Материал по обмену опытом. Урок по теме КЛОУН В ЦИРКЕ 3 класс
Работая в системе образования в области изобразительного искусства более тридцати лет, я всё глубже ощущаю ценность и необходимость этого предмета для формирования не только личности, но и общества в целом.
Проблема, над которой я работаю - формирование художественной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры путём интеграции изобразительного искусства и поэзии.
Новые установки отечественного образования также направлены на возрастание значения воспитывающего обучения.
Каждый год обучения в системе общего художественного развития ребёнка - это постепенное погружение его в осознание богатства и многообразия связей искусства с жизнью людей своего региона, страны, планеты в целом, потому что не бывает человеческого общества без искусства.
На уроках ИЗО я активно использую принцип интеграции, показывая взаимосвязь видов искусства (в частности литературы и изобразительного искусства), пробуждаю творческую активность школьников, осознание ими того, что учение – не только долг, но и радость, а уроки искусства затрагивают весь окружающий его мир, помогаю учащимся выйти на развитие положительной мотивации учения и на практике реализую основные направления стратегии модернизации российского образования, требования новых образовательных стандартов.
Необходимость формирования у учащихся познавательной активности и развития творческого потенциала побуждает меня искать всё новые средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. В этом особую роль играют современные информационные технологии. Программа «Интерактивные технологии в образовании» дала мне возможность использовать на уроках ИЗО интерактивную доску «Smart Boart», что значительно повысило наглядность и занимательность уроков, расширило возможности взаимодействия учащихся по изучаемым темам. Я охотно делюсь опытом своей работы с коллегами и молодыми специалистами.
Так в рамках городского семинара мною был дан в качестве мастер-класса для молодых специалистов города открытый обобщающий урок в третьем классе: «Художник и зрелище. Клоун в цирке», иллюстрирующий применение на уроках ИЗО современных технологий, способы активизации учебного процесса за счет использования не только традиционных наглядных материалов, но и СМАРТ доски, а также использование детьми на уроке возможностей компьютерной графики.
В связи с тем, что на обобщающий урок по этой теме целесообразно отвести два урока (на втором уроке – работа над окончанием образа клоуна в цвете и выставка полностью законченных работ), данный материал для одного урока может быть несколько сжат. Это даст возможность учащимся на одном уроке закончить работу над рисунками и выполнить большую часть в цвете.
ПРОБЛЕМА: Осознание учащимися ведущей роли художника для зрелищных видов искусства: цирк, театр, музей.
ЦЕЛЬ урока:
Расширение знаний и представлений учащихся о роли художника в зрелищных видах искусства на примере создания средствами изобразительного искусства образа клоуна в цирке.
Задачи:
1 Развитие воображения, творческого потенциала учащегося, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению.
2. Овладение элементарной художественной грамотой: совершенствование умения работать разными художественными материалами за счёт приобретения опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
3.Освоение первоначальных навыков работы в области компьютерной графики за счёт знакомства с программой Pаint и применения СМАРТ – интерактивной доски.
4. Воспитание интереса к изобразительному искусству, и искусству в целом, обогащение нравственного опыта за счёт формирования уважения к людям различных творческих профессий, к культуре многонациональной России и других стран.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютеры, краски, альбомы, мелки, кисти. – для обучающихся
Компьютер для учителя, интерактивная доска.
Аппликативное панно - коллективная работа на ватмане «В музее».
Детские работы по теме: рисунки и маски клоунов, рисунки театральных занавесов.
Презентация учителя по теме «Парад клоунов».
Фото Третьяковской галереи, Ростовского цирка (региональный компонент).
Репродукции «Сикстинской мадонны» Рафаэля, «Моны Лизы» Леонардо да Винчи.
Репродукции пейзажей Ф.Васильева, И. Шишкина, В. Поленова.
Иллюстрация к пьесе Шекспира «Венецианский купец»
(для показа одежды торговцев 16 в)
Музыка Дунаевского к фильму «Цирк»
Стихотворение «Цирк» Н. Коноваленко
СЛОВАРИК: Жонглёр, клоун, эквилибрист.
Поисково-познавательный материал о клоунах нашей страны с мировым именем
(Ю. Никулин, М. Румянцев, В. Полунин)
СХЕМА УРОКА:
1.
Создание в начале урока проблемной ситуации за счёт показа коллективной аппликативной работы (сделана до этого учащимися кружка ИЗО на формате А2: изображён зал музея, где висят картины, стоят скульптуры, декоративные вазы, ходят посетители музея) и вопроса о том, как и почему можно назвать данное панно.
Учащиеся обосновывают ответы, приводя примеры и доводы, что предметы, изображённые на панно (картины, скульптуры, предметы ДПИ) и люди указывают на то, где происходит действие: «В музее».
2.
