Из опыта работы учителя изо «Формирование образного мышления через изобразительное искусство»
«Формирование образного мышления через изобразительное искусство»
«Развитие личности ребёнка в системе дополнительного образования, через творчество»
В статье ставятся задачи по формированию образного, абстрактного и пространственного мышления у детей, умение видеть мир, предметы во взаимосвязи, т.е. (способствовать формированию единой картины мира), получению детьми базовых умений и навыков, способствующих освоению в будущем любых профессий.
Крылова Татьяна Робертовна
МКОУ Копёнкинская СОШ
Учитель изобразительно искусства
« Искусство, как необходимый аспект, причастно
ко всему, участвует во всей нашей жизнедеятельности,
его влияние проникает всюду…Без
Искусства жизнь человека невозможна»
/ Б.М.Неменский /
В последнее время наметилась тенденция снижения мотивации к обучению детей. Это проблема российского масштаба: отсев до получения общего образования, который приводит к бродяжничеству, отклонению от обучения – уже не для кого не секрет. По статистическим данным, количество беспризорников в настоящее время сравнялось со временем после Гражданской войны. Общество ищет причины сложившейся ситуации. Если взять отдельно наш район, то мы увидим те же самые проблемы. Одной из причин сложившейся ситуации является неумение детей адаптироваться в современном обществе, отсутствие коммуникативных навыков, недостаточное развитие познавательных способностей. Если дети поступают в высшие и средние учебные заведения, то нередко бросают их, так как выбор профессии являлся случайным.
В последние годы во всех сферах экономики требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. Растить и развивать познавательные способности личности, надо с детства.
Познавательные способности тесно связаны с умственной способностью, которая в свою очередь предусматривает образное мышление.
Над этой проблемой работают многие педагоги школ нашего района. Существенным дополнением к их работе является дополнительное образование детей, а именно: изобразительная деятельность, которая развивает мелкую моторику рук, мозговую деятельность, формирует чувство прекрасного, воспитывает духовность, целеустремлённость, способствует профессиональному определению детей, организует их досуг.
Психологи утверждают, что сегодня исследуют чаще всего рационально-логическую сторону мышления, а эмоционально-образную его сторону или не учитывают, или приравнивают к «бытовой», обыденной, считая её как бы низшей, донаучной формой. Однако «бытовая» форма существует как в мышлении научном, так и в мышлении художественном.
Итак, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ? Это процесс мысленного выделения одних и отвлечения от других свойств и связей, в результате, которого, выделенные свойства представляются обособленно не только от других свойств, но и от их носителей. Мыслить - значит, прежде всего, не блуждать взглядом по поверхности, а, углубляясь вовнутрь, находить суть явлений и определять их взаимосвязь ощущениями и образами.
И если кто-то способен различать лишь внешнюю форму, то это означает, что он не способен здраво мыслить.
Образное мышление учит человека:
Видеть ограниченность усваиваемых понятий и методов, их схематичность и неполноту по сравнению с подлинной действительностью.
Видеть различие между реальными фактами и представлениями о них.
Учит человека смелости при выходе за рамки привычных, освещённых «здравым смыслом» или авторитетами представлений, взглядов, способов мышления.
Учит осторожности и критичности в оценке новых творений.
Учит искать не веру, а доказательства, не подтверждение, а истину, не успокоение, а беспокойство, не завершение, а начало пути.
Специалисты считают, что образное мышление необходимо не только для изобразительной деятельности ребёнка. Оно потребуется и при последующем обучении в школе, и для творческой деятельности человека любой профессии. В подтверждение этого, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Комарова Тамара Семеновна приводит выдержку
из рекомендаций в адрес школьного психолога. « Недостаточный уровень развития образных представлений — одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позднее (вплоть до старших классов)». /1/
Психологи Якобсон П.М., Романова Е.С. подчёркивают, что для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды художественно-творческой деятельности детей, как изобразительная и конструктивная
А.Ф. Лазурский, рассматривая механизм формирования творческих качеств личности, указывает на необходимость развития творческого воображения, мышления, внимания, памяти. Для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного её развития и совершенствования, у ребёнка следует формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата./2/
В настоящее время в системе образования активно развивается личностно – ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности, другие связывают его с инновационными технологиями, входящими в педагогическую практику, работу учреждений дополнительного образования. Руководствуясь своим личным педагогическим опытом, я согласна с большинством авторов, которые связывают личностно-–ориентированное обучение с индивидуальностью ребенка, условиями его становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения, которые связывают личностно-–ориентированное обучение с индивидуальностью ребенка, условиями его становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения.
Особое значение личностно – ориентированное обучение приобретает в системе обучения детей изобразительному искусству, художественному творчеству.
