Доклад Возможности внеурочной деятельности в развитии образного мышления младших школьников


Возможности внеурочной деятельности в развитии образного мышления младших школьников
Формирование новой системы ценностей в современном обществе обязывает педагога не столько к передаче знаний, которые являются конечным, но не всегда достаточным результатом образования, сколько к оперированию такими качествами как самостоятельность мышления, индивидуальность, осознанность действий по отношению к себе, другим людям и окружающей действительности, коллективному взаимодействию во всех сферах жизни. Поэтому заостряется внимание на обучении, гарантирующем саморазвитие и самореализацию личности, где центральной фигурой становится ученик, участвующий в процессе «образования-созидания».
Такой подход предполагает наличие основных воспитательных задач, направленных на привлечение учащихся к разнообразной деятельности, выявлению индивидуальных способностей для оптимальной адаптации в обществе, воспитанию позитивного отношения к труду, создание условий для осуществления основных образовательных положений с целью быстрого достижения результата. Формирование личности происходит через процесс воспитания и является актом целостного воздействия на человека в сознании и поведении которого откладываются основные социокультурные и нравственные ценности, посредством которых общество контролирует свою жизнедеятельность. Поэтому можно провести параллель между системой воспитания и состоянием общественного сознания и общественной жизни.
Реализовать данные задачи в полном объеме позволяет федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования. Его приоритетным направлением является развитие личностного потенциала учащихся. В свою очередь, для осуществления положений нового образовательного стандарта необходима специально организованная деятельность по его внедрению в образовательную практику.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в школе и одной из форм организации свободного времени учащихся. Это является основанием для привлечения ее к решению основного круга учебно-воспитательных проблем. Цель внеурочной деятельности заключена в содействии и обеспечении достижений планируемых результатов в освоении основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Ее особенность проявляется в широком круге возможностей по предоставлению многообразных развивающих и обучающих занятий, а также в самостоятельности выбора содержательного наполнения конкретного образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность не просто важная, но и необходимая составляющая часть образовательного процесса детей младшего школьного возраста. Она обусловлена интересами самих детей, их потребностями, и направлена на обеспечение социализации младшего школьника. О заинтересованности школы в решении проблемы внеурочной деятельности мы можем судить не только по включению её в учебный план 1-4 классов, но и по новым образовательным результатам, которые она предлагает. Между школой и учреждением дополнительного образования четко прослеживается вариативность и возможность выбора. При этом можно говорить о вариативности и дополнительных условиях для развития учащихся.
Внеурочная работа, как форма организации учебной деятельности учащихся, не просто заложена в программе государства, но, как и урок, является обязательной. Однако, в отличие от урока, она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяют индивидуальные особенности ребенка. При этом она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеурочная работа, в отличие от урока, менее регламентирована и более индивидуальна.
Внеурочные занятия значительно отличаются от классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями. Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учебе, творчеству и т.д.
Особым образом организованная система внеурочной деятельности предоставляет условия, максимально направленные на развитие и формирование познавательных потребностей и способностей каждого учащегося, обеспечивает воспитание, направленное на свободу и право выбора конкретной личности. Постоянное целенаправленное воспитание детей происходит на протяжении всего занятия, в любой момент осуществляемой деятельности. Но особое значение это имеет, когда деятельность протекает в свободное от обучения время. Процесс воспитания становится наиболее продуктивным.
Внеурочная деятельность опирается на желания учащихся и отличается от урочной системы, поэтому формы ее организации различны и многогранны, и имеют не только богатое содержание, но и четкость, выразительность. Они отличаются гибкостью, простотой, вызывают у детей радость и интерес.
Познавательная деятельность может быть организована в форме интеллектуальных клубов, кружков познавательной направленности, факультативов, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, дидактических театров. Это могут быть секции, «круглые столы», диспуты, конференции, викторины, олимпиады, соревнования, научные сообщества, праздничные или тематические мероприятия, классные часы и т.д.Формы проблемно-ценностного общения представлены через дебаты, этические беседы, проблемно-ценностные дискуссии, тематические диспуты. Досуговое общение организуется для приобретения школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Этого можно достичь в рамках такой хорошо известной формы, как культпоход в музей, театр, концертный зал, галерею. 