Далее следует короткая информация о нескольких музеях: Третьяковской галерее (показ слайдов), Эрмитаже, о том, что каждая страна имеет музеи: Лувр – во Франции, Дрезденская галерея – в Германии. В качестве иллюстраций к сказанному – репродукции портретов, пейзажей. Информация о музеях Ростова-на-Дону, подкреплённая воспоминаниями тех учащихся, которые уже бывали в тех или иных музеях. (Фото музея Изобразительных искусств)
Далее следует обобщение знаний учащихся по теме четверти: закрепление понятий «Зрелище», «Музей», «Театр».
Художник – главный человек для музея – его картины нужны людям, они пробуждают в человеке мысль, чувство!.
Делается вывод о том, как важен труд художника и для театра.
Он сопровождается показом предыдущих детских работ с изображением театральных занавесов, театральных сцен и костюмов. Информация о театрах Ростова. (Кукольный театр, театр им. Горького – фото-слайды)
Далее звучит фрагмент музыки Дунаевского к фильму «Цирк». Некоторые дети легко вспоминают, где и когда слышали её.
Следует вопрос о зрелищном виде искусства, где человек показывает возможности управления своим телом, показ фото ростовского цирка., беседа о месте художника в цирке. Читаю своё стихотворение «Цирк»:
В цирке я была сегодня!
Яркий праздник новогодний
показали нам артисты.
Были там эк-ви-ли-брис-ты!
И жонглёры!
И гимнасты!
Лев морской похлопал в ласты.
На коньках катался мишка,
куклу нянчила мартышка!
Кони вскачь неслись по кругу!
Мяч бросали мы друг другу!
Но всех лучше – клоун Гоша!
Он весёлый и хороший.
Всё - умеет! И забавный.
Он, конечно, самый главный!
Разбирают со ссылкой на словарь Ожегова слова, имеющие отношение к цирку: арена, жонглёр и т.п.
Спрашиваю: - Почему клоун, по мнению героини стихотворения, - главный? (дети отвечают)
На вопрос, догадался ли кто-нибудь, что мы сегодня будем рисовать, дети легко предполагают, что клоуна. Даю краткую информацию о клоунах-соотечественниках с мировым именем. Ю. Никулине, М. Румянцеве, В. Полунине. Делается вывод о том, что в любой профессии можно достичь мастерства.
3.
Далее идёт объяснение порядка выполнения работы, повторение пропорций человека при изображении клоуна. В ходе урока звучит тихо музыка Дунаевского, учитель постоянно обращает внимание учащихся на плюсы и минусы, которые помогут детям достичь более высокого уровня изображения человека.
Четыре-пять учеников – за компьютерами, два-три человека помогают в иллюстрировании возможностей работы на интерактивной доске, остальные – работа красками и мелками на бумаге.
Перед работой учащиеся смотрят презентацию детских работ других классов по теме «Парад клоунов», выполненных в традиционной технике и показ слайдов, выполненных учителем с помощью компьютерной графики.
4
В конце урока – выставка детских работ в традиционной технике исполнения и просмотр работ на дисплеях компьютеров.
Повторение словарика и понятий, связанных с театром, цирком и музеем.
Повторение того, какое место занимает художник в зрелищных видах искусства.
Окончание урока
Учащиеся третьего класса познакомились с презентациями по теме урока, рисованием на интерактивной доске, выполняли изображения на дисплеях компьютеров, на бумаге, применяя в работе акварель и гуашь – по выбору. Кроме того, дети ознакомились с выставкой работ учащихся других классов и сами стали участниками выставки рисунков по заданной теме.
Урок проиллюстрировал возможности применения современных технологий на уроках изобразительного искусства и показал высокие предметные результаты для учащихся:
- в личностной сфере – самостоятельный выбор решения поставленной задачи, возможность самооценки в конце урока;
- в познавательной сфере – понимание обучающимися значения искусства и роли художника в жизни человека и общества;
- в ценностно-эстетической сфере – умение передавать в художественно-творческой деятельности характер, умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
- в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Метапредметные результаты:
- Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни на примере зрелищных видов искусства.
- Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
-Обогащение ключевых компетенций (к примеру, деятельностных) художественно-эстетическим содержанием;
- Формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную художественную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- Формирование способности оценивать результаты художественной деятельности, собственной и одноклассников.
Урок показал возможности активизации учебного процесса за счет применения не только традиционных наглядных материалов, но и СМАРТ доски, а также компьютерной графики, за счёт чего третьеклассники получили максимальные возможности для творчества и самовыражения. Материал был подан с учётом регионального компонента. Были использованы различные современные образовательные технологии: проблемно-поисковые, вербальные, аудио-визуальные, диалогические, на деятельностной основе, дифференцированного обучения, по типу общения – личностно-ориентированные.
Этот материал – отчёт о разработанном и проведённом для молодых специалистов уроке, он передавался в методический отдел, лично мною прежде не публиковался.