Изучив и осмыслив вышеуказанные исследования в области формирования образного мышления, я решила, что обучение изобразительному искусству должно способствовать формированию полноценной личности ребёнка, умеющего моделировать жизненные ситуации, видеть мир во взаимосвязи явлений, единым и неделимым. Это поможет ему бережно относиться к людям, природе, животному миру и обществу.
На основании вышеизложенного, я выявила проблему: «Опасность бездуховности подрастающего поколения, неуспешность обучения в школе, как следствие несформированности образного мышления и чувства прекрасного».
Исходя, из проблемы я поставила цель:
«Формирование образного мышления у детей через средства изобразительного искусства»
Для достижений это цели я поставила перед собой задачи:
Способствовать формированию образного, абстрактного и пространственного мышления у детей.
Формировать умение видеть мир, предметы во взаимосвязи, т.е. (способствовать формированию единой картины мира).
Развивать художественный вкус, фантазию через формирование умений изображать предметы в трёхмерном пространстве.
Способствовать получению детьми базовых умений и навыков, способствующих освоению в будущем любых профессий.
Я много лет работаю педагогом изобразительного искусства и занимаюсь с детьми разного возраста. Мы работаем с различными материалами: занимаемся живописью, лепим объёмные скульптуры и создаём рельефную скульптуру из пластичных материалов — это пластилин, глина, бумага.
В процессе занятий мои воспитанники знакомятся с основами изобразительного искусства, с картинами художников, сопереживают, соотносят произведения искусства с собственным опытом, учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд душу.
В процессе занятий мои воспитанники знакомятся с основами изобразительного искусства, с картинами художников, сопереживают, соотносят произведения искусства с собственным опытом, учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд душу.
И через что, как не через искусство можно развивать личность, приобщая её к красоте, к её созерцанию и выражению на плоскости.
При работе у воспитанников развиваются:
1.изобразительные навыки;
2.навыки художественного творчества (сложная композиционная работа, объёмные композиции, коллективные панно);
3.воображение;
4.фантазия;
5.логическое и образное мышление;
6.свободное владение кистью (что влияет на раскрепощение ребёнка), художественными материалами (акварель, гуашь, мелки и т.д.)
Изучение художественных произведений способствует развитию внимания, памяти, пространственного мышления и образного мышления, но для этого я создаю эмоционально благоприятную обстановку в объединении для каждого ребёнка и обеспечиваю его духовное развитие. На занятиях изобразительного искусства моим воспитанникам предоставляется возможность пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда, так как я не только выявляю творческие способности обучающихся, но и развиваю их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребёнку, не отказываю ребёнку, если он хочет чему- либо обучиться.
«Каракули любого ребенка ясно указывают,
насколько глубоко он погружен в ощущение
того, как бесцельное движение руки и
карандаша по поверхности оставляет
после себя линию. Уже только в этом
должно быть какое-то волшебство
и образное мышление».
(Эдвард Хилл)
Практическую работу на занятиях изобразительного искусства мы выполняем все вместе: воспитанники на своих местах я, стою у доски и демонстрирую последовательность действий в изображении.
Для детей 4 - 6 лет при формировании отвлечённого мышления необходим процесс удержания в памяти образа предмета. Обучение начинаю с изображения простейших предметов: сначала плоских геометрических фигур, затем объемных геометрических фигур, а для старшего возраста завершаю процесс изображения сложными предметами.
Пример:
Часть занятий в разделах «рисунок» и « живопись» провожу в форме игры. Прошу детей посмотреть на предмет, и изобразить его, не глядя на него. Затем ищем отличия от оригинала: У кого меньше отличий, тот и победил. Это условие заставляет детей быть более внимательными к окружающим предметам.
На занятиях по станковой живописи (натюрморт), для младшего возраста задача решается в эскизах, сделанных с реальных натуральных несложных натюрмортов, дети умеют изображать группу предметов, где надо правильно передавать их размеры по отношению друг другу, выявляют в рисунке характерные особенности пропорций отдельных предметов. Дети стараются быть внимательными и наблюдательными к окружающим их предметам. Они хорошо знают, что всё, что удаляется от их глаз, кажется им маленьким. И прекрасно понимают, что надо не только уменьшить в рисунке дальние предметы в сравнении с ближними, но и правильно передать степень такого уменьшения. Намечают общие размеры главных предметов — их высоту.
Затем обязательно даю домашнее задание: «Выполнить натюрморт, изобразив его так, как видите со своего места в классе, дома».
Таким образом, формируется у детей отвлеченное мышление, и понятие о взаимосвязи предметов.
Для старшего возраста задачи строятся на осознанной интерпретации натуры в соответствии с четко поставленной эмоционально — образной задачей с использованием четырёх средств языка: тона, ритма, пропорций.