Основной формой игровой деятельности является игра с ролевым акцентом, социального творчества – форма социальной пробы, коллективного творческого дела, социально-образовательного проекта. Спортивно-оздоровительная деятельность организуется в форме занятий в спортивных секциях, бесед о здоровом образе жизни, участия в оздоровительных процедурах.
Данные формы работы предполагают как индивидуальный подход, обусловленный углубленным изучением материала, так и групповую адаптацию среди сверстников. На таких занятиях педагоги все свои усилия направляют на выявление способностей, раскрывают организаторский, творческий, музыкальный и другие таланты, что играет немаловажную роль в духовно-нравственном развитии школьников.
Добровольный выбор учениками тех или иных форм внеурочной деятельности нацеливает на творческие проявления, соревновательный момент, используемый педагогом в деятельности, дает выход энергии и способствует формированию таких качеств как упорство, трудолюбие, сообразительность, инициатива, самостоятельность, открытость и ответственность.
На основе взаимосвязи результатов и форм организации внеурочной деятельности школьников, можно: 
- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результате; 
- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые смогут гарантировать достижение результата определенного уровня;
- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
- оценивать качество программ внеурочной деятельности;
- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.
Организованная на базе школы внеурочная деятельность помогает использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей. Внеурочные занятия помогают ребенку ощутить свою уникальность и востребованность, так как охватывают своей деятельностью каждого учащегося.
Был проведён опрос, который показал, что 80% родителей учащихся начальной школы положительно относятся к внеурочной деятельности детей в школе. Родители отмечают, что привлечение детей к этому виду деятельности даёт положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет представления ребенка об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды.
Внеурочные занятия проводятся не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, являются обязательными для финансирования, но не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся.
Можно сформулировать принципы организации внеурочной деятельности, которые опираются на:
- возрастные особенности учащихся;
- преемственность с технологиями учебной деятельности;
-традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности. Тесная связь с основным образованием является логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Вся внеурочная деятельность направлена на ожидание результатов, которые должны проявиться при создании оптимальных условий для развития и отдыха детей.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Привлекаются новые области познания действительности, расширяются возможности, направленные на новые ориентиры в образовании.
Внеурочная деятельность художественно-эстетической направленности не только закладывает ценностные основы эстетической теории, но и формирует художественную культуру личности через умения, навыки, вкусы, ценностные ориентации. Самосовершенствование личности происходит, прежде всего, через эстетическое самообразование и самовоспитание. А духовно-нравственное воспитание, совершенствование творческих способностей и потребностей не обходится без средств искусства. И если эстетическое образование в большей мере осуществляется через классно-урочную систему, то самообразование и самовоспитание творческих способностей и потребностей эстетического направления реализуется через внеурочную деятельность.
Широкое внедрение художественно-эстетического образования во внеурочную деятельность как фактора интеллектуального совершенствования, способствует раскрытию мыслетворческого потенциала младшего школьника. Кроме этого используются возможности искусства, художественно-творческой деятельности в психофизиологическом оздоровлении обучающихся через современные методики арттерапии, формируется культура межнационального общения, происходит социально-культурная адаптация, появляются художественно-практические навыки. Овладение теоретическими знаниями художественно-эстетической направленности, и применение их в художественно-практической деятельности, дает возможность школьнику совершенствовать образное мышление, зрительно-образную память, эстетическое восприятие действительности.
Внеурочная деятельность создает оптимальные условия для эмоционального общения детей с искусством, развивает компетенции зрителя и слушателя в эстетической области. Такие формы внеурочной деятельности, как экскурсии, походы на выставки, музейные встречи, музыкальные концерты способствуют возникновению у младших школьников эстетических идеалов, формируют представление о художественных ценностях.
Художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности развивает способность понимать красоту окружающего мира через художественные образы, воспринимать произведения искусства во всем их многообразии видов и жанров, понимать язык любого вида искусства, определять их принадлежность к стилям и эпохам по характерным признакам, оценивать их.
Практическая работа художественно-эстетической направленности во внеурочной деятельности подталкивает к созданию разных по тематике, жанру, технике художественных работ, которые передают отношение к окружающему миру, выделяют его уникальность.
При использовании художественно-эстетической деятельности совершенствуется личностная позиция школьника к тому или иному произведению искусства, появляется возможность преобразовывать информацию из разных источников, использовать специальную терминологию, выражать свое отношение к произведениям искусства в различной форме, аргументируя высказанное.
Только эстетическое видение позволяет судить младшему школьнику об идеалах и ценностях, помогает видеть красоту природы, труда и творчества. Через приобщение к произведениям искусства происходит общий нравственный сдвиг во взглядах на жизнь. Внеурочная деятельность через ознакомление с художественно-эстетическими ценностями предоставляет возможность детям стать лучшими гражданами нашего общества.
Одним из ориентиров в художественно-эстетической области может стать искусство архитектуры. Этот вид искусства является уникальным средством, которое можно использовать в воспитательном процессе.
Архитектура – своеобразная и относительно самостоятельная пространственная структура. Она необходима для нормального протекания процессов жизнедеятельности человека. Материально-социальное назначение архитектуры и ее идейно-эстетическое воздействие всегда находятся в неразрывном единстве. В этом заключается основа ее природы, ее специфики. Ряд таких исследователей, как А.Иконников, М.Березин, Кр.Норбер-Шульц отмечали связь прагматической и эстетической оценки архитектурной среды.
В истории теории и практики художественной педагогики проблема приобщения детей к художественной организации архитектурной среды эпизодически всплывала в исследованиях ученых-педагогов, в реальной практике художников, посвятивших себя работе с детьми. А.В.Бакушинский, А.А.Багданов, А.К.Гастев, Е.А.Флерина и др. выделяли архитектуру как главный фактор художественно-творческого воспитания. Позже обсуждался вопрос о возрастных возможностях детей в осмыслении пространственных закономерностей.
Современный человек, воспитанный условиями своей культуры в быстрой смене впечатлений, привык полагаться исключительно на оптический критерий. Ребенок с первого класса на доступном ему языке эмоций получает понятие об архитектуре.
На первом этапе, когда формируется целостное представление о мире, понятие о том, для чего вообще существует искусство постройки архитектуры, чем оно отличается от искусства изображения, искусства украшения, значительно проще, чем в более старшем возрасте, когда уже более или менее сложившиеся взгляды могут мешать в какой-то мере цельному, образному восприятию условности языка этого сложного вида искусства.Изучая непосредственно архитектуру как вид искусства, дети в первую очередь усваивают именно те признаки, которые отличают архитектуру как искусство от других его видов. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей родины, уважение к результатам человеческого труда.
Архитектура дает ребенку прямые средства конструктивного выражения эмоций, помогает развивать визуальную восприимчивость, учит видеть более детально, глубже осознавать форму и пространство, лучше ориентироваться в окружающем мире. Она пробуждает восприимчивость к прекрасному, стимулирует воображение, вносит вклад в развитие хорошего вкуса, обогащает жизнь.
Архитектура как особый вид искусства, наделенный яркой образной выразительностью, является важным средством эстетического воспитания. Образуя основу предметно-пространственного окружения, архитектура “делает жизнь людей буквально жизнью в искусстве, в среде художественных знаков и образов” (В.Е.Громов).
