.36]
Статья 20.1 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации гласит:
Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. [12]
Я разговаривал с начальником отдела полиции «Климовский» Ковалевым А.А. с целью узнать, количество людей, привлекаемых по этой статье. В ответе Андрей Александрович указал, что данная статья предполагает несколько видов правонарушений и отдельной статистики по наказаниям за нецензурную брань не ведется. Можно предположить, что у милиции сейчас хватает работы и без борьбы с матерщинниками.
Так с чего же начать? Мне кажется, прежде всего – с резкого неприятия сквернословия, мата, жаргона. И не только в общественных местах, но повсюду, и в первую голову – в семьях. С пелёнок надо внушать ребёнку, что всё это – «грязные слова», грех, повреждение души. Мать Хемингуэя, когда он в детстве сквернословил, мыла ему рот с мылом. И была абсолютно права, – если бы все матери поступали так! Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор, отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова, поэтому я считаю, что подрастающее поколение нужно воспитывать, прививать у них основы терпимого отношения к другим и друг другу. И в первую очередь, господа взрослые, на собственном примере, ведь вы для нас образец поведения.
11
В своей книге «Тайна русского слова» Ф.Ирзабеков приводит выдержки из резолюции 1 Всемирного Русского Народного Собора, на котором рассматривались проблемы сохранения русского языка. [10, с.117]
Я считаю, что их предложения актуальны и реалистичны, но при условии понимания и желания общества исправить ситуацию, которая сложилась с нашим «великим и могучим…»
1.Создание общественных органов по культуре на всех телевизионных каналах;
2.Определить обязанности и формы ответственности государственных и административных учреждений и их работников по сохранению и защите языка;
3.Определить меры наказания для тех, кто препятствует сохранению и защите государственного языка;
4.Уделять больше внимания объёму, содержанию и уровню изучения русского языка и литературы в средней школе;
5.Поставить под контроль независимых профессионалов язык и содержание внедряемых в современных школах учебников;
6.Учредить Государственную комиссию по контролю за языковым состоянием СМИ:
7.Создать на телевизионном канале «Культура» и ведущих радиостанциях страны серии передач, знакомящих зрителей и радиослушателей с творчеством ведущих современных писателей, ныне здравствующих классиков русской литературы.
На уровне нашей школы, я обратился к учителю русского языка и литературы с предложением провести месячник в защиту родной речи. Моё предложение было поддержано и включено в план работы школы.
Вывод: бороться со сквернословием можно и нужно, существует много предложений и возможностей, но самое главное – это желание и готовность самого человеческого общества искоренить эту привычку. Возглавить борьбу с бранными словами должна государственная власть.

12
Заключение
Выполняя работу, я пришёл к выводу, что любое злое слово, никак не может способствовать увеличению добра ни в нашем мире, ни в душе человека. Слово — это то, что отличает нас от животного. Матерное антислово делает человека намного хуже животного, которое никогда не сквернословит. Всё важное зачинается в духовно-словесной сфере — как доброе, так и злое, поэтому матерщина должна считаться тяжким преступлением против самого человека и общества. Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит, главным образом, от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребёнок слышит только речь, состоящую из двух-трёх десятков слов и выражений (в основном, неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребёнка не может быть и речи.
В своей работе я опроверг гипотезу, что сквернословие это часть нашей культуры и, наоборот, подтвердил мнение об отрицательном влиянии бранных слов на физическое и нравственное состояние человека.
Проводя исследование, я познакомился с интересными книгами, прочитал много статей, узнал много нового интересного о своем родном русском языке. Меня удивило, как много разных людей и в прошедшие века и в настоящее время придают большое значение чистоте родной речи. Проводя исследовательскую работу, я получил большой опыт работы с текстом, что не всегда давалось легко. Я научился проводить социологический опрос и на основе полученных результатов делать выводы. Так же получил первый опыт беседы с должностными лицами. Работа научила меня быть самостоятельным и уверенным в себе. Полученные навыки пригодятся мне в процессе учёбы и при выполнении других исследовательских работ.
Но самый главный итог, к которому я пришёл, мне хочется сказать словами великого знатока разговорной речи Владимира Даля. "С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом".
С каким именно духом имеется связь у матерщинника, думаю, всем понятно.
13
Информационные источники
1.Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Медведев Ю./М.:АСТ Астрэль, Хранитель, 2008.-349с.
2. Владиславский В.З.- Если ты мужчина.-М.: Успех, 2007.-131 с.
3. Дмитриев А., Колдасов Г., Позднякова Н.- Сила языка и ущербность речи.-Санкт-Петербург: 2008. – 64 с.
4. Жельвис В. И.- Поле брани. Сквернословие как социальная проблема.- М.: 2001.- 44 с.
5.Ирзабеков В.-Тайна русского слова. - М.: Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник, 2008.- 199 с.
6. Масару Эмото.- Любовь и вода. – М.: София, 2008.-134 с.
7. Наше условие – долой сквернословие. – Белгород.: Белгородское региональное отделение Всероссийского общества «Знание», 2006. – 31 с.
8. Опущин.Т.П..О сквернословии//ж. Сельская новь 1998.-№ 4.- 49 с.
9.Петров И.С.Ключи к здоровью//г.Сокрытое Сокровище 2010.-№2, №31.
10. Соколов А.А., Верейский Е., Круглов Ю.Г., игумен Георгий (Шестун).Духовно-нравственная культура//материалы первого Фестиваля духовной культуры,26.01.05/М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений,2006.-288с.11. Симина А.А.Хрестоматия по истории России. М.:Просвещение,2000.-748с.
12 Федеральный закон от 22.06.2007 N 116-ФЗ с КонсультантПлюс, 1992-2014ст.20.113. http://oriflamma-zp.narod.ru14. www.skvernoslovie.narod.ru.

14
Приложение 1

16
Приложение 3
Анкета «Сквернословие в моей жизни»
Класс_______ Пол м / ж
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _______________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ______________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? _______________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? _______________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? _______________________________________________________________________
Спасибо за откровенность!