В связи с такими поэтапными основами изображения развивается наблюдательность, и фантазия ребенка.
В процессе тренировки объёма памяти, я использую красочные репродукции для старшего возраста: Так, прежде чем изобразить подводное царство, я даю детям возможность рассмотреть иллюстрации к сказкам, затем, забрав у них репродукции, прошу изобразить те предметы, которые им запомнились. Следующим этапом является составление композиции. Вспоминаем подводный растительный мир и фауну. Прошу включить фантазию и составить по памяти композицию «Подводное царство».
Работая со старшей возрастной группой я провожу занятия с чтением отрывков из стихотворений поэтов. Дети изображают рисунок по поэтическим зарисовкам. Использую данный метод для того, чтобы расширить знания у детей о пейзаже, как о жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражение в творческой деятельности. Чтобы познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения, чтобы, научить находить красоту природы в разных её состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день.
Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком
желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Такая форма работы на занятиях не только расширяет знания о пейзаже, но и развивает творческое воображение, воспитывает эстетический вкус, любовь к природе; укрепляет межпредметную связь, как литературу и изобразительное искусство.
Формирование образного мышления и способности к моделированию
невозможно в искусстве без умений создавать объёмный предмет. Поэтому, я интегрировала изобразительное искусство с элементами скульптуры: обучению умению по созданию объёмной игрушки.
Методика обучения учитывает необходимость постепенного усвоения основных принципов и правил скульптурного изображения. Она является гибкой и строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Одно из основных условий развития творчества на занятиях связано с обучением языку скульптуры, который основывается на общих законах композиции, но имеет свои особенности: трёхмерное, объёмное изображение в реальном пространстве, обозреваемых с разных точек.
Работая с воспитанниками, понимаешь, как нелегко им даются первые творческие работы. Они недоумевают, отчего же кажущаяся податливой, как пластилин глина не поддаётся. Здесь главное - приобрести первоначальный опыт работы с новым природным материалом. Познакомиться с её характерными пластическими возможностями, а также с правилами работы с глиной. Для этого очень хорошее подспорье для ребят – это просмотр видеоряда с примером лепки игрушек непосредственно самим мастером или педагогом. Именно поэтапная лепка, пошаговое копирование работы мастера приведёт к положительному результату. Каждый промысел, будь то Каргополь или Дымка, подразумевает свою технику и приёмы в исполнении маленькой скульптуры. Промыслы имеют свою историю возникновения и развития. Игрушечные фигурки отличаются формой и росписью и воспитанники учатся различать их, знакомятся с истоками различных игрушечных промыслов. Как только ребёнок вольётся в основной процесс и приобретёт первичные навыки лепки, постигнет технику лепки, он может создавать собственные образы, фантазировать. Это способствует развитию образного мышления воспитанника. Развитие мелкой моторики, радость от работы с глиной делает этот процесс удивительно-увлекательным и успешным для самого ребёнка. Особую радость дети испытывают от создания авторской игрушки, которую можно будет подарить близким или украсить интерьер собственной комнаты.
За последние годы обучения у детей заметно сформировалось образное мышление, умение моделировать художественный замысел, изменилось отношение к природе и окружающему миру, сформировались навыки взаимоуважения и взаимопомощи, коммуникативные навыки, повысилась самооценка, дети заняли определенную общественно-значимую нишу в коллективе.
Мотивацией у детей служит стремление украсить свою комнату, подарить сделанный собственными руками подарок близким. Значительную роль в мотивации играет портфолио детей. Они видят, что их труд имеет общественную оценку (грамоты, награждения и общее признание творческих успехов). В перспективе я планирую дать им базовые знания и умения, которые помогут им при поступлении в архитектурный, художественный институты, учебные заведения культуры, и т.д. Сформированные умения помогут им в жизненном самоопределении. Дети от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Поэтому очень важно организовать их художественно — творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти « путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образца в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.
Помните, что если в вашем ребёнке появились зачатки творчества – вы должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так вы поможете ему найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками творчества.
Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Искусством можно лечить, учить размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять. (Б.М.Неменский)
Литература:
А.Ф.Лазурский «Как развить творческое мышление у ребёнка» (М.просвещение) стр.7
Б.М.Неменский " Художественный труд и изобразительное искусство"(М.просвещение)
В.Н. Иванченко "Занятия в системе дополнительного образования" ИЗДАТЕЛЬСТВО "УЧИТЕЛЬ" 2007 год.
П.М.Якобсон, Е.С.Романовна «Доклад» 2008г. М.Просвещение (Методическое пособие в школе по ИЗО) стр.32/2/