Приобщение младших школьников к архитектуре оказывает положительное воздействие на воспитание сенсорной культуры. В процессе целенаправленного восприятия произведений зодчества развиваются чувство формы, пропорции, цвета, совершенствуются зрительные и осязательные анализаторы, формируется способность к обобщенным образным представлениям. Знакомство с памятниками древнего зодчества способствует формированию представлений об отдельных фактах истории, о жизни людей той или иной эпохи, их традициях и культуре. Изучение архитектуры как сложного явления материальной и духовной культуры дает возможность знакомить младших школьников с широким кругом предметов и явлений окружающей действительности, активизирует познавательные интересы в различных областях знаний.
Художественные экскурсии архитектурной тематики развивают способность проникновения ребенка в художественное произведение, вызывают разнообразные эстетические чувства, воспитывают бережное отношение к художественным и историческим ценностям прошлого, желание совершенствовать знания в области искусства.
Архитектурно-пространственную среду можно рассматривать как систему языков, основывающихся на таких исходных элементах, как композиция (конструкция), линия, цвет, объем, пространство. Диктуются эти законы спецификой образного строя данной среды, который, в свою очередь, является отражением ее социальной функции.
Существуют педагогические критерии, с помощью которых появляется возможность обнаружить у детей уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство, соединенное с импровизацией, созиданием нового образа. Особенно важным в этом процессе является формирование у ребенка эстетической позиции. Эстетическая позиция – это особое целостное отношение ребенка к миру, благодаря которому он и хочет быть художником, и может им быть. Качество, от которого зависит и способность человека к художественному творчеству, и его потребность в нем.
Знакомство с архитектурой обогащает представление ребенка о художественном образе и развивает его образное мышление. Образное мышление обеспечивает основные процессы в эстетическом освоении мира, а архитектура помогает в раскрытии эстетической ценности предмета, эмоциональном реагировании на него, стремлении к эстетическому совершенствованию. Из всех поступающих эстетических впечатлений в сознание человека основное место занимают зрительные.
В.Т.Шимко выделяет четыре уровня процесса визуализации, которые связаны между собой: «элементарные» визуальные сигналы (пятно, линия, цвет, размер, объем, пространство, форма); композиция совокупности визуальных элементов как их формальная эстетическая организация; композиция как взаимосвязь, взаимозависимость или примирение элементов; интегральные впечатления (эстетические категории): масштабность, тектоническая организация; эмоциональная ориентация, гармоничность, оригинальность; образ формы. Это говорит о том, что опираясь на внешние визуальные ориентиры, мы формируем внутренний образ.
У детей посредством постоянных тренировок можно и нужно развивать способность, навык целенаправленного формирования образа. И именно это подтолкнет к потребности искать, видеть, понимать, чувствовать. Ребенка нужно ставить в ситуации нахождения образных средств, адекватных эмоциональной задаче увиденного.
Когда художественно развитый глаз схватывает предмет, формы которого согласуются с формами эстетически развитого восприятия, то человек может быть уверен, что увидел целостную картину, конкретную систему явлений, а не просто переплетение многих случайно столкнувшихся частей, не разнородную составляющую из случайных сочетаний.
Рассматривание архитектурных объектов, нацеленное на выделение их формы, пропорции, пространственного расположения, делает практическую деятельность детей более осмысленной, значительно облегчает освоение последовательности выполнения объектов конструирования. В этом случае направляющими стимулами могут быть особенности восприятия различных отношений пространств, объектов, плоскостей, цветов, тени и света. Таким образом, архитектурная среда является важным моментом в формировании у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному, развитии художественного восприятия, воспитании эстетического отношения к действительности.
В процессе целенаправленного воздействия искусства архитектуры, можно развивать умение анализировать предметы окружающей действительности, формировать обобщенное представление о создаваемых объектах, воспитывать самостоятельность образного мышления. Возможности архитектуры соответствуют задачам внеурочной деятельности. Поэтому мы можем говорить о целесообразности использования искусства архитектуры в воспитательно-образовательном процессе внеурочной деятельности.
Таким образом, во внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности скрыт огромный потенциал для образования и воспитания младшего школьника, выявления его талантов и проявления лучших качеств личности.