Конспект урока «Творительный падеж»


Урок – исследование по русскому языку в 4 классе «Творительный падеж».
Цели урока:
-познакомить с особенностями творительного падежа;
-развивать умение различать существительные по падежам, осознанно употреблять существительные в данном падеже; развивать орфографическую зоркость;
-прививать интерес к уроку русского языка через ИКТ.
Оборудование: компьютер, экран, карточки, таблица с падежами.
1 ОргмоментОткрываем тетради, записываем число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы.
- Сегодня наш урок пройдёт под девизом: "Где тру.., там и радость".
Объясните смысл пословицы.
- Что сейчас является вашим трудом?
- Какие ценные качества понадобятся нам на протяжении всего урока?
( Дисциплинированность, аккуратность, организованность … трудолюбие )- Приступаем трудиться. Объясните пропущенную орфограмму в пословице.
2. Словарная работа.
Запись слов под диктовку, выделение орфограмм, ударения.Рабочий, учитель, комбайнёр
– Что общего между этими словами? (Обозначают профессии людей)Сегодня познакомимся с ещё одним новым словом, которое подходит по смыслу к этой группе. (агроном)
- Кто такой агроном? (Выслушать мнения детей)
- Найдите значение этого слова в толковом словаре.
Агроном – специалист по агрономии (науке о земледелии и сельском хозяйстве)
3. Чистописание 
- Мы будем прописывать на минутке чистописания соединение заглавной и строчной букв Тт( Дети прописывают соединение заглавной и строчной букв Тт )
Тт,…..
Какое написание является правильным?
- Дайте характеристику этой букве. (Согл.,парная,глухая)
Повторение
- Что называется именем существительным?
На доске выставлены названия падежей в нарушенном порядке. (Т.п. В.п. И. п. Д.п. П. п. Т. п.) Найдите ошибки, расставьте названия падежей по порядку. Повторение падежей хором и индивидуально.
Подставьте подходящие вопросы к названиям падежей.
И.п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чём?
– На прошлом уроке мы говорили о Винительном падеже, вспомните всё, что о нём знаете.
повторение о винительном падеже по плану: вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончания, член предложения.
Теперь вернёмся к букве из нашего чистописания.
- О чём нам напоминают буквы из чистописания? ( Будем говорить о Т. п. ) - Сформулируйте тему урока. Творительный падеж.
Назовите цели урока, чему будем учиться?
4. Работа по теме урока
1) Чтение стихотворения учителем:
Рассмотрим план, по которому будем работать (картинный план на доске).
На доске схема:
Творительный падеж.Вопросы …, …Вспомогательное слово …Окончания …Предлоги …Член предложения…
У каждого из вас такая схема есть, мы её уже заполняли на предыдущие падежи.
-Выполнив задания, мы должны вставить пропущенные слова.
-Что вы знаете о творительном падеже? (Отвечает на вопросы кем? чем?)
– Какое знаете вспомогательное слово для определения творительного падежа? (Творю)
Заполняется схема:
Вопросы: кем? чем?
Вспомогательное слово: творю.
5. Продолжение работы над темой с использованием компьютерных технологий
Предварительно составлены слайды с заданиями.
А теперь чтобы заполнить план, нужно выполнить некоторые задания.
1). Составь и запиши словосочетания (, слайд 2). (Работа с окончаниями)
Самостоятельная работа.
Дружит с (природа), нашел под (дерево), лисичка со (скалочка), находился за (река), вертится перед (зеркало), ползал между (корни), пролетел над (поле), лежит под (подушка), вернуться (ночь)Проверка (слайд 3)
– В каком падеже употребили имена существительные? (В творительном падеже)
– Выдели окончания у существительных в творительном падеже.
– Какие окончания бывают?
Вывод: творительный падеж имеет окончания: -ой, -ей, -ом, -ем, -ю.
Окончания вставить в схему.
Физминутка. –
Я буду называть имена существительные и в ед. ч и во мн.ч. если услышите существительное в единственном числе- наклон вправо, если во множественном- наклон влево. Будьте внимательны. Тот, кто ошибается, тот садится на место.
Слова: школы, ручка, апельсин, яблоко, огурцы, линейка, верблюды, слон, тигр, тигрята, верблюд, парты, стол, вьюга, метель, дожди, снега, туча, облака, сердце, душа, дни, ночи.Следующее задание
3). Составить и написать словосочетания, изменяя имена существительные по смыслу. Подчеркнуть предлоги(, слайд 4).
Письмо с комментированием:
– С какими предлогами дружит творительный падеж? (, слайд 5).
Задуматься (книга), послать (багаж), говорить (незнакомец), укрыться (плащ), мыться (душ), любоваться (столица), ходил (дома).Вывод: творительный падеж имеет предлоги с, за, между, под, над.
Предлоги записываются в схему.
Итак, что мы уже узнали о творительном падеже? Что осталось узнать?
4) Член предложения
Запись под диктовку у доски.
-Записать предложения, найти главные члены, определить, каким членом предложения бывает существительное в творительном падеже.
Разноцветная радуга повисла над рекой. (Указывает место)
Дедушка острым ножом срезал ивовый прут. (Указывает на предмет, которым совершается действие, творится).
Вывод В предложении – второстепенный член предложения – дополнение.
Заполняется схема.
6. Закрепление исследованного материала
Устно.
1) Найдите существительные в творительном падеже. По каким признакам определили, что это т.п.? (, слайд 6).
По пруду лебедем красным плавает тихий закат. (С. Есенин)
Уж озимь яркая блестела изумрудом. (А.Пушкин)
2) Работа с учебником - с.р.
Упражнение 137.
Отгадай загадки. Спиши. Напиши отгадки. Укажи падеж выделенных существительных.
Самопроверка. Слайд.
Итак, подведём итог урока, что узнали нового?
7. Итог урока ( слайд 7).
1) На доске:
– Прочитайте запись, которая получилась путём вашего исследования.
Творительный падеж.Вопросы кем? Чем?Вспомогательное слово творюОкончания ой, -ей, -ом, -ем, -ю.Предлоги с, за, между, под, над.Член предложения дополнение.
Дополнит. Время.
2) Составление вопросов по новой теме
Работа в парах.
– Задайте вопросы друг другу.
– На какие вопросы отвечает творительный падеж?
– Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже?
– С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
– Каким членом предложения бывают имена существительные в творительном падеже?
3)Рефлексия.
– Кто считает, что во всём разобрался отлично, возьмите зелёный кружок, кто считает, что чего-то не понял –красный, вставьте в таблицу.
– Молодцы, вы сами себя оценили.